Метафизика как заблуждение. Абхидхарма и Шарипутра

Я писал в предыдущей статье "Дхарма и дхармы" (ссылка в конце), в первом абзаце: "Не берем сейчас третью концепцию "дхарм", применяемую в буддийском "естествознании" и обозначающую "признаки" явлений, а также "образы", модели сознания".

Это относится именно к той, менее всего меня интересующей концепции "дхарм", которую я назвал "буддийским естествознанием". Она излагается в "Абхидхармакоше" и многих других подобных "философско-метафизических" текстах, написанных "учениками" Будды в течение 1000 лет после его смерти.

Подчеркну:
Эти тексты - не слова Будды, но слова его учеников, - людей, интеллектуально развитых, но не мудрых (не владеющих праджней), и поэтому не понимающих сути Учения, т.е. понимающих плоско, искаженно. ...Как говорит Будда: "эти учения невозможно понять с помощью различий, осуществляемых размышлением. Только Будды способны хорошо знать их".

Там, в этих текстах, действительно, на уровне "натурфилософии" 2000-летней давности они пытаются разобраться в устройстве мира, как внешнего (физического), так и внутреннего (психика), вводят свои "первоэлементы", "стихии", "дхармы" - вначале как "аспекты", "признаки", а затем, "метафизируя" всё - как "частицы", т.е. "мельчайшие части субстанции".

Поясню:
Метафизика - это когда "признак" превращается в "субстанцию". Прилагательное - в существительное. Когда "вечное" превращается в Вечное, а "единое" в Единое. Когда выделяются "частицы Единого", когда выделяются "частицы субстанции Вечного".
Метафизика - это удел "интеллектуально развитых, но не мудрых (не владеющих праджней)".

Это создание второго иллюзорного мира, в дополнение к имеющемуся миру. И придание статуса "настоящести, истинности" этому иллюзорному миру, в противовес реальному, настоящему миру, которому придается статус "бренности", "преходящести", "ненастоящести".

Это полный "передел реальности" на основе, с одной стороны, принципиальной невозможности описать реальность, взятую в развитии (изменчивости), на языке формальной логики, а с другой стороны, абсолютное невладение языком диалектической логики, на котором только и можно описывать постоянно меняющуюся реальность, остающуюся при этом равной самой себе (парадокс, дзен, нарушение формальной логики).

Поэтому все их писания мало чего стоят.

Как говорит Будда:

Кроме того, Шарипутра, есть бхикшу и бхикшуни, которые думают, что сами [они] уже стали архатами, что это [их] самое последнее тело перед конечной нирваной, и поэтому не стремятся к ануттара-самьяк-самбодхи. [Ты] воистину должен знать: все это люди, переполненные самодовольством. Почему? Не бывает так, чтобы бхикшу, которые действительно стали архатами, не верили в эту Дхарму, за исключением [случая], когда после исчезновения Будды в мире нет [другого] Будды. Почему? Потому что после исчезновения Будды трудно встретить человека, который бы получил, хранил, читал, декламировал такую, как эта, Сутру и понимал ее суть. Если же [он] встретит другого Будду, то обретет определенность [в понимании] Дхармы.

И много он там еще подобного говорит - Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Глава II. Уловки
Будда сказал Шарипутре: "Будды-татхагаты учат только Бодхисаттв".

И еще:

Ученики Будд делают подношения Буддам
И, полностью освободившись от замутнений,
Пребывают в этом самом последнем теле.
Но и такие люди, как [они],
Не имеют сил, сравнимых [с силами Будды].
Хотя мир наполнен такими, как Шарипутра,
[Они] не способны измерить мудрость Будды,
Хотя все вместе измеряют, истощая мысли.
Хотя десять сторон [света] наполнены такими,
Как Шарипутра,
И другие [мои] ученики также наполняют
Страны в десяти сторонах [света],
[Но и они] не способны познать [мудрость Будды],
Хотя, объединившись, измеряют,
Истощая [свои] мысли.

Абхидхарма восходит к Шарипутре.
Абхидхармакоша - текст, написанный Васубандху через 900 лет после Шарипутры.


Александр Клейн
6 июля 2020

Дхарма и дхармы
http://proza.ru/2020/07/04/742


Рецензии