Мой пёс Пират

(Рассказ хозяина собаки неизвестной породы основан на реальных событиях).

Я родился и вырос в Новосибирской области в селе с красивым названием  Берёзово. Всё моё сознательное детство, начиная с третьего класса, было связано с Пиратом – моим четвероногим другом. Когда я учился в третьем классе,  ко мне прибежал мой друг Паша и сказал:
-Саша, бежим скорей за щенками овчарки! Их там раздают!
-Где?! – спросил я.
-Там, на соседней улице!
Мы незамедлительно побежали в дом, на который указал Паша. Мы вошли во двор и…увидели собачье семейство.  Мать семейства была серого окраса, что делало её похожей на волчицу.  Волкоподобная собака  зарычала на нас, ероша шерсть. Мы отступили. Хозяйка   заперла её в сарае и сказала нам, что эти щенки – смесь овчарки и лайки. Мы, как заворожённые смотрели на них. Все эти маленькие тёплые упитанные создания были чёрного цвета, с белыми отметинами, пахли вкусно и по-особенному, так, как пахнут малютки, ещё сосущие свою мать, и совсем не походили на неё окрасом. Их шерстка лоснилась благодаря ласковому и нежному языку их матери. Наши руки сами потянулись к ним, чтобы погладить их по головкам,  потрепать ушки, и заглянуть в глазки.  Они тихонько повизгивали, издавая непрекращающийся писк и жалобные звуки. Весь первый месяц они провели во сне, но теперь хорошо видели и бодрствовали.  Право первого выбора  было за Пашей. Он же узнал, где раздают щенков! Но я и не расстроился, потому что все малютки были просто очаровательными.  Паша выбирал по цвету нёба. Он выбрал  щеночка с самым тёмным, почти чёрным цветом нёба. Чтобы был злой! Для этого он заглядывал  всем малюткам в пасти, пока не сделал окончательный выбор. Я же взял того щенка, который как то очень уж очень внимательно посмотрел на меня странным разумным взглядом, (или может  это показалось). Он просто сразу приглянулся мне. Мы забрали щенков, поблагодарили хозяйку,  и пошли домой. Я назвал своего пёсика Пиратом, а Паша назвал своего Соколом. Такие мы выбрали красивые и необычные имена для  наших маленьких  друзей.
Пока молодые собачки подрастали,  мы брали их на руки и носили на лесную полянку, чтобы они порезвились и поиграли на  воле.  Щенки неуклюже резвились, потешно тявкали, играли, и даже пробовали кусаться и драться друг с  другом, а мы радостно следили за ними. Из их горлышек вырывались странные и хриплые звуки – предвестники рычания. Каждому из нас казалось, что именно его пёсик симпатичнее, резвее  и умнее другого. У меня появилась забота, погулять с Пиратом, что я делал с огромным удовольствием. Пират радостно крутился у моих ног и лизал мне лицо и руки своим розовым язычком.
Играя вместе, наши малыши  стали просто неразлучными. Они росли очень быстро и скоро превратились в красавцев псов, действительно чем-то  похожих на овчарок. Чёрное нёбо Сокола оправдало себя. Он стал настоящей грозой деревенских гусей и свиней.  Пират и Сокол  стали нашими преданными друзьями. Порода наших псов была неопределенна.  Они были похожи на овчарок, но это были не овчарки. Похожи они были и на лаек, но это были не лайки. Повадками они напоминали  волков, но это были не волки. Их чёрный окрас с белыми отметинами у породы лаек называется чёрный перец с солью, а у овчарок – чёрный с серебром. Хвосты у наших псов не закручивались кольцом, как у большинства лаек сибирских таёжных районов, а  шерсть была гладкая. На мордах у них были белые маски, что делало их похожими на аборигенных лаек, но это были не лайки.
