Взятка

Вряд ли всё тайное становится явным, иначе не было бы нераскрытых преступлений, секретных архивов, неразгаданных тайн… Но, видимо, всему своё время… И однажды оно наступает. По меньшей мере, такой вариант не исключён, и люди, привыкшие брать подношения, должны быть готовы к разоблачению. Сочиняя эту фразу, видела перед собой не героя моего повествования, а хирургов, которых мы сами разбаловали подачками накануне и после серьёзных операций. Кому не известны подпольные таксы на тот или иной вид хирургического вмешательства? Известно и то, что в столичной клинике они выше, чем в областной. Медицинский мир давно пронизан злокачественными метастазами взяток. Пожалуй, самое неожиданное и откровенное признание об этом слетело с уст одного из президентов Латвии, врача по профессии, публично заявившего, что взятки брать приходилось...

В психиатрии картина несколько иная. Здесь настолько тяжёлые больные и настолько неизлечимы патологии, что докторов благодарят не так часто. Но теневая экономика присутствует и в этой сфере...

КРАХ КАРЬЕРЫ

Январским вечером в канун православного Рождества милиция задержала двух молодых людей и девушку по подозрению в употреблении наркотиков. Медицинское освидетельствование показало, что парни действительно были под кайфом, а у их подруги Оксаны в кармане шубы обнаружили шприц с опием. Валдис стал давать показания, что наркотик брал у Алика - и тому засветила уголовная ответственность за сбыт. Всех поставили на учёт в наркодиспансере и назначили одного лечащего врача - Валерия Семёновича Кольцова.

Валерию Семёновичу исполнилось 55. Его жизнь складывалась удачно. Ещё будучи молодым, он стал главврачом областного психоневрологического диспансера и занимал этот пост долгие годы. Мало кто в Гродно знал его в лицо, за исключением подчинённых, некоторых пациентов и их родственников. Зато все в городе знали, где ютится психбольница, и один её затрапезный вид наводил уныние. Диспансер занимал кельи былого католического монастыря, и никакие косметические ремонты не делали его привлекательнее. На новое здание больницы денег не было. Между тем верующие всё активнее настаивали на возврате монастыря и обратились за помощью к Папе Римскому. Посетил Ватикан и Валерий Семёнович, встретился с Папой. Проект нового диспансера к тому времени был готов, оставалось найти деньги на строительство. Говорят, Ватикан в обмен на монастырь выделил приличную сумму. В грандиозное здание вложили средства из республиканского и областного бюджетов, а также отчисления с нескольких городских субботников. Немало здоровья потратил Кольцов на строительство, контролируя его от начала и до конца. Финал оказался загадочным - когда роскошное здание было готово, Кольцова уволили, как раз накануне его дня рождения. Оригинальный подарок! Тёмная история… Известно лишь, что с новым главврачом отношения у Кольцова были неприязненные.

Через полгода его приняли назад, но рядовым наркологом в поликлинике при объединении «Психиатрия – Наркология», так стал называться диспансер. Пациентами Кольцова стали исключительно алкоголики и наркоманы. К тому времени в отношении наркоманов сложилась устойчивая практика - если у больного обнаруживалась сильная зависимость от наркотиков и он нуждался в принудительном лечении, суд  однозначно принимал решение о лишении свободы. Каким будет медицинское заключение, зависело от врача.

НЕ ГОВОРИ ПАЦИЕНТУ «НЕТ»

В феврале Оксана и Алик, состоящие в гражданском браке, получили у Кольцова медицинское заключение, она - о том, что не страдает зависимостью от наркотиков; он - что не нуждается в принудительном лечении.

Дальше, по словам Алика, было так. На очередном приёме в поликлинике Кольцов сообщил, что знает, по какой статье будут судить Алика, но может сделать так, что пациент не будет признан судом нуждающимся в принудительном лечении - в противном случае лишение свободы неминуемо. А заодно договорится с работником милиции (мол, у него хорошие отношения со следователем) о переквалификации обвинения на более щадящую часть статьи. Но за это надо платить. И Кольцов рассказал историю, как предлагал женщине заплатить 600 долларов, но она пожалела денег, и её сыну припаяли большой срок. При этом он заметил, что у Алика ситуация проще. То есть денег хватило бы и поменьше, понял пациент. Лишних денег всё равно не было…  Парня арестовали и упекли за решётку за сбыт наркотиков.

Кольцов со временем объяснял ситуацию по-своему:

- Предложение дать деньги поступило от пациента, на что я ответил примерно так: «Ты не с Луны свалился и соображай сам, что делать и как вести себя с теми, от кого зависит твоя судьба». Сказал так потому, что психиатр никогда не говорит своему пациенту «нет».

