К гениальности Марии Шолоховой... мариинка

К гениальности Марии Шолоховой … «мариинка».


     Направление к разгадке, так будет понятнее читателям… Разобраться в тайнах создания шедевра ХХ века, эпопеи «Тихий Дон», писателем  Михаилом Шолоховым.
Соавтор романа, его молодая жена… Мария Петровна, утвердитетельно заговорили после 1929 года, когда был написан 1-й и 2-й том казачьей эпопеи.
… Причина, образование молодого мужа – писателя, уже выпустившего на суд читателей том «Донские рассказы» в 1925 году и вторую книгу «Лазоревая степь» в 1926 году.  Четыре класса обучения начальной школы… (В биографиях гонителей таланта, добавляли… церковно – приходской. Реальное образование было (гимназия со староверческим уклоном) : четыре класса по методикам староверов, что означало 8-9 классов любой гимназии).

     Повод и мотивы придирок к молодому писателю… вопрос политики.
В 1929 году апогей накала страстей в молодой стране, образование национальных республик, автономий.
Сюжеты «Тихого Дона», первая редакция, начало романа, впечатляли… Отделение донских земель от России, северной Москвы.
«Мелеховский курень… ворота были открыты на север, откуда дуют холодные и злые ветры».
(Фраза сквозит присутствием в тексте тестя, казачьего атамана, Громославского П.Я.)

 Сепаратизм донского казачества, самостийность, независимость. Казачьий Дон преобразовать в отдельное государство!? Редактором журнала «Октябрь» А. Серафимовичем, текст был допущен к публикации… Поплатился увольнением.
Второй том и рассказ в нём, судьба разогнанной в 1918 году Донской республики, с казнённым руководителем, казаком - старовером Ф. Подтёлковым…
Читалось на то время, чуть ли не требованием, восстановить утерянное казачье образование хотя бы в автономию. Подтекст религиозно – политический, вернуть законно староверчество.

Примечание. Параллельно, в унисон, другими прозаиками и поэтами, к 1929 году, в разной литературной и политической форме, были настоятельные ходатайства к правительству, о создании самостоятельных национальных образований…
Например, активная роль поэта «горлана», Владимира Маяковского по восстановлению Кубанской республики, разогнанной вместе с Донской в 1918 году. Родиной казачки матери.

     Советские писатели были неоднородного состава, мышления старой и новой жизни… Начались банальные, было притухшие с окончанием Гражданской войны, гонения против казачества, их литературы.
Вот тогда – то и было сотворено понятие «плагиат»… Направленное против молодого писателя Михаила Шолохова и его романа «Тихий Дон».

Эти же писатели, вдруг обнаруживают… присутствие в 2-х томнике, женского значитетельного по объёму текста! Тонкости, фишки, присущие только женщинам, притом возрастным, а писатель слишком молод…
Е.Г. Левицкая, зав. отделом издательства «Московский рабочий», воспоминания.
«Это автор «Тихого Дона», - недоверчиво сказала я, глядя на паренька.
«Вот не ожидала!»…
«Ладная фигурка… в зубах трубка».
«Чудной паренёк – да и только. И уж никак не верится, что он мог знать так много, так удивительно передать тончайшие движения человеческой души, переживания женщины, матери, любимой и любящей…»

     Писателями – гонителями всего казачьего, срочно начался поиск «литературного раба», именно женского обличья. Быстро нашли… Жену писателя – паренька, с девичьей фамилией – Громославская, дочь многолетнего казачьего атамана Дона. Бывшая учительница, грамотная, гимназическое образование.
Образование мужа и её несопастовимы, главный аргумент хулителей таланта Шолохова тех лет.
Заявлялось, утверждалось, даже следили… Как, где и как будет писать третий том - продолжение эпопеи Мария Шолохова – Громославская. Про любовь казачью, «… удивительно передать тончайшие движения человеческой души, переживания женщины, матери, любимой и любящей…».

     Мария - соавтор романа… Об этом её бесчисленное количество раз спрашивали отечественные и зарубежные корреспонденты. Ответ был один, написал он, Шолохов Михаил Александрович.
Даже не признавалась помощницей…
Исторически существуюшая фраза атамана, будущего тестя Михаила: «Бери Марию, и я сделаю из тебя человека».
Загадочные слова, будоражущие умы исследователей на протяжении 100 лет.

