Сеятель, пшеница и плевелы

Притча о сеятеле, одна из самых известных библейских притч.  Она упоминается в каноническом Евангелии тремя из четырех евангелистов. Более того, Сам Иисус Христос трактует её своим ученикам, подавая пример, как нужно правильно понимать сокровенный смысл мудрых откровений. И до сих пор эта притча  заставляет задуматься всякого, кто решится посмотреть на себя самого глазами Спасителя.
 
«И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!»  (Мк.4:2-9).
 
Вроде бы всё просто, но почему ученики Христа сами не догадались, о чем говорит их Учитель, и просили изъяснить притчу? Видимо, не всё так, как кажется на первый взгляд.
 
«Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». (Мф.13:18-23).
 
Оказывается, «семя» это не что иное, как «слово о Царстве», то есть евангельская мораль, а почва это душа человеческая. Так одни люди даже слышать не хотят о морали, это те, чьи семена склевывают птицы. Другие согласны с моралью, пока не касается их. Третьи, настолько загружают себя «важными» делами и проблемами, чтобы у них ни на что больше времени не хватало. И только те, кто решает для себя, что мораль должна быть на первом месте, принесут нужный плод.
 
Но что есть Евангельская мораль?
 
Очевидно, что мораль это не набор ритуалов, обрядов или других культовых символических действий. Сам Спаситель никаких ритуалов не устанавливал, никаких обрядов не заповедовал и к реформам не призывал. Кроме того, Сын Божий не давал никаких распоряжений, чтобы всех своих учеников и сторонников впоследствии причислить к лику святых, и тем более не просил изображать Себя на крестах и иконах, чтобы потом молиться перед ними. Впрочем, также не было завещано, чтобы поклонялись мощам, молились за мертвых, ездили к святым местам, обожествляли рукотворные образы, собирали религиозные реликвии и так далее. Не говоря уже, о той помпезности и театральности, от которой даже верующим становиться не по себе. 
 
Сын Божий никак не регламентировал порядок и формат поклонения Самому Себе, вместо этого сказал, чтобы поклонялись Богу на всяком месте в духе и истине, то есть без лишней бутафории, внешних предписаний, а по совести. Что касается всех древних иудейских религиозных традиций, которые были установлены раннее библейскими пророками, начиная с Авраама, и служили, а где и до сих пор служат, до времени, то Христос ничего не отменял и ничего не добавлял к ним, а пришел исполнить. После чего завеса в храме, разодралась, а жертва вскоре прекратилась. Кстати, как следует из той же Библии, Иисус Христос больше всех пророков, бывших до Него, а больше Его никого нет, и не будет.
 
Современное христианство больше похоже на пародию древнего иудаизма с элементами язычества, где само слово о Царствии Небесном ушло далеко с первого плана.  Вечеря из душевной беседы за трапезой превратилась в формальный мистический колдовской обряд, а евангельская мораль – в рекламу и торговлю религиозными услугами и символами. Кроме того, многие служители давно уже служат не Христу, а культу. Но в этом нет ничего удивительного или мистического, всё это закономерный процесс, о котором не раз предупреждал Спаситель.
 
«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». (Мф.13:24-30).
 
Зрелая пшеница это плод соединения души и евангельской морали, что не имеет никакого отношения к религиозному поклонению. Учение Христа это нравственные принципы Царствия Небесного, говоря современным языком, это законодательство Справедливого общества, которое и есть Божьего Царство, а не религиозный культ. Законы надо соблюдать, а не помещать в рамочку под стекло, чтобы петь песни и ползать вокруг на коленях.
 
Иисус Христос не говорил о культовом поклонение, а тем более о том образе, который сотворили из Его имени. Тогда как Имя Его имеет множество значений и одно из них есть: «путь и истина и жизнь вечная» (Ин.14:6), а не магическое заклинание и не торговый бренд для прославления.  Кто внутри своей совести верен принципам евангельской чести и справедливости, тому незачем устраивать представления из своей верности Богу. Скорее «плевелы», которые только похожи на пшеницу, но таковыми не являются, чтобы казаться ещё убедительнее, будут изображать из себя набожных верующих, чем те, кто поистине кроток и смирен.
 
Истинно верующие в серьезность учение Христа это глубоко раскаявшиеся и совестливые люди, которые не только на словах, но прежде всего на деле, а значит, в повседневной жизни превыше всего чтут нравственность, справедливость и человеческое достоинство, ибо только этому учат заповеди Христа и ничему больше. Это и есть любовь, которая проявляется не во вздохах или ощущениях, не в мистических переживаниях и фантазиях, и не в обрядовых традициях, а в соблюдении нравственных норм, установленных  Богом. Любовь не делает греха и не совершает преступлений, в этом и есть суть любви.
 
«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. (Рим.13:9-10)
Всякая другая «любовь» ведет душу в погибель.
 
Из притчи о плевелах и пшенице, очевидно, что никакой пощады к «набожным» плевелам не будет, их собирают и сжигают без всякого сожаления. Кстати, это тоже как-то не вяжется с религиозной пропагандой о всепрощении. Увы, но, как следует из Библии, прощение будет не всем, а только тем, кто перестанет поклоняться культу и служить своим страстям, а начнёт честно, ответственно и терпеливо учиться евангельской морали. Тогда и принесет душа плод, «один в сто, другой в шестьдесят, а иной в тридцать». Масштаб не важен, главное, качество. Пусть мало, но это будет именно то, что ценно для жизни, а ценно только то, что нравственно.
 
Сколько каждый успеет, столько и сделает, главное, не повторять прежних грехов и не притворяться праведным, а стать им.  Иначе шансов нет никаких, хоть молись, хоть не молись, хоть крестись, хоть не крестись. Если даже тех, кто притворяется праведным, Бог предаст участи плевелов, то, что говорить о тех, кто наглым образом не приемлет праведность и плевал на нравственные ценности с высоты своего роста. Участь таковых понятна без всяких гороскопов, гаданий и пророчеств.
 
Не поможет и религиозная реформа, «плевелы» останутся в церквях до последнего дня, и пусть себе остаются! Если Богу они не мешают, как могут помешать честному человеку, быть честным? Конечно,  о всеобщей победе над злом и полном торжестве справедливости на земле не может быть и речи, но разве к этому призывает Евангелие? Отнюдь. Евангелие говорит о внутренней победе над своими пороками, а в этой борьбе никакая церковная суета не поможет, только личная реформа собственной совести, остальное от лукавых «плевелов».


Рецензии
И до сих пор эта притча заставляет задуматься всякого, кто решится посмотреть на себя самого глазами Спасителя.
Если бы человек мог это сделать, т.е. смотреть на себя глазами спасителя, то он бы уже жил в другом мире. Он потому и живёт в этом мире, что является человеком.
И этим сказано ВСЁ человек живёт, как человек именно потому, что он человек, а в этот мир он пришёл, чтобы познать себя. Этот мир школ для него, и пока он не окончит эту школу,то так и будет воплощаться на Земле.
Вот таков смысл этой притчи...

Александр Шипилов   16.12.2020 20:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.