Миллионеры

               

  Эфенди работал налоговым инспектором. На воскресный день его отправили на городской рынок, на проверку. По инструкции, он должен был тщательно изучить ценообразование на товары дачников. Рассчитать прибыль, и определить, какими суммами ворочают  дачники, создавая теневую экономику. Там, в центре прикинули, что если каждый из пяти миллионов дачников и огородников в год продает на пятьдесят тысяч рублей салатов и кабачков, то в масштабе страны это будет составлять 250 миллиардов рублей. Куда утекают эти деньги, размывая фундамент экономики страны? Выяснить, и принять радикальные меры, чтобы эта сумма
поступила в государственную казну!

  Проверка предпринимателей – торгующих плодоовощной продукцией, в его задачу не входил. (Поскольку, они официально зарегистрированы, наделены ИНН, и ежемесячно отчитываются, о своей деятельности, выплачивают налоги с доходов). 

  Инспектор прошел мимо торговых рядов с овощами и зеленью, и остановился на самом краю ряда огородников.  Стоял колченогий столик, без навеса и без скамейки. Стояли две бабушки, и один пожилой мужичок. Перед каждым аккуратно разложены укроп да петрушка, лучок, связанный пучками, да чесночки. У мужика в сумке была мелкая молодая картошка, самая большая – примерно, с куриное яйцо.

  По какой цене продаете молодую картошку? – спросила бабушку, элегантная,  в широкополой шляпе  покупательница.
  - Килограмм  за 70 рублей, только с грядки, купите!
  - А в торговых рядах уже второй день по шестьдесят пять рублей за кило.  А вы продолжаете загибать цену.

  - Значит, купите там. У меня ниже не получается.
  - Бессовестные вы все! Выращиваете горем пополам  четыре клубни картошки, и хотите на них разбогатеть. 
  - Девушка, вы же видите, что перед вами свежая, выкопанная сегодня, молодая картошка!
 
- Молодую картошку в торговых рядах уже полмесяца продают. А вы только проснулись! К тому же, чтобы вырастить раньше срока, пичкаете всякими химикатами. А мы, горожане, за вашу отраву должны ещё и деньги платить?

  В разговор вмешался мужчина, хозяин картофеля:
  - Девушка, в деревнях давно не применяют химических удобрений, самое дешевое из которых- 140 рублей за кило. Это была бы золотая продукция. Нам нет никакого смысла применять химию. Даже колорадский жук – и то собираем вручную. В наших подворьях даже коров давно нет, поскольку, не стало кормовой базы.
 
- Знаем  мы ваши байки! Она резко повернулась, и ушла, зашла в крытый рынок. Но, через минут пятнадцать, вернулась, и все же, купила килограмм картошки, но по 60 рублей за кило.
  - Ну, скажите, что за картошка, размером с горошек?  Не стыдно вам такое продавать?

  - Красавица, не по своей воле, и ни от хорошей жизни танцуют в цирке обезьяны. Нас тоже жизнь заставляет. Мне нет никакой радости выслушивать в свой адрес всякие неприятности.

  В тот день налоговый инспектор подходил к разным продавцам; и к индивидуальным предпринимателям, к садоводам, фермерам. Везде слышал одно и то же, - недовольство граждан на нехватку зарплаты и пенсии на такие дорогие товары. Предприниматели на все вопросы отвечали тем, что доставали целые пачки бумаг со штампами и печатями: сертификаты, накладные, санитарные и налоговые,      
   административные разрешения, и много - много других, драгоценных разрешительных документов.
 
Оказалось, доход предпринимателей состоит из наценки - 20-25 процентов от цены товара,  из которых часть уходит на транспорт, погрузку-выгрузку, плату за место, за уборку, на налоги, и, только оставшаяся часть достается самим. Потому, горожане ополчились на дачников, что налогов не платят, а цены устанавливают от балды,  и богатеют за счет трудящихся. Получалось, что на 4-6 сотках сидят кулаки-монстры, заслуживающие раскулачивания.

  Эфенди, сам располагал 6 сотками участка, и тоже выращивал все, что выставлено на прилавке дачников – все необходимое для семьи. Но торговать не приходилось.  Все, что окажется излишней – сушили, солили, мариновали, - заготавливали на долгую зиму.

  Он вернулся к продавцу молодого картофеля. Опытным глазом давно прикинул, что в сумке у пожилого селянина было килограммов шесть картошки.
  - Ну как, не продали ещё? Спросил он его.

         - За полдня продал три килограмма по 60 рублей. заработал 180 рублей. Но, пришлось заплатить за место – 150 рублей,  купил пирожок с мясом за 60 рублей, пол литра водички за 35 рублей. Убыток – 95 руб.

  - А ты еще за дорогу  не посчитал, 70 рублей туда и обратно! – подсказала ему односельчанка.
  - Значит, убыток 165 рублей, с огорчением сказал огородник.
  - Ничего, до вечера продадите остальное, и покроете убытки, утешил его инспектор.

- После обеда цены снижаются, пора спешить домой, дел много. Если удастся по 40 за кило продать, то удача. А убыток не покроется. Да ещё продуктов домой надо покупать. Меня бронхи мучают, термос надо  купить, а он стоит 1300 рублей.  Глаза у мужчины были грустны.

