На Карачаровский завод к Гефесту

   В период Перестройки на демократический лад  сдвинулась вся социальная структура в стране ,  захромало производство, остановилась наука, у многих съехала крыша, надо было как-то выживать. Зарплату в Научно-производственном предприятии платили символическую и то с бартером- туфлями  нестандартных размеров. Многие мои МИФИческие коллеги подались в бизнес, продавали все что покупалось (вагоны с сахаром, автомобили и даже сырье для металлургии). Я , со своей технической закомплексованностью оставался в обществе ,которое терпеливо верило и ждало перемен к лучшему бартеру. Но семейные обязанности, дети требовали материальных средств на существование, надо было принимать решения и действовать. А мне было уже за 50.. Из разговора с МИФИческим однокашником Григорием Громыко, я определил  себе объект для контакта- художник-кузнец кузнечного цеха Карачаровского механического завода Аристархов Александр. Взяв у Грихи   телефон, я немедля позвонил. Представился: научный сотрудник Научно-производственного предприятия, экспериментатор, дружу с программированием , ЭВМ и не гнушаюсь технической наладки, разборки и сборки экспериментальных установок. Аристархов сделал паузу, спроси- А еще что вы можете делать?
 Я вспомнил, что при учебе в горном техникуме получил удостоверения электрика и токаря-фрезеровщика,   позже самостоятельно освоил электродуговую сварку. Изложив сие , получил ответ, что последнее его устраивает больше и он приглашает меня к себе в мастерскую ,на Карачаровский завод.
  Добирался я туда , до Рязанского проспекта от метро Таганская на троллейбусе. Маршрут этот мне стал родным за период в один год. Электричкой в понедельник я добирался до Киевского вокзала, затем на метро до Таганской и троллейбусом до Рязанского проспекта. Обратный маршрут у меня выполнялся в пятницу. Всю текущую неделю я работал и жил на Карачаровском заводе.
Карачаровский механический завод, новый громадный производственный



корпус, состоящий из двух цехов, заготовительного и кузнечного. В первый корпус заезжали тепловозы с двумя железнодорожными платформами,  груженные металлургической продукцией , там же стояло специальное оборудование для подготовки металлургического проката  кузнечному цеху (мощные гильотины,  металлорежущие станки, целый парк токарных и фрезерных станков). Кузнечный цех представлял ряд высокотемпературных газовых печей  с рабочими объемами от 1 м3 и до 5 м3, кузнечными молотами, гидравлическими прессами и специальными участками для работы с поковками (это электросварочные посты, индукционные нагреватели и прочее оборудование). Между двумя цехами, на уровне второго этажа, были предусмотрены помещения для инженерно-технического   персонала. Начавшаяся перестройка и здесь внесла качественные изменения. Государственных заказов не было, образовавшиеся кооперативы ООО выживали на энтузиазме, авантюризме, авторитете устроителей. Бывшие руководители кузнечного цеха и авторитеты создали ООО «Гефест» по разработке и изготовлению кузнечных декоративных изделий, художником пригласили Аристархова Александра Александровича, уже состоявшегося кузнеца-художника, выпускника Львовского института прикладного и декоративного искусства. На него было возложено разработка проектов изделий, технология их изготовления, подбор кадров и организация производства.
 Аристархов А.А. 
   - Согласно договоренности по телефону, у проходной завода меня встречал человек моего роста, да и возраста, очень подтянутый с добрым лицом украшенным  бородой и усами , мягким голосом. Его внешность располагала на доверие. Представившись он повел меня в цех, а точнее к себе (не могу назвать кабинет). Это небольшая комната с огромным окном, была представлена двумя затертыми столами, за одним по расположению должен располагаться начальник, а за другим по обе стороны исполнители на четырех производственных стульях. В одном из углов помещения располагались, вероятно, экспонаты-образцы художественной ковки, рулоны бумаг-шаблоны со следами прогара, масла. Показухи не было . Кратко изложив режим работы и особенности производства, он предложил мне спуститься в цех на выделенный участок для художественной ковки. Масштабы цеха впечатляли, однако загрузки его я не ощутил. Работали 2-3 печи и рядышком стоящий