Не менее загадочный исторический сюжет… Периодически появляющийся в «шолоховедении», по какой – то причине исчезающий с разных справочных носителей.
В 1929 году, после опубликования 1-го и 2-го тома романа в журнале «Октябрь»,  писатели «плагиаторщики» - гонители молодого Шолохова, начали травлю с… письма – обращение к тогдашнему союзу обществ писателей…
Две жительницы донщины сообщали, Громославский, старый атаман, которого прекрасно знали… По хуторам собирал разные истории о стародавних временах казачества.  Говорил, что для книги… На Дону все узнали, книгу «Тихий Дон» написали, стоит огромных денег…
Атамана просят поделиться деньгами с казаками хуторов, обещал…
Жители края причастны к написанию истории своей отчизны. Значит, и к славе!

     … Женщины Дона… Начало начал, они фактически были организаторами, дали старт гонениям молодого Шолохова.
Косвенно, не он… Но не поделился славой за опубликованную книгу,… деньгами с жителями своего края. В книге действующие лица, простые хуторяне, станичники донского края имели право на долю славы.

Женская составляющая часть двух томов книги «Тихий Дон», определяет канву исторического повествования… Замысел в политике, война, жестокость.
Ход казачьей жизненный, бытовой истории женский…, витеивиатый нежный, ласковый. Дети в войне, женщины и война, любовь, страсть, приключения.

Жена писателя, Мария, была редактором, переписчиком глав книги, машинисткой, правила текст. Доказано, её почерк, но и от этого она категорически отказывалась. Написал всё он, муж… Казаческое, вековое – муж всему голова!

Разгадать загадочную неразгаданную Марию… Даже её дети, хотели, но не смогли этого сделать. Отголоски свидетельств станиников о её молодой жизни не признавала, называла бабскими сплетнями.
По крупицам создавалась та часть биографии, её отношение к роману – шедевру ХХ века, «Тихий Дон», соэданный её мужем, знаменитым на весь мир Михаилом Шолоховым.

     Направление к одной их главных разгадок Марии, её обучение в Усть – Медведицкой женской гимназии, где директором был… казачий журналист, писатель Крюков Фёдор Дмитриевич.
Конец 1-ой Мировой на Дону и междуусобного противостояния – (отличительная черта только для донского региона, староверы против новозаветников). Затем начало Гражданской войны 1918 года, остановило учёбу. Гимназии станицы были распущены, (крест – накрест заколочены).

Читаем справочник… «В (Усть – Медведицкой) станице имеется две гимназии — мужская и женская, женское Мариинское училище, реальное, духовное и военно-ремесленное училища».

Один из главных ключей к разгадке Марии,… романа, писателя – мужа, всей её семьи… Её гениальности,… женское Мариинское училище…
Невероятно, почти никогда не упоминалось. Почему? Было бы сенсацией… Рьяно торпедировали противники - гонители писателя.
Противоречивые данные биографии дочери атамана: конец 1917 года и закрытие всех учебных заведений станицы Округа. Война…

Сокрытие сторон биографии продолжилось после публикации глав книги,… с появлением мифа о некоем белогвардейском офицере, с якобы черновиками «ТД». Был озвучен…, Крюков Ф.Д.
Но, он же, директор гимназии, учитель Марии до 1918 года!

     Мария учительствовала с 1918 года в своей родной станице Букановской несколько лет…?
Была, была и другая дата… С 1920 года в своей станице работала учительницей начальных классов… Один год, начало 1918-го и до конца 1919 года, находилась в Медведицкой и… работала учительницей…

Спор могло разрешить «железное» свидетельство музея в Ростовской области, станица Вёшенская,  «Государственный музей заповедник М.А. Шолохова» 
 
«С 1911 г. училась в Усть-Медведицком епархиальном училище, а когда началась гражданская война и учащиеся были отпущены по домам «впредь до особого распоряжения», уехала к родителям и учительствовала в Букановской начальной школе».

Запись общая и к тому же… Указано епархиальное училище, что не правильно. Согласно справке, в станице Усть – Медведицкая, было… духовное училище.
Духовное училище, это 4 начальных класса. Уроки религии местной епархии, служение Православию.

И получается, правильная энциклопедическая запись, «… училась в Усть-Медведицкой женской гимназии, директором которой в то время состоял Ф. Д. Крюков).

     Таинственное, загадочное…
Женское Мариинское училище окружной станицы Усть – Медведицкая. «Мариинка», народное название. Какое отношение имела Мария к нему?
Советская «самиздатовская» молва из разговоров М.А. Шолохова и знаменитого путешественника Тура Хейердала, когда тот приезжал в Союз и они вели длительные беседы об истории казачества тет – а – тет, в присутствии близкого окружения, от них отрывками просачивалось в народ (мнение, специально). Период Гражданской войны на Дону, писатель и его жена Мария в то время.