Село Берёзово со всех сторон окружено берёзовыми лесами и высокотравными лугами,  расположенными на цепи  невысоких холмов.  Виды на всё это лесное великолепие с вершин холмов открываются потрясающие. Природа манила и тянула нас к себе, очаровывала и завораживала. Мы мальчишки бегали в лес, а лес начинался через три дома от нашего двора. Пашин же дом стоял прямо в берёзовом лесу.  Мы катались на велосипедах, потом на мотоциклах  ездили на реку Бердь, купались, рыбачили, ловили пескарей, ершей, ставили мордушки. И, наши верные четвероногие друзья всегда были с рядом с нами. Каким то самым непонятным образом Паша всегда знал, на какой именно улице раздают щенков и скоро все наши одноклассники обзавелись четвероногими друзьями всех мастей.  Пират и Сокол были очень похожи, не зря же они были родные братья, но Пират был выше Сокола, у него было вытянутое туловище и высокие ноги, он был невероятно вынослив. Мог целый день возить меня на лыжах ли в санях, бегать лёгким упругим шагом за моим мотоциклом. Казалось, что его мускулы хранили в себе неиссякаемый источник энергии. Мои родители и сёстры тоже очень любили Пирата.
Помню,  однажды в лесу укусила Пирата змея. Он прыгнул, как обычно резко в траву (так он охотился за мышами), и отскочил, как ужаленный. Я был рядом и увидел змею. Пират не знал, как опасны змеи, он умел хорошо охотиться на суриков. Змея ужалила Пирата в нос. Я ничего не мог сделать. Его нос и морда распухли. Когда мы с Пиратом вернулись домой, отец сказал мне:
-Не привязывай Пирата. Пусть он бежит в лес. Собаки сами себя лечат, они умеют находить травы!
Я отпустил Пирата. Мы всей семьёй ждали его несколько дней. И вот случилось чудо! Мой Пират вернулся домой! Жив и здоров! Сколько же радости было у всех нас! Помню, как к нам домой приходили пастухи деревенского стада и просили отдать им Пирата для охраны стада. Одно время в округе появилась пара волков. Но я не отдал Пирата пастухам.  Да и как я мог это сделать? Помню, намного позже, когда я ехал на мотоцикле на реку Бердь,  змея длинною около полутора метров переползала мне дорогу. Я остановился, взял прут, и захлестал змею прутом. Я побоялся, что она может кого-нибудь ужалить. Или, может это была месть за Пирата?
  Помню раз зимой мы пошли с Пашей в лес на лыжах. Пират и Сокол, как обычно  были с нами. Пират был необычайно энергичный и очень быстрый, а Сокол  был грузный и тяжёлый пёс,  и ему было тяжело бежать по снегу. Пират же любил бегать, у него были длинные ноги и снег был ему нипочём. Неожиданно для нас Пират резко рванул вперёд своей скользящей лёгкой походкой, опустив морду к земле, и только мы его и видели! Мы идём дальше,  Пирата нигде не видно. Зову его – бесполезно!
Через какое – то время смотрим: нам навстречу из лесу вышел наш школьный физрук Николай Алексеевич. Мы за глаза звали его Сеечем. Сееч любил погулять по лесу с ружьём, поохотиться.
-Это не ваша собака там бегает? – спросил нас Сееч.
-Наша! – крикнул я
-Зайца там гоняет! Я хотел стрельнуть в зайца, но побоялся попасть в собаку.
После пробежки Пират вернулся к нам, высунув красный язык, как нив чём не бывало. Если бы не Сееч мы бы и не узнали, что Пират гонял зайца.
Был мой пёс очень выносливый. Мог переплыть весной нашу реку Бердь, которая во время таяния снегов разливалась втрое шире обычного. Река Бердь – правый приток Оби несёт свои воды с  Салаирского кряжа, который начинается отрогами гор Алтая. В горном массиве Салаира на границе Кемеровской области и Алтайского Края на высоте 440 метров  находится исток Берди. И, как каждая горная река в половодье, во время весеннего паводка Бердь имеет бурный и непредсказуемый характер. Это сейчас река сильно обмелела, а раньше была намного шире. Летом Бердь спокойно струится между песчаным левым берегом и скалистым правым, а вот весной! Уровень воды повышается в два-три раза. Бурлящий поток сносил даже деревянный мост, который несколько раз строили, чтобы связать два села: наше Берёзово, находящееся на левом берегу Берди и село Хмелёвка, расположенное на правом берегу. Каждый раз весенний бурный поток сносил мост, а потом от этой идеи отказались и вовсе. Так вот во время весеннего паводка мы стояли на  левом берегу и смотрели, как бушует ледяная Бердь.  С нами были Пират и Сокол. Неожиданно Пират рванул вперёд в ледяную воду и поплыл
-Пират, назад! - кричал я, - Пират!  Ко мне!
