В мире изобретений

         Люди по своим внешним и внутренним качествам могут очень существенно различаться. Внешние отличия определяются генами, наследственностью. На внутренние свойства – черты характера, наклонности и т.п. – влияют, как я считаю, три фактора : наследственность, воспитание и предыдущие воплощения души. В последнее как бы трудно поверить, спорно, но имеется много фактов «за» (об этом я написал в «Размышлениях»).

      По своим внутренним качествам люди могут быть такими, кого ничего не интересует кроме удовлетворения своих физических потребностей. А могут быть такими, кого увлекла какая-то одна проблема, и они настойчиво пытаются её решить. Из таких людей получаются крупные учёные. Есть и такие люди, кого интересует более широкий круг вопросов. Вот к таким, видимо, принадлежу и я. Изобретательскими делами я занимался в трёх областях – музыке, медицине и технике.

       Играть, а, точнее, акомпонировать себе на гитаре, я научился лет в 50 (до этого играл на пианино). От нажатия на струны долго болели пучки пальцев левой руки, пока не образовались там мозоли. Я подумал, что можно сделать клавишную конструкцию, нажимая на клавиши которой, будет получаться звучание аккорда. Стал обдумывать конструкцию. Для подавляющего большинства песен достаточно от двух до 5-6 аккордов. Для этой работы я привлёк прекрасного конструктора и просто человека Петра Тарханоав, работавшего в конструкторском отделе нашего СКБ ПО Электронмаш. Это было время распада СССР, и руководство искало возможности выпуска изделий ширпотреба. Главный инженер дал разрешение на изготовление макетного образца клавишного устройства для гитары.

      Тарханов стал заниматься разработкой чертежей деталей устройства и наблюдением за их изготовлением в экспериментальном цехе завода. А я стал заниматься заявкой на изобретение, ездил в патентную библиотеку. В результате мы получили авторское свидетельство и даже патент на клавишное устройство для гитары. Кстати, таким устройством могли бы пользоваться и те, у кого есть физические проблемы с левой рукой или пальцами.

      Начальник экспериментального цеха не был заинтересован в изготовлении устройства, работа не входила в основные планы цеха. Всё же хоть и с трудом образец изготовили (он сейчас у меня). Но в серийное производство он не пошёл, возможно, потому, что нужны были некоторые доработки. А вот по моей идее серийно выпускались шахматные часы на основе песочных 3-минутных часов.
 
        С  изобретательством в медицине была другая история. Мне вообще медицина нравилась, я даже после окончания школы ездил в Ростов и выяснял условия поступления в мединститут. Но друзья из 10-го класса уговорили меня поступить всем вместе в НПИ – Новочеркасский политехнический институт, где мы и занимались в одной группе. Но вопросами медицины я не перестал интересоваться и со временем стал как бы коллекционировать различные  простые способы лечения, проверяя их на себе и своих близких. С годами их количество доросло до 20-ти. Об этом у меня написана статья «Медицинские советы ветерана». Пару лет назад я её переслал в газету ЗОЖ – «Здоровый образ жизни», где кое-что из статьи было опубликовано.

     А изобретательством в медицине меня вынудила заняться очень нехорошая глазная болезнь – дистрофия сетчатки. На сетчатке глаза появляется и растёт нерабочая область, да ещё и по центру зрения. В результате из поля зрения исчезает некоторая часть обзора. В медицине есть метод определения наличия дистрофии, он называется «тест Амслера».  Но для контроля состояния дистрофии  сетчатки глаза пациенту приходится периодически обращаться к врачу.

       Я нашёл простой способ, доступный для любого пациента, в домашних условиях определить,  увеличивается ли дистрофия сетчатки его глаза. Этот способ называется  «Способ количественногоо определения степени дистрофии сетчатки глаза». Мой знакомый кандидат медицинских наук сказал, что мой способ тянет на изобретение.  Но в наших условиях патентные организации частные и платные. Кроме того, врачи теперь не заинтересованы в том, чтоб к ним пациенты приходили реже, ведь  каждый осмотр тоже платный. Поэтому я решил этот способ описать в своей статье о медицинских советах  как 21-й совет. Кстати, эта статья опубликована здесь же.
 
        Об изобретательсте в области техники, вернее, о первых изобретениях, я уже упоминал в статье «Гимн Кубы». Но основным моим изобретением было «Устройство согласования сопряжений УСС ОШ/2К» .Русскоязычный термин «сопряжение» теперь не употребляется, а заменён на англоязычный «интерфейс». В вычислительной технике он означает комплекс средств связи внешних устройств с центральным процессором.
      Наше объединение ПО ЭЛЕКТРОНМАШ выпускало множество модулей - устройств связи с объектом (УСО).  Их разрабатывали как специалисты из Северодонецка  из Научноисследовательского Института Управляющих Вычислительных Машин (НИИ УВМ), так и наши специалисты – Галина Изумрудова, Станислав Булка, Михаил Эркес  и другие. Эти модули имели выход на интерфейс 2К, т.к. НИИ УВМ разрабатывал и выпускал ЭВМ именно с этим интерфейсом (а прототипом были соответствующие ЭВМ из США).

        В дальнейшем наше ПО перешло на выпуск Эвм типа СМ4 с интерфейсом ОШ (общая шина) разработки Московского института ИНЭУМ (прототипом также были ЭВМ из США).  Но управляющие модули на основе ОШ были разработаны только через несколько лет.  Поэтому было важно иметь устройство, позволяющее использовать уже освоенные в производстве модули на основе 2К  в ЭВМ типа СМ4. Этим я и занялся, разработал схемы, по которым был изготовлен макетный, а потом и серийный образцы, а также написал заявку и получил авторское свидетельство на изобретение. В обсуждении вопросов, связанных с этим устройством, принимали участие мои коллеги : Борис Аптекман, Анатолий Пилипчук, Юра Цехмиструк, Миша Эркес, Лёня Френкель, математики. Думаю, здесь стоит вспомнить и назвать хотя бы некоторых других специалистов, пионеров в области вычислительной техники : Вилли Афанасьев, Станислав Забара, Эдуард Сакаев, Валерий  Мельниченко, Петр Бесчастный, Фадеев, Кирилюк, генеральный директор Незабитовский.

       Помню, как за 2-3 дня до заводских испытаний принесли из цеха серийный образец моего устройства  УСС ОШ/2К.  Подключаем его к машине, смотрю в осциллограф и вижу много бегающих импульсов там, где должен быть один стабильный. То есть, устройство абсолютно неработающее, а испытания на носу.  Что делать? Мысли такие  -  может, это я что-то не предусмотрел в своей разработке. Наверное, за эти полчаса-час у меня добавились седые волосы (а появляться они стали ещё в студенческие годы). Но оказалось всё просто  -  не было «земли», не хватало одного соединения _ проводочка.  Быстро сделали, и всё пришло в норму. Испытания прошли успешно, и в нормальных условиях, и климатические.  Потом были межгосударственные испытания в Тбилиси. На заводе было выпущено около двух тысяч этих устройств. Ну и соответственно множество модулей на основе интерфейса 2К.
         


Рецензии
Хороший получился рассказ, интересные и оригинальные изобретения!
И наверное, это далеко не все. С добрыми пожеланиями!

Галина Матросова   08.07.2020 04:43     Заявить о нарушении