Ввысь!..

Во всем есть смысл. Если глубоко вникнуть в любое явление, можно увидеть в нём невероятно много. Это подобно тому, как разглядеть под микроскопом.

Музыка - не исключение. Просто услышать или сыграть и даже самому написать - это одно, и это одно ещё не означает обязательно глубокого понимания. Причём даже если речь идёт о собственном сочинении, ведь это подобно тому, как люди всех времён и народов всегда готовили себе еду, но это вовсе не означает, что они знали всё обо всех химических реакциях, которые происходят при этом. Это объясняется тем, что, помимо рационального понимания, существует понимание и интуитивное, благодаря которому и возможно делать правильные вещи, не имея при этом логических обоснований, почему нужно именно так. На выходе получается результат, который ощущается, как верный, однако рационального понимания, почему он верный, нет.

Играя произведения других авторов и сочиняя сам, я задавался вопросом, в чем смысл музыки. У меня возникало чувство, что простое наслаждение музыкой подобно тому, о чем сказано в Библии (1 Кор., 14 гл.): есть люди, способные молиться на им самим незнакомых языках - они назидают такими молитвами свой дух, но не разум, поэтому должны молиться и о даре истолкования.  Вчувствовавшись в одно из своих сочинений - "Ввысь!.." (оно существует в вариантах для фортепиано соло, скрипки соло и скрипки с фортепиано), я получил подробный ответ, о чём оно. Ноты по ссылке
https://m.vk.com/topic-153960787_40238577

Для удобства сокращаю некоторые слова:
т. - такт,
в. г. - верхний голос,
н. г. - нижний голос,
л. р. - левая рука.

Начальная нисходящая терция, причём синкопированная, означает мысль о чём-то, что обозначим как То.

16-е в н. г. - это чувство, испытываемое по отношению к Тому. Это чувство устремленности, притяжения, к Тому мысли уносятся. Это положительная эмоция, любовь. Расстояние между звуками уменьшается до секунд, что передаёт нарастание интенсивности чувства.

1-я 8-я 1 т. - это мысль о Том, мысль с чувством притяжения, душевной близости.

Далее - 16-е в л. р. - нарастание чувства при неизменности мысли (синкопированная соль). При той же мысли чувство становится сильнее. Мыслящий испытывает уже более сильное чувство по отношению к Тому, находящемуся у него в уме.

Далее 16-е в в. г. - мысль уносится к Тому, образ становится более ярким, а в н. г. 8-е - это постепенное растворение предыдущего уровня чувства, когда образ был еще не так ярок, когда только проскользнула мысль.

3 т. - как и 1 т., но на более высоком уровне. То предстает в уме более ярко, мысли отрываются от непосредственно воспринимаемого чувствами.

5 т. - то же явление, следующий уровень того же процесса. Образ предстает во всей яркости.

6, 7 тт. - образ раскрывается с других сторон, более полноценно.

8 т. - мысль возвращается к первоначальному состоянию.

9, 10 тт. - смысл тот же, что и в первых двух тт..

13 т. - одновременное осознание и того, что хотелось бы, и того, что есть.

14 т. - образ того, что должно быть, тускнеет, а то, что есть, осознаётся ярче.

15, 16 тт. - возвращение к первоначальному состоянию.

17, 18 тт. - то, что есть, изменяется. Появляется предчувствие.

19 т. - предчувствие усиливается, появляется что-то новое, не образ из начала. Это процесс изменения.

21, 22 тт.- изменение совершилось.

23, 24 тт. - опасение, как бы всё не стало по-прежнему.

25, 26 тт. - нет, изменение остаётся.

И далее к 31 т. изменение усиливается.

33 - 46 тт. - воспоминание пережитого в 15 - 30 тт., то есть 
как произошло возвращение к первоначальному состоянию, как то, что есть, изменилось, появилось предчувствие, предчувствие усилилось, появилось что-то новое - не образ из начала - и изменение совершилось, но возникло опасение, как бы всё не стало по-прежнему, - но нет, изменение осталось и даже усилилось.

39, 40 тт. - воспоминание о моменте, когда изменение ненадолго исчезло. Но теперь это вспоминается спокойно, ведь вскоре оно вернулось. События 15 - 40 тт. (то есть когда изменение ненадолго исчезло, но вскоре вернулось, события возвращения к первоначальному состоянию и последующего изменения) вспоминаются спокойно.

