Нежность

Хочу о фильме. Но сначала вот это.

В детстве, в Белоруссии, мы ходили на «овсы» (поля с овсом или другими зерновыми культурами) ловить зайчиков. Маленькие, только родившиеся зайчата, «колосовички», приходили, уж не знаю, с зайчихой, или нет, на поле, кормиться. Это было для нас, детей, приключение, почти охота. Надо было подкараулить, изловчиться, и ухватить шелковое горячее пружинистое тельце. Удержать сколько-то секунд, пока под пальцами дрожит сама жизнь и отпустить. Такой короткий момент - потому что не унести его домой, и не нужен он тебе дома, этот зайчонок с бешено колотящимся сердечком и с прижатыми к серо-рыжеватой спинке розовыми с изнанки ушками.


В фильме «Три тополя на Плющихе» (1968 года, режиссер Татьяна Лиознова) есть два момента, которые, как мне кажется, составляют всю «соль» этого киношедевра.
Эти моменты - «парные». И только великие актеры, такие как Татьяна Доронина и Олег Ефремов, могли так пронзительно рассказать сокровенное в кадре, но совершенно молча.


Оба раза – на фоне песни «Нежность» Александры Пахмутовой. Помните, да?
Опустела без тебя земля:
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает листва в садах,
И куда-то все спешат такси:
Только пусто на земле
Одной, без тебя,
А ты: ты летишь,
И тебе
Дарят звезды
Свою нежность..


Первый раз песня звучит в такси, в котором едут герои. Сначала Нюра (Татьяна Доронина) запевает ее странным высоким голосом, по-бабьи жалостно, очень трогательно. И вот сидит Саша (герой Олега Ефремова), слушает, и становится у него вдруг такое лицо, такая красота в нем проступает, как будто он переживает самое главное событие жизни. Никакого счастья, озарения, восторга, умиления – только лицо человека, смиряющегося перед своим чувством. Накрыло, захватило. Он смотрит внутрь себя, как будто видит: «пропал». Бомбануло, как сказали бы сейчас. И нет надежды, что пройдет легко и мимолетно, увидел свою судьбу, свою потерю. Вот вошел человек в твою жизнь, как драгоценный дар, и ты обречен его потерять и ни-че-го не можешь с этим поделать. Надо выпустить зайчонка.


Вы же видели фильм? Сюжет помните, надеюсь.


«Парный» момент этого фильма, это сцена, где Нюра возвращается домой, раздает домочадцам подарки, разговаривает с мужем и вдруг слышит «Нежность» по радио. И героиня замирает совершенно с таким же лицом, как перед этим таксист Саша. Обреченность. Ничего не будет. Будет только ощущение потери, невозвратной.
Ускакала от них нежность на мягких лапках. А могло ли быть иначе?


 Мне почему-то милее этот фильм, нежели во многом перекликающаяся история, рассказанная в «Мостах округа Мэдисон» Клинтом Иствудом и Мэрил Стрип.. Хотела написать сравнительный анализ, но как-то ушло настроение.


Старые хорошие фильмы, так же как и любимые книги, удовольствие и способ прожить историю, рассказанную автором, каждый раз по-новому, и что-то в себе «расцарапать» хорошее, что-то важное поймать и удерживать, пока удерживается..


Рецензии