Продолжение книги малых пророков Михея, Наума, Авв
КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ- шестая книга малых пророков (семь глав). Михей с еврейского означает человек, который, будто Бог, или тот, кто подобен Богу.
Пророк Михей происходил из колена Иудина и родился в Морасфе небольшом селении на юг от Иерусалима. Пророчествовал он в течение пятидесяти лет о судьбах Самарии и Иерусалима, во времена царя Езекии и в первой половине царствования нечестивого Манассии, будучи младшим современником Исаии. О Михее упоминается в книге прор. Иеремии (гл 26:18). Когда Иеремию за его пророчество о разрушении Иерусалима хотели убить, то некоторые из старейшин в защиту его говорили, что и Михей во дни царя Езекии предсказывал о том же, но его за пророчество не преследовали. Обрывистость бесед в книге пророка Михея свидетельствует о том, что только некоторая часть его пророчеств сохранилась, остальная же часть, вероятно, погибла во время гонений на пророков со стороны Манассии.
Главная мысль книги пророка Михея та, что Господь по Своей верности завету с избранным народом, очистив его бедствиями и покаянием, введет его (а через него и язычников) в царство Мессии. Книга Михея содержит предсказание о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима, обетование о спасении Израиля через Старейшину из Вифлеема и указания пути к спасению. Михей выступает со словом защиты бедных и обездоленных в своем народе и обличениями бессердечия и заносчивости богатых. "Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят козни, чтобы проливать кровь, каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них, как терние, и справедливый -хуже колючей изгороди" (Мих. гл 7:2-4). В книге Михея ясно сказано, что Господь ждет от человека: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь; действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно ходить перед Богом твоим" (Мих. гл 6:8).
Михей пророчествовал при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, следовательно, он был современник Осии, Амоса и Исайи, поэтому его нужно отличать от другого пророка Михея, жившего при Ахааве (3цар. 2).
Его книга разделяется на три части. В 1-й части (гл 1 -3 гл.) содержатся обличительные речи пророка, в которых он за современные ему пороки; корыстолюбие, ожесточение и ненависть к пророкам, неправосудие, неблагодарность народа к Богу, грозит народу Божию наказанием через ассириян.
Во второй части (4 - 5 гл.) излагаются Мессианские пророчества, в которых предсказывается восстановление величия народа вследствие явления Старейшины, Который родится в Вифлееме (то есть он предсказывает рождение Христа).
В 3-й части (6 -7 гл) говорится подробнее, что было сказано выше, с одной стороны подробнее излагаются причины несчастия; неблагодарность и измена народа Иегове, а с другой - причины спасения и о древних обетованиях, которые должны исполниться. Следовательно, спасение есть дело лишь милости Божией, но не заслуга людей.
В четвёртой главе книги говорится о временах Новозаветных
В этой главе сначала (1 - 4) пророк приводит пророчество Исайи о возвышении горы Господней, или о торжестве истинной религии над языческим идолослужением и о водворении мира на земле, которые наступят во времена Мессии.
Затем с 5 по 13 стих предсказывает о возвращении евреев из плена Вавилонского и о погибели всех врагов народа Божия, после чего Господь будет царствовать на Сионе до века (Мессия).
В пятой главе он говорит о месте рождения Христа: "И ты Вифлеем - Ефрафа мал ли ты между тысячами Иудиными из тебя Мне произойдёт Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле ....".
Здесь Михей предсказывает, что Господь предаст народ Свой врагам не навсегда, но только до того времени, пока не родится Мессия.
В стихе четыре сказано: "И станет Он и будет пасти паству Свою,". Он будет великим до краев земли. (гл 5:4).
В главе седьмой он говорит о скорби и о грехах народа Божия, и обетования спасении.
В виду крайнего развращения народа Божия, пророк предается глубокой скорби: "Горе мне! Ибо как по собрании летних плодов и по уборке винограда, не остается ни одного плода, ни одной ягоды для еды; так в народе моем не стало милосердых, нет правдивых; все строят ковы, чтобы проливать кровь, каждый ставит брату своему сеть, руки всех направлены к тому, чтобы делать зло; начальник требует подарков и суды судить за взятки, нельзя верить даже другу, даже своей жене, сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови своей, враги человеку - домашние его"( гл 7:1-6). За это наступает день Божий грозный и ныне постигнет их смятение. Но этот гнев Божий, говорит пророк от лица народа тем, научая его, буду нести с терпением и сознанием моей греховности: "А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего; Бог мой услышит меня"( 7:7).
Пророк заканчивает свою книгу следующим обращением к Богу: "Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвой обещал отцам нашим от дней первых" (Мих. 7:18-20).
КНИГА ПРОРОКА НАУМА - седьмая книга малых пророков(3 главы)
Слово Наум (с еврейского) значит утешитель.
