Евгений Онегин. Гордость и Предубеждение

Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.

— Глава 8, Письмо Онегина к Татьяне

Наверное нет в нашей стране человека, которому так или иначе не было бы знакомо это произведение. А между тем «Евгений Онегин» является одним из самых известных, центральных произведений в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Роман в стихах, написанный поэтом без малого сто лет назад актуален и по сей день. И не только оттого, что классика вечна, но потому, что такие сюжеты встречаются в нашей жизни довольно часто...

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу.

О самом романе можно говорить очень долго, например то, что он представляет из себя настоящую зарисовку из жизни дворянства 19 века. Их быт, мысли, чувства... Но более всего интересен тот факт, что роман назван именем главного героя. Видимо автор намеренно хотел сконцентрировать внимание именно на нем, а не на окружающих его людях и событиях. Так кто же он, этот уставший от жизни в свои 26 лет, гордый дворянин? Возможно он — зеркало Высокого Общества того времени? Для того, чтобы разобраться в этом, нужно на какое-то время перенестись в 19 век, присоединившись к главному герою, когда он, покинув шумный и надоевший ему Санкт-Петербург уезжает в тихую деревню, где должен вскоре стать наследником своего почтенного дядюшки.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
— Глава 1, I

Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
— Глава 2, IV

Не правда ли, сразу же заметна двойственная природа героя? Это в одно и то же время скучающий франт, охотник до красивых женщин, блистающий на балах и приемах; но и это благородный Хозяин, взявший под опеку более ста душ, чье благосостояние зависит от него, щедрый и справедливый... Странное несоответствие. Интересна и фамилия героя, в корне которой заключено название крупной реки Онеги. Как пишет литературовед Юрий Лотман, Пушкин старался построить фамилию Евгения так, чтобы она была похожа на обычные дворянские фамилии, однако не утратила своей поэтичности. В России XIX века нередкими были «топонимические» фамилии, включавшие в себя наименования поместий, а вот производные от гидронимов (большие реки никогда и никому не принадлежали) были невозможны. Пушкин отступил от этого правила, дав и Онегину, и Ленскому «гидронимические» фамилии, что, помимо прочего, ассоциировалось еще и с героическими прозвищами полководцев: Донской, Невский. Что нам этим хотел сказать автор? Загадка...

А между тем есть еще один персонаж, довольно схожий с Евгением Онегиным. Речь идет о мистере Дарси, главном герое романа Д. Остин "Гордость и Предубеждение". Тот, кто читал роман, видел экранизации согласится наверняка, что у этих двух людей много общего. И у Дарси, и у Онегина есть романтичный друг (для Онегина - Ленский, для Дарси - Бингли), есть свои демоны, с которыми они так или иначе пытаются бороться. Интересно... Онегин, довольно противоречивый персонаж, раньше чаще всего вызывал негативные чувства. Ведь это настолько собирательный образ... Казалось бы, чему здесь можно сопереживать? Так, да не совсем так. Да и сюжеты историй... Не кажется ли вам, что они в чем-то... похожи? Та же страсть и та же... какая-то скрытая тоска. Но о чем может тосковать этот человек, не стесненный ни в средствах, ни в возможностях? Однако, видимо, все же есть причина. Возможно это и скука, и пресыщенность обществом, в котором все до боли знакомо и надоело до крайности... А может, это все же, скрытая тоска по свободе? Свободе от условностей света, от обязательств? Та самая тоска, что и толкает Онегина прочь из шумного города, туда, где он, подсознательно стремится обрести ее — в деревню, в поместье дядюшки. Но это лишь самообман — там его так же лишают покоя. И, к тому же, покоя лишается его давно умолкнувшее сердце...

О Татьяне сказано не мало - она склонна к меланхолии, к задумчивости, уединению и весьма начитана: "Я видел с каким она вниманием читает сладостный роман, с каким живым очарованием пьет обольстительный обман!"... Вот только... опыта жизненного у нее в самом деле маловато. Ну так откуда его взять деревенской барышне, что воспитана нянюшками и природою? Хотя здесь вновь возникает параллель с еще одной героиней - Элизабет Беннет. Удивительный контраст - обе выросшие в деревне, но настолько разные по характеру девушки - сильная и выдержанная Элизабет / пылкая и мечтательная Татьяна, но обе имеющие добрых и недалеких сестер Джейн, в которую влюблен мистер Бингли / Ольгу, музу Владимира Ленского...

Признаться, всегда было интересно, что ощутил Онегин, получив то письмо Татьяны? Что вообще может ощутить человек, получив подобный знак внимания от особы, к тому же почти незнакомой? Злость, раздражение, неловкость? Или наоборот — гордость и своеобразную радость? Наверное все же первое. Потому как в самом деле, то что приемлемо для нашего времени, в прежние времена являлось грубым нарушением этикета и морали. А нарушить эти правила было неприемлемо настолько, что человека, уличенного в этом могли затем буквально изгнать из приличного общества... Потому все же, стоит отметить благородство Онегина, не выдавшего тайну Татьяны... Или, все же, это наивное проявление девичьих чувств тронуло незримые струны его души? Заставив его вспомнить о том, кто он на самом деле — Человек, с большой буквы, достойный любви и понимания, с сердцем, в котором хранится Луч Света, Света и Любви... Но незримой, не растраченной, которую еще нужно передать другому... Кому? Это знает лишь сердце, душа. И в этом случае нельзя слушать ничьих советов, сердце должно решить само...

Однако Онегин не успел прислушаться к его тихому шепоту, как это сделал Дарси, а у Татьяны, увы, не было мудрости и выдержки Элизабет Беннет... Ближе к финалу уже начинаешь откровенно сочувствовать Онегину, веришь, что он действительно раскаялся, что осознал ЧТО совершил и упустил... Но поздно. Поздно... И, в итоге страдают оба — и сам Онегин, и Татьяна...

Удивительное получается, все же, зазеркалье... Отражения. Как могут произведения быть настолько схожими, и настолько разными по сути? Наверное на этот вопрос могут ответить только авторы. А нам остается лишь следовать за героями туда, куда они ведут нас - в прошлое, о котором нужно помнить, и не забывать те уроки, которыми делятся с нами сквозь века авторы этих поистине гениальных произведений!


Рецензии