     Читаем энциклопедическую справку.
В Усть – Медведицкой, «…Советскую власть установили мирным путем в конце 1917 г.
… к осени 1918 года, практически весь Усть-Медведицкий округ был захвачен частями атамана Краснова. В ноябре 1919 года армия генерала Краснова была разгромлена…» Остатки были ликвидированы только к концу 1920 года.

Мария Громославская находилась в Медведицкой весь год, до конца 1919-го. В Букановской было опасно из – за боевых действий. По размерам станицы не сравнить, Медведицкая была, как город, отец, бывший атаман Букановской всё устроил, проживание, питание.
Мария получила уведомления после закрытия гимназии в связи с войной, «Отпускается вплоть до особого распоряжения». И она осталась в Медведицкой, (явно по настоянию отца).

    Мария на 4 года была старше своего будущего мужа, Шолохова… Интересен факт, что делал Михаил в это же время, 1918 – 19 год?
«… с чего всё – таки началась  книга «Тихий Дон»?
    
     С того, что увидел своими глазами, пережил в 1918 - 19 годах, когда пришли немцы, не успели их изгнать, с небольшого перерыва начались бои белоказаков с красногвардейцами.
     Из гимназии в Богучарах, родители забрали, увезли в Вёшенскую, проучился до весны и туда бои  пришли. Детей родители кто мог, куда – то попрятали или в естественной панике переезжали по краю с места на место по родственникам, знакомым, где было затишье, Вёшенская, Плешаков, Рубежный.  Было ему 13 – 14 лет.

     По воспоминаниям родителей и его самого, война охватила весь край, бои, расстрелы.
Казни поркой, пытки поркой, воспитание кто за кого поркой. Вой от боли, позора недругов и другов вниз и вверх по Дону без разбора мужиков и баб.
Такая традиция у казаков в период разных смут - дикие вопли и вой страданий…
Кровь, ужас, грязь войны».

     … Чем занималась отличница и любимая ученица женской гимназии, учителя Крюкова Фёдора Дмитриевича, в трудный год сражений за власть на Дону?
Учительствовала в частной школе на дому, после закрытия «мариинки» в конце 1917 года. Овладела методиками работы с детьми, занималась поисками историй казачьей жизни, приобрела литературные навыки. Выучила все уроки – домашнее задание учителя и писателя Крюкова, тот ушёл на войну.
Социальная принадлежность, дочь атамана и её вес - интеллигентность в высшем казачьем обществе, был достаточно высок.

     Энциклопедическая справка.
«Мариинские женские училища женские школы особого типа, возникшие по мысли… императрицы Марии Федоровны…  училища предназначаются для девушек низших слоев городского населения, которые не нуждаются в гимназическом образовании или которым оно не по силам, а простая школа грамотности недостаточна. М. училища должны составлять промежуточную ступень между начальными низшими школами и средними учебными заведениями, постоянно имея в виду предстоящую ученицам трудовую жизнь и обращая серьезное внимание не только на религиозно-нравственное воспитание и на учебные предметы, но и на подготовку к изучению ремесел (чистописание, рисование, черчение) и к практической деятельности в домашнем быту (рукоделие). При этом, однако, М. училищам придан характер исключительно общеобразовательный, а не ремесленный...

… Принимаются девицы, без различия сословий и вероисповеданий, в возрасте от 9 до 11 лет, за плату в 30 р. в год. Курс учения четырехгодичный. Преподаются: Закон Божий для православных, русский язык, арифметика, география и история России, естествоведение, чистописание, пение и рукоделие…».

     … Военные, 1918 – 1919 годы, бои, разруха, страдания.
«… в смертной драке брат идет на брата, сын – на отца», М.Шолохов.
Мария Громославская будущая пожизненная спутница - жена писателя Шолохова, становится  учителем казачат станицы Медведицкой…
(Умышленная «перепутка», писанная в прошлом веке недругами семьи Шолоховых… Якобы, Мария в 1918 году работала в школе учительницей(?), где директором был Крюков Ф.Д.)