47 - 50 тт. - воспоминания о событиях 1 - 4 тт. (то есть о событиях самого начала - когда мысль и чувство только начали устремляться к Тому).

51, 52 тт. - осознание, что образ, появившийся в начале - то есть в 5, 6 тт., так и остался лишь образом, не воплотился.

53 т. - может, он ещё воплотится?.. Представление о том, как это может быть.

54 т., 16-е в в. г. - но это представление является лишь мечтой.

Изменение, начавшееся в 17 т., заставляет забыть об образе из самого начала, оно тоже притягательно.

55 - 62 тт. - подведение итогов. Просто думать ещё не значит что-то изменить, нужны реальные действия. Эти последние такты передают, что просто сама по себе мысль ещё не может ничего изменить. А эта мысль, в свою очередь, порождает мысль, что нужно реально действовать. Если будешь просто мечтать, как бы ни мечтал, всё останется, как есть. Жизнь изменяется, и это постепенно привлечёт твоё внимание, успокоит, и забудешь свою мечту. И сначала испугаешься, как бы всё опять не стало, как прежде. Но нет, как прежде, не будет. И на этом успокоишься. Свою мечту будешь вспоминать, как что-то излишнее. Когда-нибудь представишь, что она могла бы осуществиться. Но для этого мечтать мало - надо действовать.

Общий смысл короче.

В начале появляется мысль о чём-то, что обозначим как То.

При этом испытывается и чувство по отношению к Тому. Это чувство устремлённости, притяжения, к Тому мысли уносятся. Это положительная эмоция, любовь. Интенсивность чувства нарастает.

Таким образом, это не просто мысль о Том, но мысль с чувством притяжения, душевной близости. Затем чувство нарастает, а мысль остаётся неизменной. При той же мысли чувство становится сильнее. Мыслящий испытывает уже более сильное чувство по отношению к Тому, находящемуся у него в уме.

Далее мысль уносится к Тому, образ становится более ярким, а предыдущий уровень чувства, когда образ был ещё не так ярок, когда только проскользнула мысль, постепенно растворяется.

То предстает в уме более ярко, мысли отрываются от непосредственно воспринимаемого чувствами. Этот процесс переходит на следующий уровень. Образ предстаёт во всей своей яркости.

Образ раскрывается с других сторон, более полноценно.

Но мысль возвращается к первоначальному состоянию, и вновь мысль и чувство устремляются к Тому так же, как и первоначально.

Одновременно осознаётся и то, что хотелось бы, и то, что есть.

Образ того, что должно быть, тускнеет, а то, что есть, осознаётся ярче.

Всё возвращается к первоначальному состоянию.

То, что есть, изменяется. Появляется предчувствие.

Предчувствие усиливается, появляется что-то новое, не образ из начала. Это процесс изменения.

Изменение совершилось.

Опасение, как бы всё не стало по-прежнему.

Нет, изменение остаётся и даже усиливается.

Вспоминается пережитое: как произошло возвращение к первоначальному состоянию, как то, что есть, изменилось, появилось предчувствие, предчувствие усилилось, появилось что-то новое, не образ из начала, и изменение совершилось, но возникло опасение, как бы всё не стало по-прежнему, но нет, изменение осталось и даже усилилось.

Вспоминается момент, когда изменение ненадолго исчезло. Но теперь это вспоминается спокойно, ведь вскоре оно вернулось. События возвращения к первоначальному состоянию и последующего изменения вспоминаются спокойно.

Вспоминаются события самого начала, когда мысль и чувство только начинали устремляться к Тому.

Наступает осознание, что образ, появившийся тогда, так и остался лишь образом, не воплотился.

Но есть надежда: может, он ещё воплотится?.. Возникает представление о том, как это может быть, но оно является лишь мечтой.

Изменение, которое произошло в начале, заставляет забыть об образе из самого начала, оно тоже притягательно.

Итак. Просто думать ещё не значит что-то изменить, нужны реальные действия. Просто сама по себе мысль ещё не может ничего изменить, поэтому нужно реально действовать. Если будешь просто мечтать, как бы ни мечтал, всё останется, как есть. Жизнь изменяется, и это постепенно привлечёт твоё внимание, успокоит, и забудешь свою мечту. И сначала испугаешься, как бы всё опять не стало, как прежде. Но нет, как прежде, не будет. И на этом успокоишься. Свою мечту будешь вспоминать, как что-то излишнее. Когда-нибудь представишь, что она могла бы осуществиться. Но для этого мечтать мало - надо действовать.


Рецензии