В 1-м стихе своей книги пророк называет себя Елкосеянин, каковое название указывает не на родословие, а на место рождения. Пророк Наум был по происхождению из Израильского царства, после его падения. Он, вероятно, переселился в Иудею и утешал иудеев. О времени служения пророка Наума можно думать, что он пророчествовал в последние годы царя Езекии; (Во - первых) тем, что Израильское царство представляется в книге Наума уже разрушенным , а падение его произошло в 6-й год Езекии (722 г. до рождения Христа). Во-вторых; тем, что в этой книге указывается на нашествие Сеннахирима на Иерусалим, а оно было в 14 год Езекии. и в третьих, тем, что в книге говорится об истреблении Египетского города Аммона (3, 8), что было в 13 год Езекии. В - четвёртых; Иудеи не обличаются в идолослужении, что указывает также на благочестивое царствование Езекии. В - пятых; Ниневия является еще во всем своем могуществе и блеске, что указывает на время Сеннахирима, после которого начинается упадок Ассирийского могущества. В - шестых; Здесь не называются по имени враги, имеющие разрушить Ниневию, что свидетельствует об отдаленном будущем.
Наум был современником Исайи и жил в последние годы царствования Езекии после 14 года или 714 г. до рождения Xриста.
Наум предсказывал погибель Ниневии, заслужившей такую участь своим идолопоклонством, особенно же развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. Тех, кто совершает зло и угнетает других, однажды тоже постигнет плачевная участь.
КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА (3 главы) - восьмая книга малых пророков.
Имя Аввакум (с еврейского)означает борец, сильный.
Некоторые исследователи Библии говорят, что Аввакум происходил из колена Симеонова, но это спорный вопрос; одни отцы церкви утверждают, на основании исследования, что он был из колена Левина, другие, что он был из колена Симеона и жил в царствование Манассии. Многие отцы церкви это доказывают тем что; во-первых, что его книга занимает место в ряду малых пророков между Наумом, пророчествовавшим в последние годы Езекии, и Софонией, пророчествовавшим в первые годы Иоссии. Во- вторых; тем, что Софония имел уже пред собой пророчество Аввакума (Соф.;гл 1:7; Авв. гл ;2:20). В-третьих из книги Аввакума видно, что он пророчествовал при царе Манасии.
Но так или иначе из его книги мы видим, что он был псалмопевцем. Пророк говорит о себе немного. В девятнадцатом стихе, третьей главы мы читаем: "Господь Бог сила моя, Он сделает ноги мои, как у оленя и на высоты мои возведёт меня! Начальнику хора". Что это, как не псалом? Последние слова его можно перевести так: "начальнику хора на струнных моих орудиях". Отсюда можно заключить, что пророк Аввакум составлял священные песни.
Цель книги пророка Аввакума составляет Божественное откровение о грядущих бедствиях Вавилонского плена и об освобождение евреев из этого плена.
Пророк со скорбью жалуется Богу на развращение своего народа, у которого закон потерял силу, вражда и насилие всюду, и просит о помощи. Бог отвечает, что Он скоро пошлет в наказание нечестивым халдеев - народ свирепый и жестокий, против которого не устоят цари и крепости. Этот ответ приводит пророка в недоумение, как Бог предаст Свой народ жестокому тирану?! Неужели не положит предела Халдеям, которые хуже самих иудеев, и неужели оставит их без наказания. Поэтому пророк ожидает от Бога нового ответа, который и получает с повелением начертать его на скрижалях ясно. Бог открывает, что гордые халдеи сами испытают ту же участь, которую они приготовили другим народам, а праведные евреи спасутся своей верой. Тогда пророк от лица побежденных народов произносит притчу на погибель халдеев, в которой изображает ничтожество идолов и величие Божие.
Третья глава содержит молитву наподобие псалма, назначенной для музыкального исполнения в храме, в которой пророк молит Бога среди гнева на Свой народ, вспомнить о помиловании и скоро совершить Свой суд над врагами его. После псалмами, пророк изображает торжественное шествие Бога для спасения Своего народа и поражения его врагов. Из этого содержания книги открывается и цель пророчеств Аввакума, утвердить правильный взгляд на пути правосудного промысла Божия. И то, что если иногда Бог и предает праведников в руки нечестивых, то только на время для исправления и на надежду Божью благость. Тогда как нечестивые не могут остаться без наказания.
Язык книги пророка Аввакума поэтический, изящный, изложение отличается стройностью и ясностью, речь наполнена величественными образами, особенно в пророческой песни, которая может быть поставлена на ряду с лучшими псалмами Давида.
КНИГА ПРОРОКА СоФОНИИ - девятая книга малых пророков, всего три главы.
Правление нечестивого царя Манассии было долгим - пятьдесят пять лет (696-641 гг. до рождения Христа). В это время почти все пророки Божии, проживавшие в Иудее, были истреблены или ушли в подполье. Возможно, что Софония был первым пророком, возвысившим свой голос после полувекового молчания Божьих пророков. Софония проповедовал при благочестивом иудейском царе Иосии, лет за двадцать до разрушения Иерусалима (639-608 годы до рождения Христа). Перечисление предков Софонии до четвертого рода указывает на его знатное происхождение. Предполагают, что царь Иосия начал свою религиозную реформу, поощряемый к ней пророком Софонией. Однако, реформа мало что могла сделать, религиозные устои в народе, подорванные Манассией, уже трудно было восстановить. Софония со скорбью наблюдал все растущее духовное одичание людей и увлечение языческими суевериями.
Пророк строго обличает тех, на ком лежала ответственность руководить жизнью народа и подавать добрый пример. Он обличает иудейских князей, судей и священников, говоря: "Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его - люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон. Господь праведен, Он каждое утро являет суд Свой неизменно, но беззаконник не знает стыда" (Соф. гл 3:1-5).
Свидетельство о публикации №220070601692