… 1960 год, Всероссийский съезд учителей, обсуждение вышедшей трилогии «Тихий Дон» на экраны страны, год 1959-й. Единодушный отклик, роман – эпопею писали Шолохов и учителя станиц, хуторов Дона!
С тех пор загадка о гениальности учительницы Марии и книги «Тихий Дон».
В чём главная разгадка эпопеи?
В женской объёмной части романа…

Гениальная жена, Мария Шолохова… В чём её гениальность?
Эта моя публикация, направление к одной из главных разгадок создания шедевра века, романа «Тихий Дон».
Один из ключей к разгадке, … женское Мариинское училище, донской станицы Усть – Медведицкой.
Мария и её сложный год, 18-й на 19-й, когда шла война на Дону. Задолго до замужества, тем более, до начала создания книги о казачестве «Тихий Дон», а предназначение на мировую славу и её лично, зародилось как раз в то ужасное время, битвы века, за власть в её Отчизне…


К разгадкам Шолохова.


Рецензии
Владимир, внесу ряд поправок и справок. Прочитал в этот раз внимательно (первый раз только пробежался глазами).

"Серафимович ... поплатился увольнением".
Нет, он пришёл редакторствовать в "Октябрь" сам, чтобы напечатать там ТД (мэтр мог себе это позволить..., плюс протекция ОГПУ) и уволился сам. Роман в "Октябре" печатался при Серафимовиче с январского номера 1928 по март 1929 (в этом номере закончена XII глава третьей книги (6-я часть). В двадцатых числах марта 1929 заседала комиссия РАПП по плагиату, в которой Серафимович был фактически главным "цензором" (Мария Ульянова была лишь номинальной главой комиссии), плюс Александр Фадеев, Владимир Ставский, Леопольд Авербах, Владимир Киршон (все они ровесники Шолохова).
В конце марта в "Комсомольской правде", а затем и в "Правде" напечатали заключение комиссии с выводами, что с авторством всё "окей", и при этом серьёзно пригрозили всем клеветникам.
После ухода Серафимовича "Октябрь" продолжил публикацию ТД только с января 1932 года.

"Мария.... даже не признавалась помощницей"
Признавалась и не раз.

И всё-таки она не училась в Мариинке (в здании "Дом над кручей), а отучилась семь лет в Усть-Медведицком Епархиальном училище (1912-1918, ровно столько, сколько существовало это заведение). В Усть-Медведицкой не учительствовала, а лишь только в Букановской школе (это с её слов).

С Шолоховым они фактические ровесники (разница в полгода), но Михаилу отец выправил метрики, чтобы сделать его несовершеннолетним — работая в 1922 продинспектором в Букановской (Мария уже была в то время его помощницей), он делал приписки и попался. Грозила тюрьма, но благодаря его "новому возрасту" всё обошлось одним годом условно.

Примите совет — не очень доверяйте Википедии, там много неточностей, и всю информацию желательно перепроверять.
Желаю успехов.


Игорь Шап   15.07.2020 22:34     Заявить о нарушении
Смотрите, не ошибитесь выводами в своей книге ...
Щекотливое дело... Мария. Загадка, читатели отгадывают...
Не в первый раз я упоминаю её гениальность. Что - то в
её поступках не то, что в обычных помощниках писателей.
Спасибо за мнение.

Владимир Конюков   11.07.2020 11:13   Заявить о нарушении
Мне интересно, как ответ за 11.7 попал на 15.7... Ну, да, ладно.
По Серафимовичу и да и нет. Я публиковал раньше об этом...
Я был коллекционером непечатных биографий, было направление в прошлом веке, выписывали - записывали информацию на карточки, картотека была. Форма подшивок, вырезок и сейчас на блошинных рынках попадается.
Его биография выверенная идеологией...
В то время сам ушёл в разгар бума - шума публикациии, не серьёзно. Избежал скандала... Тогда было странное явление, заступничество эмиграции, обращение к немцам, 1-я Мировая и в романе немцы. Немецкий самиздат был от штаба Краснова, машинописный текст был. Впервые после окончания войны, немцы за печатание, с чего и пообещали в будущем экранизацию.
Но! Первая редакция не устраивала по причине сепаратизма, явной самостийности в диалогах героев и нецензурной донской вычурной лексики текста.
Серафимович редактор, отвечал за это, был стрелочником. Его и вернули, спустить на тормозах по тихому и получилось другое явление. Из ТД постепенно выкидывали целые абзацы, правили, правда, большинство с ведома автора.

Ваше, "И всё-таки она не училась в Мариинке (в здании "Дом над кручей), а отучилась семь лет в Усть-Медведицком Епархиальном училище (1912-1918, ровно столько, сколько существовало это заведение). В Усть-Медведицкой не учительствовала, а лишь только в Букановской школе (это с её слов)".
В мариинке нет конечно, откуда взяли, школа для бедных?!
Статус епархиального училища, начальное религиозное образование. Ровно 4 класса!
Перепутано с гимназией, в ней первые 4 года, мало отличались от епархиальной программы, основа - духовное начало.
С Марией есть такая запись в справочниках, училась в духовном училище. Но и духовное было только 4 года! Справка того мин.обра.
Поэтому она училась в Усть-Медведицкой женской гимназии, статуса детей чиновников, атаманов станиц. Директором одно время и был Крюков...