кузнечный молот. У большой печи суетились три рабочих с подвесным захватом, вытаскивая огромную болванку  для обработки ее на кузнечном молоте. Пройдя по цеху мы остановились у двух небольших печей с 75-килограммовыми кузнечными молотами, именно эта часть  оборудования цеха доверялась  Аристархову А.А. Он великолепно справлялся с этим оборудованием, все оригинальные элементы композиций, прежде чем отдать нам на массовое изготовление выполнялось им с дотошностью и терпением. Хочу отметить высокую интеллигентность и порядочность этого  человека. За год моей работы с ним, в такое время, в таких условиях, я не был свидетелем выхода его из равновесия и ни разу не услышал «русского» крепкого словечка. Я благодарю судьбу за такой подарок. Низкий Тебе поклон мой дорогой Александр Александрович.
 Представив доверенное оборудование и режим работы, он затронул и меркантильный вопрос, который определиться после моей недельной работы. Учитывая удаленность моего проживания, он предложил мне четырех- дневную рабочую неделю с проживанием на Карачаровском заводе в помещениях для инженерно-технического персонала цеха, которого на тот период уже не существовало. Я выбрал одно из помещений, где расположил  раскладушку и спальный мешок. Не могу сейчас представить, как я лихо прожил год в кузнечном цеху Карачаровского завода. За этот период случались отдельные яркие эпизоды, которые заслуживают внимания, чтобы их зафиксировать в воспоминаниях.
 Я уже отметил, что тот временной период развала страны сказался и на Карачаровском заводе, производства не было, рабочих было мало, была одна смена. После 14-00 цеха были пусты.
 Аристархов А.А. мне поручил сделать заготовки из листового металла толщиной 3 мм для элемента цветка. Это пластина с размерами 100х100 мм у которой по диагоналям делаются пропилы, а затем на горячую отгибаются  углы квадрата и получается бутом цветка. Таких заготовок требовалось очень много. Нарубив на гильотине  квадратных заготовок в заготовительном цеху, я дождался 14-00 часа, когда последний рабочий покинул цех, отправился в сектор фрезерных станков. На удивление , оборудование не было обесточено. Выбранный мною станок включался и работал, более, на нем была установлена дисковая фреза нужного размера. Быстро, зажав в станочные


тиски  заготовки я начал делать пропилы. Увлёкшись, я не сразу заметил, как ко мне подошел мастер этого станочного хозяйства. Минуту он молчал, затем развернулся и покинул цех. Я с недоумением  продолжал работать. Не помню сколько прошло времени, я успел сделать пропилы на двух сборках, как в цеху появился начальник цеха (я его знал в лицо)  с мастером участка, который эмоционально жестикулируя что-то объяснял. Я не ждал ни чего хорошего от этого визита. Подойдя ко мне , мастер ликующе  объявил начальнику цеха что он нашел фрезеровщика указывая на меня. Выполнить свой объём работы на фрезерном станке мне разрешили, но после мне неоднократно начальник цеха предлагал должность фрезеровщика.
   Второй впечатляющий временной этап моей работы в кузнечном цеху связан с производством уникальной массовой продукции – кувалд для слабо развитой  Англии. Вероятно, там были взяты обязательства обеспечить каждого жителя страны массивной кувалдой. Процесс производства был четко отлажен. Металлургический прокат регулярно поступал в заготовительный цех, где громадные болванки распиливались на определенные сегменты, которые поступали в кузнечный цех, где кузнецы им придавали своим профессиональным умением форму кувалды. Дальше сие изделие окрашивалось в черный цвет, индивидуально заворачивалось в плотную бумагу и упаковывалось в крепкие деревянные ящики для отправки в Англию.
 Какая находчивость- как можно обойти запрет на продажу проката за рубеж!
О таком интересном заказе для кузнечного цеха я случайно узнал из случайной встречи в техническом отделе административного корпуса с товарищем, с которым мы в паре защищали кандидатские диссертации в ВИАМе. Как оказалось, он тоже шабашил в одном из ООО Карачаровского завода , продвигая продукцию за бугор, используя свой научный потенциал и знания по металловедению. Да, мир тесен…
  Проработал я в ООО «Гефесте» около года. Не знаю , как бы сложились обстоятельства дальше, но любопытное посещение кузнечного цеха мом родственником закрыло этот творческий этап.
  Упрек в мой МИФИ-ческий и научный потенциал кандидата наук с предложением места главного инженера на одном из предприятий в



Долгопрудном вынудили меня расстаться с Карачаровским заводом и лично с Аристарховым Александром Александровичем.
 Обращаясь к памяти , к этапу работы с Аристарховым, хочу отметить, что я не только решал финансовые проблемы для существования моей семьи, но и ощущал свою скромную значимость в участии изготовления изделий на века (арок, ограждений , различных архитектурных элементов, элементов на погост и храмов). Горжусь своим участием в реставрации кузнечных элементов Новоугрешского монастыря в г. Дзержинске Московской области.
Фотография Аристархова А.А. -Мой дорогой Сан Саныч.


Рецензии