  Придя домой, Эфенди  сразу принялся копать картошку. Он подумал так: «Отвезу – ка, и продам все, пока в цене, по 50 рублей за кило. По такой цене сходу купят. Только, надо приехать очень рано, и занять бойкое место. А осенью, куплю мешками уже кондиционную картошку по 22 рубля. 28 рублей на килограмме выиграю. Хорошо, что у меня аналитический ум налоговика», подумал он. И взяв в руки лопату, зашёл в огород.

  Остановился проезжавший мимо сосед:
  - Не зря тебя Эфенди зовут. Кто же сейчас копает картошку? – спросил тот с ухмылкой.
  - А ты что,  совсем вкус потерял?  Молодую картошку не хочешь есть?
  - Хочу. Но свою,  в это время ни за какие деньги не стал бы копать.

  - Потому, я стесняюсь назвать тебя умным человеком.
  - Ну и, по какой цене ты собираешься сбагрить свой некондиционный товар?
  - На рынке по 70, а тебе как соседу продам  по 60.
  - Сосед, банкир, рассмеялся:
 
- Ну и, врун ты, Эфенди. На рынке сегодня 55. А вот, назавтра знакомый фермер обещал поставить в поселок по 25 рублей за кило молодой картошки. И привезёт 300 килограммов. У него как раз то, что надо, ранняя картошка, крупная, розовощекая, рассыпчатая!
  - Эфенди, конечно, знал, что сосед - специалист по деньгам, и что он делает маркетинговый финт. Но все равно, растерялся:
  - Ниже сорока рублей за кило нет никакого смысла продавать. Я прекращаю копать.

  - Ладно, пожалею тебя, уважая вложенный труд, беру по сорок рублей. Но больше 10 кило все равно не возьму. «То, что надо, подумал Эфенди. Получилось».  Стал копать, как заведенный робот. Одну ботву выдернул, посыпались пять картошин. Два из них - как орех, а три - как горошины. Выкопал второй куст – одна картошка как куриное яйцо, три – как орехи, и четыре – как горошины. С пяти кустов собрал килограмм. Когда набрал 10 килограммов, и оглянулся, то увидел, что треть по-садок картофеля уже выкопано.

  Подошел сосед. Отдал 400 рублей, и забрал 10 килограммов картофеля. Он с ехидной улыбкой смотрел на Эфенди, который оглядывал свой опустевший участок в полном онемении.
  Банкир отдал налоговику ещё 100 рублей. «Не хочу, чтобы сосед мой – трудовой, обанкротился».

  - Спасибо, за доброту,  но твои 100 рублей никакой роли здесь не играют, сказал Эфенди. Как же я обложался. Прежде, чем соблазниться на высокую цену, я должен был вскопать пару кустов, и посмотреть, какова цена этой затеи.

  - Видишь ли, сказал сосед,  ты налоговик, а я банкир по кредитам. Ты видишь цифры, и стремишься достать их, а я насквозь вижу, что за этими цифрами лежит. Посчитай, сколько кустов выкопал, чтобы собрать 10 кило «дорогой»  картошки?

  - 53 куста, я уже считал.
  - И получил за это 500 рублей. Но, если бы ты не гонялся за пустыми цифрами, а копал картошку после созревания, то получил бы минимум 53 килограмма. Умножаем на 22 рубля, на цену килограмма, и получаем  1166 рублей. Ваша ошибка налоговиков в том, что взимаете с предполагаемых результатов земледельцев, и доводите их до ручки. Потому селяне живут бедно. Сказав это, сосед ушёл. Подошла жена:

  - Выгодно продал?
  - Очень выгодно! Сказал Эфенди, и вручил жене 500 рублей. Тебе в подарок. На остальное куплю новый мотор к машине.
  - Узнаю сына Востока! - гордо сказала жена. А я куплю себе духи! Поцеловала мужа, и, торжественным маршем пошла домой.
  Эфенди опустился на землю, и ушел в глубокое раздумье. Он взял горсточку земли и прошептал: «Прости меня, кормилица, что подвел тебя, не ценил твою щедрость».


  На следующий день он зашел на рынок, и встретился с тем пожилым человеком, который продавал молодую картошку:
  - Отец, не продавай картошку, езжай домой, и съешь сам, будет полезно. А продашь осенью.

  - Все, кому ни лень, нас гоняют. А почему? Недоуменно спросил сельчанин.
  - Потому, что не выгодно. У тебя одни убытки, на что жить будешь дальше?
  - Не знаю, ответил старец. Я потерял голову. И давно не живу. И торгую здесь, не для заработка. Меня заставляет необходимость, - сказал он. - Получил квитанции за июнь 2020 года. Я должен за все услуги заплатить 8 тысяч рублей. А пенсия – 10500.
 
  И сказал тогда Эфенди:
  Есть несокрушимая сила, движущая человеком, и заставляющая его совершать неразумные поступки. Это – НЕОБХОДИМОСТЬ.


Рецензии
Зимой и летом, в будни и в субботу,
В деревнях, городах спешат куда-то
Специалисты с опытом работы,
Но все почти без опыта зарплаты…

Наталья Скорнякова   25.08.2020 12:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за отзыв, с уважением, Г.Б

Георгий Бердыев   26.08.2020 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.