А вот период, конец 1917 -го года и конец 19 -го года, загадка, где и как учительствовала, потому что там зарыто понятие её гениальности. Учительствовала в Букановской, проходная её фраза... т.е. и там учительствовала.
Признавалась помощницей в мелочах, это верно.
Спасибо.
В ТД столько загадочных извилин...

Владимир Конюков   16.07.2020 09:00   Заявить о нарушении
пояснения по училищам того минобраза .
"При учи­ли­щах для прак­тической под­го­тов­ки вос­пи­тан­ниц к пе­да­го­гической дея­тель­но­сти от­кры­ва­лись на­чаль­ные шко­лы, в начале XX века они име­лись при всех..."

Ещё одна особенность царского времени, обучения отроков и отроковиц... Экономия быджетных средств, хоть учёба и была платной. Начальная или переходная, или средняя, зависела от количества жителей Медведицкой станицы. Была станица, (большое село) не город, ограничивались начальным.

Владимир Конюков   16.07.2020 09:30   Заявить о нарушении
Ещё одно пояснение...
Запись Шолоховского музея об епархальном училище Марии... Нарочитая.
Чтобы никогда и никак не стыковались, скрывалась творческая связь отца.
Если так, то Крюков никак не мог быть её директором. Крюков к епархальному, нонсенс.
А Крюков был её учителем, а это только женская гимназия.

Владимир Конюков   16.07.2020 09:41   Заявить о нарушении
Владимир, про учёбу Марии в Епархиальном училище я взял из книги Виктора Петелина "Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях". Её интервьюировали и вот фраза:
Окончила семь классов Усть–Медведицкого епархиального училища, и когда впервые школу открыли (в Букановской станице. — И.Ш.), то, кроме меня, образованней, как говорится, не нашли».

Считаю, что инфу про её пересечение с Крюковым кто-то бездоказательно пустил по свету... Я это встречал и сам так думал.

Игорь Шап   17.07.2020 21:07   Заявить о нарушении
Игорь. Попробуем пояснение с другого боку... Вот эциклопедическое о статусе епарх. училищ.
"Программа обучения в епархиальных училищах включала основные общеобразовательные предметы и педагогику. Учебный курс состоял из 6 классов и во многом соответствовал курсу в женских гимназиях, но особое внимание уделялось укреплению православной веры у воспитанниц, обретению навыков рукоделия и навыкам заботы о домашнем хозяйстве. За дополнительную плату и во внеклассное время в училищах преподавались новые языки, музыка и рисование.

Окончившие обучение получали право на звание домашних учительниц и принимались учительницами в начальные школы (в основном сельские) для обучения детей. С 1900 года при училищах были открыты специальные седьмые классы, где преподавалась педагогика.

Мария Петелину (интервью, когда плохо ходила, память подводила, старая...), сказала, что 7 классов отучилась епархиального. А курс был 6 классов!!!
Седьмой класс в женском епархиальном, был специальный педагогический, там были высшие понятия- психология, методика, прочее. В своей длинной жизни обязательно бы когда-то упомянула о престижном обучении.

Дальше, читаем. Женская гимназия... "Окончившим 7 классов выдается аттестат на звание учительницы начальных школ..." 8 -й класс специальный педагогический, другой диплом.
По таким показателям, Мария могла окончить только 7 классов гимназии и по годам обучения пребывания в Медведицкой станице.
К сожалению Петелину это единственное, что она сказала и умышленно...
Однако и игра слов, понятий, в епархиальном до 6 класса, по энцикл. такая же программа, как и гимназия.
Её достали солженицынские измышления, избегала пересечения с Крюковым, поэтому она специально говорила про епархиальное, авось не заметят, что там 6 обязательных, а не 7 классов.

Владимир Конюков   18.07.2020 09:55   Заявить о нарушении
Упомянула... когда впервые открыли школу в Букановской... После боёв, а это был 1920 год.
18 И 19 Букановская (верхне - донские к донбасу, весь юг), была линией фронта. Передовая. Даже не было боёв, стояли войска. Не было войск, налёты. Детей всех попрятали, Мария 2 года жила в Медведицкой...

Владимир Конюков   18.07.2020 10:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.