О бытии в себе и почему твердь это не сущность
Мы можем познать, но очень условно, бесконечно малую
«частицу» бесконечно малой и всё же главенствующей, над
всем бытием Сущности. Условно потому, что эта Сущность
являет Собой абсолютное и трансцендентное Ничто. Отсю-
да его познание, безусловно, будет иллюзорным.
Если задаться вопросом, почему размышления на тему уст-
ройства мирового бытия приводят к такому выводу, тогда
ответить на поставленный вопрос можно примерно так.
Прежде всего, в этой теме стянуты и переплетены все су-
ществующие категории человеческого мышления. Все облас-
ти научных знаний, логики, философии, веры и религиозных
понятий. Поэтому в ней не может не выявляться факт того,
что поставленный вопрос определяет собой не больше и не
меньше того, чем желание поиска и определения истины.
Вместе с тем, понятие истины превалирует к понятию сущ-
ности Божества. Хотя вектор любого мышления направлен-
ный к этому поиску даже в малом приближении не может
дать расшифровки сущности Абсолюта.
Если учесть, что философия оформляет две принципиально
альтернативные парадигмы трактовки истины, одна из кото-
рых основывается на принципе соответствия знанию объек-
тивности состояния мира, а другая на соответствии знания
имманентным характеристикам сферы Абсолюта – тогда каж-
дая из них лишь по-своему подтверждает зависимость стро-
ения мирового бытия от главенства Божественной сущности.
Отсюда знания, полученные на категории объективности или
на характеристиках Абсолюта, имеют единый вектор направ-
ленный к истине. Однако подтверждение зависимости бытия
от Божественной сущности, безусловно, не раскрывает саму
сущность Творца. Поэтому вопрос истины по-прежнему ос-
таётся открытым.
Любопытно, что при такой логике суждения ни одна рели-
гия положительно не может претендовать на истину, а поня-
тие веры, являет собой зависимую от Творца категорию
сознания, ориентированную на неё. Необходимо заметить,
что вера и религия и их различия, это отдельная и очень
непростая тема, разбор которой требует своего внимания.
И так, опираясь на два философских направления трактую-
щих объяснение понятия истины, правда, к которым прибав-
ляется ещё и интуиция, можно сказать, что они насыщены
огромным багажом знаний. Но при этом необходимо отме-
тить, в чём не будет никакого открытия, что эти знания
субъективны и определять ими объективную истину невоз-
можно. Такую позицию можно отнести к критике истины
религиозного мышления, но не к истине сознания веры,
которая слепа в знаниях, но зряча в надежде.
Какую же логику, после проведённого анализа, можно выст-
роить в отношении онтологического понимания вопросов
космологии бытия и микромира, если в начале рассужде-
ний эта тема была поставлена.
Возможно, что главное, о чём необходимо сказать, это
принятие принципиального безразличия в масштабе сущест-
вующих объектов мира, к разбираемой проблематике. Дру-
гими словами, нет разницы в главенстве ответа, что важнее
объяснить – сущность микрочастицы материи или сущность всего
мирового бытия так, как вполне логично определить-
ся тем, что сущность у них одна.
Далее, если рассуждения вести в диапазоне онтологических
понятий нужно заметить, что никакие религиозные писания
или фиксированные размышления, на вопрос, что есть
бытие в себе – ответа не дают и изначально его не ставили.
В отношении философии такой упрёк не поставишь так,
как уже давно существует старинный пантеизм. Так же, и в
отношении науки, сказать однозначно не получиться так,
как опосредованно вопросами этой темы она занимается, но
и сами исследования, и их результаты, расплываясь перехо-
дят на вектор философии, и в конечном итоге теряют вся-
кую эмпирию опыта.
Интересно, что последние исследования строения атома
раскрывают его пустоту на (99, 999…9) % до тринадцатой
девятки после запятой от своего объёма. Это признаётся
большинством учёных физиков ядерщиков всего мирового
сообщества. При этом поражает не сам факт пустоты и
малой толики, что остаётся на материальную твердь, а то,
что эта твердь из себя может представлять? И вообще
может ли какая-либо твердь, объективно существуя, быть
неделимой и самодостаточной. Ведь только такие катего-
рии могут обеспечить её сущностный статус.