Но  Пират был уже на середине бушующей реки. Он продолжал бороться с течением и плыл  на другой берег. Наконец, Пират достиг правого берега, побегал там, что-то поискал. Может быть,  его острый глаз и чутьё охотника подсказали, что там прячется его знакомый заяц, с которым он в зимнем лесу состязался в беге!  Мы этого не знали. После Пират, как ни в чём не бывало,  вернулся обратно, переплыв Бердь вновь. Ему помогали обаняния, осязание и вкус. Он, конечно, мог рассчитать свои силы и заранее понимал, что этот заплыв ему удастся. Я же, как обычно за него волновался. Мог Пират выдержать большие физические нагрузки,  и был независим и упрям. Когда же его охотничьи инстинкты – наследие предков, перешедшее к нему через тысячи жизней,  брали верх, вернуть его назад было практически невозможно.  Однажды в лесу Пират полностью залез в барсучью нору за барсуком, торчал один его хвост. Но барсук ушёл от Пирата!  Я думал, как теперь выберется Пират из норы! Но он легко вылез обратно. Деревенские гуси, утки, овцы, козы также привлекали наших псов, как лёгкая добыча и справиться  с  охотничьими инстинктами братьев неизвестной породы порой было не просто. Я наказывал Пирата, но он – яростный охотник был упрям и самостоятелен. Любил Пират гонять стаи деревенских гусей до пруда, пока они с разбега не плюхались в воду.  Вот тогда он был доволен! Язык высунет, тяжело дышит!  На мордочке игривая улыбка. Когда Пират погонится за деревенской птицей, я, конечно, пытался его остановить, бежал за ним, крича:
-Пират! Нельзя! Пират домой!
Он слушался меня и шёл домой обиженный. «Что я сделал плохого? – казалось,  говорил его радостный взгляд, - я же только провожал гусей до пруда, чтобы они там поплавали. И всё! Больше ничего!» Но иногда Пират  стягивал с себя  обеими лапами ошейник, перелазил через высокий забор, подтягиваясь на передних лапах,  и убегал. И тогда он уже гонял гусей без спросу. Возле будки у него была изрыта вся земля. Он закапывал косточки, а в жару он вырывал себе ямку и ложился в неё охлаждаться. Пират очень хорошо знал две моих команды:  «Пират, в будку!» и «Пират, на будку!». Он их понимал и всегда с лёгкостью выполнял. Ещё Пират давал мне лапу.
У одноклассника Паши, который учился на класс старше меня,  был  здоровенный пёс с тёмной волнистой  шерстью – волкодав. Он был намного выше и больше моего Пирата. Нужно сказать, что Пират и Сокол в собачьих драках всегда защищали друг друга и никогда не дрались между собой, как настоящие братья. Ведь они дружили с детства и всегда вместе выходили победителями. И вот, тот мальчик Юра - хозяин волкодава сказал нам, что его пёс победит один сразу двух наших: Пирата и Сокола. Мы повелись и ответили, что это наши зададут волкодаву хорошую трёпку. И вот, однажды, когда мы вышли из леса с нашими псами,  и встретили Юру с его собакой, представился случай узнать,  кто был прав.