Однако! Витиеватая фраза врача никак не исключает криминальный вариант.

В начале мая Оксана, придя на плановый приём к Кольцову, решила заодно выяснить, почему тот не помог Алику, хотя обещал. За помощь следовало заплатить 500 долларов, но собрать их до суда они не успели…

Позже тот разговор Оксана вспоминала так:

- Кольцов злился на Алика, потому что тот не принёс деньги, а он уже начал договариваться насчёт смягчения участи  мужа... «Я с людьми договорился... - повторял врач. - Как я теперь им в глаза буду смотреть?..» И что время упущено - дело Алика уже передано в суд.

Потом Оксана заговорила о себе: мол, ей нужно устроиться на работу и на курсы по вождению, а то, что стоит на учёте, может помешать... Как ей сняться с учёта пораньше?  Кольцов якобы ответил, что для преждевременного снятия с учёта нужно очень много денег, а проще получить справку, что она на учёте не стоит. При этом, по словам девушки, он заводил речь о сексе, спрашивал, с кем она им занимается, говорил грубо и нецензурно. Предупредил, что может выдать справку, не снимая с учёта, - это будет стоить денег, но сколько, не сказал. Её огорчило то, что с учёта всё равно не снимут, и возмутил тон беседы.

Как всё было на самом деле и как происходил разговор, знают только двое.

Оксана и раньше делилась с мамой, что врач намекал на желание интимной близости. Вера Андреевна советовала дочке не ссориться с врачом, но даже намёка не подавать на согласие. В этот раз, услышав, что Кольцов опять намекал на постель и требовал денег за справку, мать решила, что просто так он не отстанет и что пора обращаться в милицию.

Так и сделали, и в следующий раз на приём к наркологу Оксана отправилась во всеоружии - с диктофоном.

ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

28 мая жарища была необыкновенная, 30 градусов. От тайно работающего диктофона Оксане становилось ещё жарче. Девушка напомнила врачу, что для получения водительских прав нужна справка от нарколога и психиатра, но она стоит на учёте...

- Мама сказала, надо дать деньги, только не знает, сколько... У неё сегодня зарплата, я бы завтра уже привезла...

Кольцов тут же ответил, что поставит штамп и более того - поговорит с Валдисом, чтобы тот не топил Алика:

- Давай свою справку… Я сейчас схожу... Ты посиди, только медсестре ничего не говори... Расскажи ей про Алика, где он, как...

Он сам сходил к коллеге-психиатру, поставил её печать: 

- Ну вот, все печати есть. Получай права!

- А сколько нужно денег?

- Не знаю, какое у вас семейное положение... Сколько считаете нужным, сколько можете.

***

С деньгами Оксана пришла через день. В милиции девушке выдали 200 тысяч рублей мечеными двадцатками (сумму определили сами, эквивалент 100 долларов). Кроме диктофона с нею была и мини-видеокамера.

- Я вчера не смогла прийти, у ребенка температура была...

- В следующий раз звони, если не можешь прийти, а то ревновать начну, подумаю, что другому отдалась... Красивые у тебя волосы...

Кольцов непринужденно хамил и говорил о сексе.

- Я принесла то, о чём договаривались... Вы штамп поставили, но не будет ли у меня потом проблем? Не станут ли перепроверять?

- Всё нормально сделано, не переживай.

Пациентка встаёт со стула, достаёт купюры и протягивает врачу без конверта.

- Вот сюда их клади!.. - Кольцов поднимает ежедневник и быстро накрывает стопку.

Оксана садится на место, заговаривает о справке для работы, доктор обещает, и девушка выходит. Ей на смену появляются оперативники.

Вместо того, чтобы заявить о взятке (этот шанс у него был), Кольцов делает вид, что не знает, откуда здесь деньги...

«ЭТО ПРОВОКАЦИЯ!»

Областная прокуратура возбуждает уголовное дело, Кольцова заключают под стражу и увозят в следственный изолятор на территории тюрьмы. С санкции прокурора области в квартире врача проводится обыск, наложен арест на автомобиль «Альфа-Ромео». В интернете появляется информация об аресте нарколога и его досье. Хотя даже в пресс-центре УВД о случившемся ни слуху, ни духу. Через несколько дней Кольцову предъявляют обвинение в получении взятки.

Коллеги Кольцова молниеносно узнают, что его взяли с поличным. Те, с кем я беседовала по горячим следам, считают, что виноват он сам, где-то брякнул лишнее и попал «под колпак». Предполагают, что за ним давно наблюдали... Было ли это актом мести, если вспомнить плохие отношения с начальством? Вряд ли, почва для сведения счётов могла быть несколько лет назад, но не сейчас. Кому он теперь мешал - рядовой врач?