Однако утверждая подобное положение, им невольно будет
декларироваться сущность частицы бытия в себе, как
сущность Божества. Уже потому, что неделимость и само-
достаточность притягивают к себе и все остальные понятий-
ные категории Абсолюта.
Но вместе с тем, если применять понятие тверди, тогда не-
возможно, избавиться от вероятности её бесконечного деле-
ния. А бесконечное структурное деление, не может обеспе-
чить состояние неизменности и покоя, что уже отрицает
философское понимание, характеристик качества Божествен-
ной сущности. Отсюда пустой атом и его неуловимо малая
твердь, которая по вероятности делима до бесконечности,
не в состоянии представлять собой, сущность Абсолюта.
И всё же, отрицать эмпирию реальности данную нам в на-
ших ощущениях и сознании, было бы логически некоррект-
но. И если тверди не существует, тогда существует «нечто»,
что и напоминает нашим чувствам о себе.
Вот здесь уместно предположить, что это «нечто» не существуя
в самом себе, является твердью осуществив-
шейся посредством мысли и воли Творца. Но поскольку
воля Бога, не является твердью, она создала в нашем
сознании и чувствах её иллюзию, заложив это в нас через
потенцию программы своего творческого Акта.
То есть, Творец, силой Своего мышления, просто рисует картину
нашего мира.
Не существование в самом себе, являясь не самодостаточностью,
не означает небытия, что позволяет всему тварному иметь
процесс изменения, а значит свою историю событий.
Поэтому невозможно сказать, что этого «нечто» нет, но
невозможно и утверждать, что оно есть. Похоже, такой ло-
гический конструктив объясняет связь нематериального, но
имеющего в себе сущность духа, с иллюзией материальной
реальности тверди, осознаваемой этим духом, но не имею-
щей в себе сущности.
Не поэтому ли наше познание мира является столь услов-
ным, а освоение физических законов и построение на этом
технологий цивилизации, нисколько не отрицает сущност-
ных категорий, которые выше этих законов и не исклю-
чает вероятности их проявления в других законодательных
формах.
Уделив достаточно внимания методу философского подхо-
да к этому вопросу, нельзя не обратиться к его религиоз-
ному осмыслению.
Если, к примеру, взять одно из самых главных высказыва-
ний на эту тему, которым и начинается Евангелие от Иоан-
на (Гл.1-1,2,3.) то в нём мы видим следующее.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало
Быть и без Него ничего не начало быть, что начало быть».
Попробуем разобраться с тем, что в этих трёх стихах Иоанн
говорит и, что он не говорит, при том именно по теме
которая нас интересует.
И так первое: «В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».
Критика этих стихов может состоять в том, что применение
устойчивого словесного оборота «В начале», – в отношении
к Творцу некорректно или вообще неправильно так, как
понятие начала с Богом несопоставимо. У Творца с Его
трансцендентной вечностью не может быть начала, а значит
давать некую нулевую точку начального отсчёта Его бытия
невозможно. Так же, как невозможно помещать Бога Слово
в начало Бога Отца так, как этого начала нет ни у того ни
у другого. При этом желание выразить независимость Бога
от категории времени, если и было необходимо сделать,
тогда фраза стиха должна быть составлена совершенно ина-
че и конкретней.
Если же Иоанн хотел сказать об отношении Бога к началу
мира и применил термин «начало», как понятие временнОй
последовательности тогда, в построении стиха, отсутствует
конкретика наполнения творческого Акта произведёнными в
нём событиями. Это можно подтвердить тем, что в первой
книге Ветхого Завета, Бытие, Моисей даёт совершенно чёт-
кую информацию об исполнении Богом творческого Акта
и последовательности творения.
«В начале сотворил Бог небо и землю», – в таком построе-
нии всё ясно, твёрдо и понятно.
«В начале сотворил…» – то есть, говориться о начале творе-
ния, а не начале Бога.
