Две версии рассказа о Реформации Иосии

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Будет здорово, если через несколько десятилетий дневник чтения Библии перерастет в комментарий на все книги Библии. Когда буду проходить книги, по которым проводил разборы, эти заметки буду писать поверх конспектов разборов, дописывая их. Сейчас я читаю книгу пророка Иеремии).


III. 3:1-4:31: УСПОКОЕНИЕ СОКРУШЕННЫХ. БОГ ПРИЗЫВАЕТ СВОЙ НАРОД ВОЗВРАТИТЬСЯ К НЕМУ

Назначение прошлого раздела: вскрыть греховное состояние евреев, обличить их, лишить ложного мира, сокрушить. Назначение этого раздела вплоть до шестой главы: призвать народ к возвращению и в случае его обращения уврачевать раны, причиненные обличением.


А. 3:1-25: Бог повторяет одно слово четыре раза

В начале главы Бог напоминает закон о разводе (Вт.24:1-4). Если муж хотел развестись с женой, он писал разводное письмо и передавал его ей. После этого она могла выйти замуж за другого мужчину. Если же этот процесс повторялся у нее со вторым мужем, она не могла возвратиться к первому, этим осквернилась бы страна. Все знали об этом.

Северное царство было неверным Богу, причем множество раз. Из-за этих прелюбодеяний Бог развелся с ним, «дал разводное письмо» (ст.8). «За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего» (ст.3), т.е. сама природа начала свидетельствовать о разводе с Богом (Джон Гэст), не говоря уже о политическом и экономическом положении. Северное царство разорили ассирийцы.

Бог ломает шаблон, действует так, как не поступил бы ни один муж из живших в то время в Израиле. После развода Он зовет: «возвратись ко Мне» (ст.1). Многие говорят, что ВЗ наполнен гневом и судом, но прочитайте эти стихи, ведь это благодать в чистом виде. Несмотря на всю нечистоту и неверность Бог готов принять Израиль: «И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась» (ст.7).

Иероним Стридонский пишет: «Наказание одних есть врачество для других». Теперь Бог рассказывает об этом опыте Северного царства Южному царству. Иудея видела, как Израиль был в 722 г до Р.Х. завоеван Ассирией и получил разводное письмо (эти колена так и не возвратились из плена) и что с ним после этого случилось, но это не привело ее, Иудею в чувство: «И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (ст.8).

По этой причине Южное царство оказалось более виновным, нежели Северное: «И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея» (ст.11).

Да, Иосия год назад (хронология по Брауну, Фоссету и Джеймисону) провел реформы и предпринял попытку обратить народ к Богу, удалив идолов, но оценка Господа этому – притворство:

• «Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь» (ст.10).
• Еще об этом же у Иеремии: «В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (12:2).
• См. также Иез.33:31: «И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их».

Неискреннее, неполное, чисто внешнее сокрушение, покаяние и обращение Бога не устраивает. Он различает, когда к Нему обращаются именно так, и не довольствуется этим, призывает еще раз к обращению, теперь уже к настоящему.

Когда я решаю конфликты между моими детьми или разбираю с ними примеры их неправильного поведения, я тоже не должен довольствоваться внешними признаками сожаления с их стороны, надо им показывать, что этого недостаточно. Просить у Бога мудрости для этого.

Другое применение истин этого текста: когда я сам каюсь перед Богом, проверять свое сердце – каково мое покаяние и сокрушение, не напоминает ли оно то, что происходило при Иосии.

Когда читаешь книги Царств и Паралипоменон, движения пробуждения при Езекии и Иосии кажутся такими значительными, читаешь пророков – а они этого практически не заметили, продолжая обличать евреев в отступничестве, добавив только обвинение в притворстве.

Другими словами, у нас есть две версии рассказа о царствовании Иосии – одна в исторических книгах, другая – в пророческих. В первой версии его меры по удалению идолов и восстановлению поклонения Богу выглядят масштабными и серьезными, во второй – поверхностными и не затрагивающими состояния сердец людей из народа.

Сегодня при сопоставлении этих двух частей Библии мне стало страшно: не может ли и наше движение пробуждения (МСЦ ЕХБ) выглядеть в глазах Иеремии чем-то ситуативным, внешним и преходящим? Сама эта мысль многим покажется кощунственной и преступной, но не будем забывать, что Иеремию современники его и Иосии как преступника и преследовали.

Закон о разводе не предусматривал второго шанса, но Бог говорит вот уже во второй раз: «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать» (ст.12).

В 14-м стихе это же слово повторяется в третий раз: «Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами».

В начале главы Иеремия сравнил Израиль с неверной женой, в конце главы (3:21-25) – с больным пациентом: «Я исцелю вашу непокорность» (ст.22). В Библии состояние грешника часто сравнивается с болезнью:

• Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? Иер.8:22
• Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока. Иер.30:12
• Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Ис.1:5-6
• Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Мар.2:17
• Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою. Пс.40:5

Грех поражает внутреннего человека, лишая его силы и поражая разные части нашего естества. Больной грехом человек не может исполнять своего предназначения в полную силу, причем поражение охватывает все его системы: зрение, речь, вкус, разум, эмоции…

Лжепророки имеют дело только с симптомами и предлагают лечение, которое дает ложную надежду:

• врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет. Иер.6:14, см. также 8:11
• Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Иер.7:8

Проповедники и учители Библии должны быть людьми, способными нести исцеление пораженным грехом людям – не благодаря своим чудодейственным способностям, а благодаря верной передаче и применению целительных истин Писания.

Уоррен Уирсби рассказывает такую историю: один член церкви всегда заканчивал свою молитву словами «Боже, удали паутину из моего сердца!» Другому верующему это надоело и однажды сразу после молитвы того брата он сразу помолился вслух о нем, закончив свою молитву словами «Боже, убей паука!» Иеремия занимался не только сметанием паутины, но и старался убить паука, вылечив пациента.

«Я исцелю вашу непокорность» (ст.22): правильно ли молиться сегодня христианам «Исцели мою непокорность»? Или вернее молитва «Благодарю, что Ты исцелил мою непокорность, родив меня свыше и дав мне веру, Святого Духа и Священное Писание, помоги мне жить достойно звания, в которое Ты меня призвал, согласно положению, в котором я нахожусь»? Две разных молитвы, за которыми стоят разные богословские подоплеки и разный настрой.

В 22-м стихе Бог повторяет свой призыв в четвертый раз: «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность». Если евреи отзовутся, это спасет их в том числе от плена: «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться» (ст.1).

«До семи ли раз прощать?» – нам тяжело привыкнуть к Божьим меркам милости и терпения, снисхождения и благодати. Так и здесь. Сколько раз я предложу предателю или обидевшему меня человеку возвратиться к прежним отношениям? Раз? Два? Бог зовет Свой народ четыре раза в пределах одной главы. Урок налаживания отношений.

«Целый день простирал руку». Вспомнить об этом, когда неприятель не пожмет руку после первого и второго предложения мира.

«Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш» (ст.22): обращение к Богу и молитва последних стихов главы – это молитва современников Иеремии, каявшихся при Иосии (но выше Господь оценил это обращение как притворное)?

Или это голос из будущего, который Иеремия сразу слышит или предвосхищает? Ведь говорил он в прошлой главе о будущем наказании глаголами в настоящем времени, может, и здесь нечто подобное? Мне кажется более вероятным второе. Пророка поддержит вера в отклик на его проповедование.

06.07.2020


Рецензии