В ходе прокурорского расследования всплывают еще несколько фактов подстрекательства к взятке. Обстоятельств, смягчающих вину Кольцова, следствие не нашло. Хотя характеристику с работы дали хорошую, написав, что это лучший специалист - у его пациентов наблюдается наиболее длительный период ремиссии.

Судебное разбирательство заняло два месяца. Свою вину Кольцов не признал, от адвокатов отказался. Как мог, защищал себя сам. Когда сын стал настаивать на адвокате, резко его одёрнул: «Я тебе запрещаю!» Мол, меня защищать не надо, это оговор и провокация.

Суд счёл доказанными два эпизода - подстрекательство к взятке Алика и принятие денег от Оксаны. Показателен один факт. Некто Денис, отбывая наказание, припомнил (когда его попросил об этом сотрудник милиции), что Кольцов и ему года четыре назад намекал на взятку. Показания, недолго думая, присовокупили к делу. Однако на суде всплыли нестыковки по датам. Денис заявил, что оговорил врача под давлением: «Ко мне на работу приехали сотрудники ОБЭП и попросили подписать уже готовые показания о том, что Кольцов просил у меня деньги за решение моих проблем. Обещали, что эти бумаги в уголовное дело не пойдут. На самом деле после экспертизы Кольцов говорил, чтобы я постарался не колоться, иначе будет 107-я статья. Разговора о деньгах вообще не было. Я согласился дать показания потому, что меня уверили, что они не повредят Кольцову. С ним у меня всегда были хорошие отношения». Вот и думай после этого, когда человек говорит правду, а когда бредит? И несут ли заслуженное наказание такие работнички милиции? Эпизод развалился, и из обвинения его исключили.

ВИНОВЕН!

Районный суд вынес приговор Валерию Кольцову - 6 лет лишения свободы с отбыванием в колонии усиленного режима. Плюс конфискация имущества и запрет в течение 5 лет занимать должности, связанные с административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями. Кассационную жалобу он подавать не стал. Не исключено, что в лагерях Валерию Семёновичу найдётся занятие по специальности...

- А если это месть со стороны тех, кому не угодил Кольцов? - спрашиваю у государственного обвинителя по делу Наталии Шиховец.

- Возможно. Свидетели могли в чём-то лукавить. Тем не менее на оперативной съёмке видно, что процедура принятия незаконного вознаграждения привычна для Кольцова.

- Какое впечатление он на вас произвёл?

- Положительное, очень красивая речь, учтивое поведение, а послушаешь плёнку - такие неприличные вещи говорит... Объяснял потом, что общался с пациенткой на её языке. Но в целом у меня сложилось убеждение, что если ему давали деньги  - он брал.

- Приходили на суд коллеги Кольцова?

- Нет. Может быть, смущать не хотели... Или недолюбливали.

- Много ли в вашей практике аналогичных случаев?

- В больнице скорой помощи взяли с поличным медика в отделении токсикологии. Брал по 10 - 20 долларов накануне или после лечения. Травматолог в той же больнице попался на взятках за больничные листы.

- Как выходят на таких врачей?

- По оперативной информации. Люди дают взятку, а потом делятся этим с приятелями, так и расходится дурная слава. Либо жалуются на вымогательство. За субъектом устанавливают наружный контроль, потом телефонный - с санкции прокурора. Прослушивающей и видеотехники сейчас хватает, самой разной. Зафиксировать беседу может аппаратура в машине, припаркованной у здания, видеокамера, вправленная в пуговицу.
------------------------------------------
Имена действующих лиц изменены.


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна! С удовольствием прочитал твой детективный материал, то есть журналистское расследование. Осталось так и непонятным, почему Кольцова отстранили от работы перед сдачей в эксплуатацию построенной под его опекой больницы? А по поводу "взяток" рассуждать можно много. Если пациент доволен лечением и его переполняет чувство благодарности, тут его осуждать не нужно, это движение души. А вот если пациент толкает медика на преступление для получения личной выгоды и платит за это - то это взятка, и судить нужно обоих! А цветы и конфеты - само собой. Можно еще и коньяк. Творческих тебе успехов! Василий.

Василий Храмцов   25.08.2020 16:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий. Вы знаете, я не углублялась в причину снятия Кольцова с должности главврача и с ним никогда не встречалась, а делала материал по документам суда и прокураторы, беседовала с гособвинителем и коллегами врача. Возможно, они знали причины, но не сочли нужным присовокуплять их к делу о взятке.
Да уж, коньяк в те годы был популярен как благодарность. Сейчас этого мало...
Всего доброго!

Татьяна Никитина 7   26.08.2020 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.