Сотворил кто? – «…сотворил Бог».
Сотворил что? – «…небо и землю».
Здесь хорошо видно, что в сравнении с Моисеем, трактовка
первых двух стихов Иоанна получилась расплывчатой, пута-
ной и потеряла прямой смысл определения какого-либо значения.
Когда Иоанн пишет, что Бог дал начало бытию, то он
делает это совершенно ясно в своём третьем стихе, где
говорит: «Всё через Него начало быть и без Него ничто не
начало быть, что начало быть». Но и здесь нет последова-
тельности, кроме декларации, что Бог сотворил всё.
А главное, в отношении сущности бытия, что интересует
нас, прежде всего, и в этом стихе ничего не раскрывается.
Почему же религиозная мысль, в те времена, этим вопро-
сом не задавалась?
Дело в том, что если считать сотворённый Богом мир, ра-
ботой абсолютной воли и мысли, что равнозначно Его
Слову, то сущность бытия при этом невозможно считать
самой мыслью Творца. Иначе бытие нужно считать Самим
Богом, а это уже пантеизм в голом виде, который не
выдерживает критики по причине несоответствия и отсут-
ствия в мире категорий Абсолюта.
Отсюда напрашивается единственный вывод, – понятие сущ-
ности может быть применено только к Абсолюту. Сущность,
это даже не качество или категория Его бытия, это Сам Бог.
Ничего, что Им сотворено сущности не имеет и иметь
не может, уже потому, что не может быть равнозначно или
равновелико Творцу. Более того, понятие сущности положи-
тельно не может объясняться половинчатостью, или какой-
либо дробностью своей полноты, как это указывается в пра-
вославном катехизисе Семёна Тянь-Шанского.
Бытие имеет не сущность, а иллюзию сущности, которая
встроена Божественной волей в нашем сознании, как реаль-
ность бушующего и кипящего мира Вселенной и зародив-
шейся в ней жизни. В таком мире нет какой-то ужасающей
трагедии пустоты и отсутствия потому, что для нас всё
это настоящее, что даёт возможность испытывать и радость,
и боль, и надежду жизни.
И всё же, если ответить на вопрос, почему в те давние
времена лидерами становления христианства такая тема не
поднималась, то ответ будет неоднозначный и сложный.
Хотя обобщить его можно тем, что этот ответ не мог быть
вписан в основную религиозную доктрину церкви. И преж-
де всего не сочетался с учением христологии, которое выст-
роили так, чтобы удовлетворять церковь во всех её притяза-
ниях.
В заключение того, что удалось высказать и объяснить, хо-
телось бы сказать следующее. Мне и самому тяжело вос-
принимать эти мысли так, как проще говоря, попытался
показать не существование мира в его истинном, то есть
сущностном значении. Ведь иллюзия, даже если, она дове-
дена до такого совершенства, что работает как реальность,
все равно должна быть чья - то, принадлежать кому-то, а
значит, этот кто-то должен быть до того, как он начнёт
испытывать эту иллюзию. И если я говорю, что не самодос-
таточность не означает небытия, то это утверждение являет
собой некий логический казус, который выстраивает свою
конструкцию и последовательность в расшифровке вопроса.
Но, безусловно, является лишь предположением о замысле
Бога.
Всё сказанное показывает несостоятельность трактовки в
попытках религиозного объяснения, онтологии мирового бы-
тия; и главное в его сущностном понимании, даже если
оно, когда-либо осуществлялось, и соответственно, не объ-
ясняет и не доказывает его истину.
Если религиозное воззрение, ссылаясь на Откровение, гово-
рит о последовательности сотворения мира, и его устрой-
стве, но не раскрывает, что есть бытие этого мира в себе,
тогда цельность мировой реальности начинает выстраивать-
ся в сознании людей, делящимися вариантами разных пред-
ставлений, порождая множество конфессиональных учений.
Тогда, точно, искать ответа на вопрос, что есть наш мир
становится ещё сложнее.
___________________________________
Свидетельство о публикации №220070601319