Мальчик и Глухомань. Банька по-черному!

 Деревенская банька по-черному.  Кто знавал, тот понимает. Кто бывал, тот не забудет! Это и ужасно, и прекрасно. Это неповторимо и опасно. Это банька по-черному!

  Русская банька по-черному!

  В старые времена не у всех были баньки в деревнях! Селяне, которые беднее жили, омовение совершали в русской печи!  Как они туда забирались? Худые да гибкие, видать, были!
  Иногда, и это, в основном, в послевоенные годы,  строили одну баню на несколько домов! И ходили, либо по очереди, либо все вместе, гуртом,  мужики и бабы, девки и парни, девчонки и мальчишки. Потому как, и что тут такого?  Не видали голых? Так посмотрим!  Ничего особенного, если все при всем! Вот если не все на месте…Тогда оно, конечно, ето-то да!  Так моя бабушка говорила.

  Ну да сейчас не об этом, хотя об этом тоже было бы интересно поговорить. Поговорим лучше  про нашу,  “Секачевськую”, как говаривала баба Нюша, баньку.

  Баня была небольшая, бревенчатая. Дверь  только одна - в помывочную. А наружной двери, в предбанник, не было совсем! А зачем? Кто утащит?

   Сруб стоял далеко от дома. Справа от огорода, в низине. Ближе к большой болотине, заросшей лесом и кустарником. Так что, подглядывать в предбанник без двери могли только кикиморы. Ну и леший с ними!

  Стоп! Вспомнил! Входом баня была к дороге! Так что кикиморы подсмотреть не могли. А по дороге редко кто хаживал. Да и не увидишь ничего толком с дороги. Далеко баня стояла. Метров сто! 

  Я не знаю, когда срубили эту баньку. Может, до войны. А может сразу после нее. Этого уж никто теперь не скажет. И не вспомнит.

  Ну а я вспомню, как я впервые в жизни помылся в доброй деревенской баньке. По-черному. Лет пять мне тогда стукнуло. Не больше. Потому что в баньку я с женщинами ходил. Мал был. Не понимал разницы и сути. Но запоминал все хорошо!

  Затопили баньку, как и полагается, загодя. Дыму от нее было!  По-черному, оно то и значит, что по-черному! То есть, трубы-то нет!  Да и печки тоже. Есть каменка – куча  камней, внутри которой устроено место для очага. А на каменке чан с водой стоит.

  Укладываются в каменку сухие дровишки, поджигаются, вот и топится банька, пока не нагреется! А дым выходит в специальный продух, предварительно оставив сажу на стенах и потолке! Дезинфекция, аромат особый…Только стен касаться нельзя. Черный весь будешь! Хотя сажу и отмывали периодически.

  И вот настал момент. Банька настоялась, можно идти!  Поскольку я еще маленький был, то шел  мыться с бабушкой. Одного не отпускали. Мало ли что! Кипяток, или там, еще  какая напасть. Кикимора из болота…

  Скинул я в предбаннике штанишки и рубашку, с трудом открыл тяжелую деревянную дверь и перешагнул через высоченный, в два венца, порог. Такие пороги всегда делали. Для сохранения тепла, особенно зимой.  Внутри баньки было сухо и тепленько! Пахло дымком, распаренным веником и чем-то неуловимым, натуральным.

  Бабушка только намерилась сказать, чтобы я к стенам не прикасался, а я уже весь в саже!  Ну, так ведь я же в бане! Отмоюсь!  Слева от входа возвышалась каменка, пышущая жаром.

  Подальше от нее!

  Прямо, у стены, полок из осиновых досок. Под маленьким окошком и рядом с каменкой – две деревянные скамейки.  Доски пола уложены прямо на землю. Света в бане нет! Только немного солнца , что через окошко проникнет! 

  Сел я на скамеечку и стал натирать мочалку ( натуральную!)  куском хозяйственного мыла.
 
  Вот и все, что помню! А! Еще помню шампунь! Он был из первых советских. Ядовитого зеленого цвета с ярко выраженным химическим ароматом. Не понравился! Толи дело - простое хозяйственное мыло. А бабушка рассказывала, что в старые времена вообще золой мылись! Из печки! Во как!

  Еще запомнилось, что очень трудно было мыло смыть. Вода-то колодезная! Мягкая! А вот щипало ли мыло глазки, не помню.

  Помылись, попарились и, по-доброму устав, с ощущением абсолютной, почти божественной  чистоты, не торопясь пошли домой. А там морс клюквенный. Или чай горячий с медом. Кому что милее. А потом перинка пуховая, и баиньки.

  Вот, про мед написал, бабу Катю вспомнил! Дом ее последним ближе к лесу стоял. Пчел она держала. Ну, и свежий медок у нас всегда был. Однажды, это уже позднее, когда я был классе в пятом, мы гостили у бабы Кати. Пили чаек с медом, да собирались помыться у нее в баньке. Так часто бывало у добрых соседей:

- Нонче баню затопляю! Можа зайдешь!

   Мне, как мужчинке, пусть и не совсем сформировавшемуся, позволили идти первым. Идти первым в деревенскую баньку – это класс!  Ведь сухо!
Но первый должен выполнить ряд процедур с горячей водой. Бабушка переживала – справлюсь ли?

- Тык и пусь яво бабы с собой возьмуть! – сказала баба Катя, заметив в окошко подходящих к дому  знакомых женщин, также приглашенных  в баньку.

- Возьмуть, посмотрють за им, вымоють яво! – продолжила волнительную тему баба Катя.

  А я вдруг почувствовал, что одновременно покраснел и побледнел. Внутри у меня все притихло, и все сразу зашевелилось!

  Но тут раздался голос бабушки:

- Да что ты, Кать! Он же большой уже! Куда ж ему с бабами?

   Баба Катя посмотрела на меня:

- А раньше и все такие пацаны с бабами в баню ходили! И ничаво! Яни б яво вымыли! И никаво б не стряслось бы!

  И пошел я в баньку в  одиночестве. Не ошпарился, вымылся хорошо, попарился крепко. Я тогда уже крепко парился!  Жалко, без баб. А я так бы и их попарил! Они довольными остались бы! Ух, я б им показал силушку! Женщинам этим…
 

                Июль 2020
 
А чье это там народное творчество?

Мое… Рисунки простым карандашом с легкой ПК обработкой.

На рисунках та самая банька…Вид с тропинки от дома  и  внутренняя …”атмосфэра”.


Рецензии
Прочитала Ваш рассказ с удовольствием. Спасибо! Искренне,

Алла Изрина   03.04.2024 20:19     Заявить о нарушении
Спасибо!

С улыбкой, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   04.04.2024 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.