Рецензия на роман Сергея Иннера Овердрайв

Провинциальный юноша переезжает в Санк-Петербург в поисках любви, возможности стать рок-звездой и разгадки Великого Но, но тут опять начинается "всё это". О том, как желаемое становится действительным, о зыбкой грани между реальностью и мифом, о великом гитарном баттле Эроса и Танатоса и о том, о чём не говорят вовсе. "Я люблю эту книгу и боюсь её. Её страницы населены всем самым лучшим, самым кошмарным и самым важным, что я сумел отыскать в себе, её текст высечен из камня. Я не представляю, что с вами будет, когда вы её прочтёте", – пишет автор.

Заинтриговал, однако. Прочёл; и Иннер оказался прав: который уже день хожу под впечатлением. Так меня лишь поражали Набоков, Фицджеральд, Ремарк, Битов, Довлатов, Пелевин. Неслабое соседство, правда? Мнение субъективное, но всё же. И что же это? Элегия крепких сил? Песнь, расправляющей плечи молодости? Открытие новой грани бытия?
Зачастую, созданные писателем художественные образы – это прыжок от реальности. На мой непросвещённый взгляд, некоторые главы романа, оказавшись вне литературного контекста, звучат в жанре рассказа, а скорее даже, эссе, и это не есть плохо, ибо истинное искусство всегда чуть сдвинуто, чуть косо, чуть разорвано, чуть не закончено; важно лишь одно: когда в произведении, – будь то музыка, живопись или литература, – мерцающе пульсирует волшебство жизни. Или смерти.

Не устану задавать себе вопрос: что такое литература? Это умение пробиться сквозь невидимую стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что умеешь. Обычно, связь личности писателя и его произведения непредсказуема. Как сказать...  Для меня, например, предсказуема. Книга Сергея Иннера "Овердрайв" наводит на узел экзистенциальных проблем: жизнь, смерть, любовь, человек. Мерцающий сюжет, в котором фантазия обретает плоть реальности. Убаюкивающая интеллигентная авторская речь иногда срывается на неслабую ненормативную лексику, но не для примитивного стёба – она принимает цвет обстоятельств. Не выпадает из контекста произведения и тенденция увязывать творческие поиски с сексуальными приключениями. Автор смело, порой дерзко, соединяет высокое с низким, необычное с будничным, где в таинственных безднах подсознательного блуждают недремлющие тени животных инстинктов. Иннер часто говорит о сексе, не опасаясь перекличек и повторений, наоборот, всячески приветствует их, ибо "плодитесь и размножайтесь". В романе осязаемо чувствуется тайное подсознательное тяготение к страсти, которое кроется почти в каждом организованном и приличном творении, коим несомненно является "Овердрайв". "Делаешь разным богиням детей с их согласия, пусть сознания их зарождают новые и новые миры". Уровень исповедальности – угрожающий. Это очень по-русски. Величие духа показано через телесную ничтожность, единство замысла – через противоречия. Автор собирает ту литературную полифонию, что другие авторы, к сожалению, разбрасывают, не считая это важным. Многообразие в литературе – это неоднозначность, противоречивая многослойность человеческих натур и ситуаций.

Да, как кто-то уже сказал, текст невероятно музыкален. Согласен. Повествование наполнено цикадным звоном таланта и ироничностью, что в современной литературе невероятно важно. Музыкальность присутствует и в буквальном смысле, и в метафоричном. Это тот самый дух рок-н-рола, который мы познали в начале семидесятых. Led Zeppelin, Deep Purple, Nazareth, Pink Floyd. Я на всю жизнь сохранил в памяти концерт Pink Floyd в Москве, на котором мне удалось побывать. Я помню, как уносился в небо, слушая эту музыку, думал о чём-то высоком и, наверное, несбыточном. И вот, спустя десятилетия, писатель Иннер вернул меня в это блаженное состояние.  Ведь люди всегда привержены к тому времени, когда их любили, а главное, когда они любили.


Писательская жизнь – это безотходное производство. Всё идёт в дело: и радость, и горе, и цветы, и блевотина, и этика, и, как это не странно, даже эстетика. Автор не заботится о хорошем настроении читателя, и многие мысли становятся пророческими. "Когда ты взрослеешь на Земле, постоянно что-то не так. Приходят бывалые люди, обещают тебе правильный расклад, на деле же – снова провал". Русским писателям нет нужды моделировать абсурдные ситуации для своих сюжетов – достаточно оглянуться по сторонам.

"Когда ветер обдувает травинку, он становится травинкой. Когда ветер обдувает гору – становится горой. Писатель есть ветер. Описывая святого он становится святым. Отображая грешника превращается в нечестивца".
Вся отечественная литература, в большинстве своём, предполагает необходимость пробиться к чужой душе и сообщить ей нечто важное. Герои беспрерывно жалуются на свою жизнь, ими же выбранную, хотя вполне  способны её изменить.

Прочитайте книгу Сергея Иннера "Овердрайв", не пожалеете.

https://youngspace.ru/author/vialiy/


Рецензии
Заинтриговал, Василий. Надо будет почитать...

Евгений Петропавловский   20.10.2020 21:29     Заявить о нарушении
Почитай, не пожалеешь. Наш человек.

Василий Вялый   21.10.2020 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.