В природе собаки и их дальние родственники волки  дерутся с представителями своей породы. К этому их толкает борьба за пространство, за пищу, за самок.  Бывало так, что два или несколько псов схватывались в  лесу, на большой поляне.  В такие моменты у Пирата исчезала детская игривость,  весёлость, доброта. В нём проявлялся боевой задор и дикость, перешедшая к нему через поколения собак от дальних предков – волков. Запах и ароматы леса отступали, их как бы,  не существовало больше.  Пират часто сразу с разбега бросался в бой. Когда Пират был уже готов напасть на противника, слышалось его низкое приглушённое рычание, и он становился  мрачен и зол.  Однако, увидев перед собой огромного Юриного пса, наши собаки некоторое время  рыча, с осторожностью изучали  нового противника. Пират и Юрин пёс Жорик обнюхали друг друга. Пират понял, что один на один силы не равны, но верный брат Сокол придавал ему уверенность, и он не показал перед Жориком страх, а когда услышал мою команду «Пират! Фас!», смело грудью набросился на него. Но сбить с ног огромного Жорика не удалось, псы перешли в стойку. В этот миг мне показалось, что Жорик сейчас сомнёт своей тушей Пирата, но свежие  силы позволили Пирату на равных начать бой, как впоследствии оказалось, бой не на жизнь, а на смерть. Бесстрашный Сокол тоже молниеносно набросился на волкодава.
Представьте себе медведя, на которого по своей   неосторожности и глупости напала пара волков. Вот такое примерно сравнение вызывал начавшийся  бой.  Пират и Сокол  действовали  разумно и очень хитро.  Когда Жорик пытался вцепиться в Пирата, бросаясь на него  с оскалом огромной челюсти, Сокол  вонзал зубы в  пушистую заднюю лапу Жорика , и тут же отскакивал. Когда Жорик рыча  бросался  на  Сокола, получал хороший укус от Пирата. Так Жорик плясал и вертелся от Пирата к Соколу и от Сокола к Пирату.
В какой-то момент стало казаться, что братья неизвестной породы действительно неуязвимы, а  Жорик, чья порода была создана специально для того чтобы защищать деревенские стада от  нападения волков начал уставать. Огромные челюсти со злобным  рычанием щёлкали в воздухе, и  каждый раз нашим забиякам удавалось почти безнаказанно  избежать их.    Наши собаки имели большой опыт по части драк.
-Ничья! Ничья! – закричали мы, потому что уже  хотели остановить уставших и выбившихся из сил собак, и ничья это был очень тоже хороший результат в драке с таким здоровенным псом, как Жорик.
-Ладно, пусть ничья, - буркнул недовольно   Юра.
Мы разняли и растащили собак за ошейники. Они тяжело дышали.   Мы успокаивали их, гладили  и говорили:
-Всё-всё. Молодец, Пират!
- Молодец, Сокол!
Собаки уже отдыхали возле нас,  зализывая раны, когда Юра сказал, что ничью объявили рано,  и его Жорику не хватило одного мига, чтобы разделаться с моим Пиратом. Юра сказал нам:
-Неправильно! Нет ничьи! Рано разняли!  Пусть ещё дерутся, Жорик их порвёт!
И здесь я сделал непростительную ошибку, согласившись на повторный бой.  По поведению собак было понятно, что у них уже не было желания выяснять отношения, но они верны своему хозяину и послушны ему. Я Пирата, а Юра Жорика, держа за ошейники, поставили друг против друга. Собаки, поняв, что продолжение следует, рыча,  оскалили зубы и приготовившись к схватке.  Последовала команда «Пират! Фас!»  И две собаки, стоя на задних лапах,  сцепились мёртвой хваткой, стараясь повалить соперника. В этой стойке, уставший после предыдущей схватки Пират, уже не мог противостоять  огромному весу волкодава.   Жорик всё-таки опрокинул Пирата навзничь и навалился всей массой  сверху, а у Сокола уже не хватало сил, чтобы оттянуть Жорика за заднюю лапу, которую он схватил и не выпускал из пасти.  Силы Сокола  кончились, и он не мог причинить Жорику ощутимую боль, чтобы тот оставил Пирата.   Жорик   тоже настолько устал, что уже, казалось,  и не чувствовал острых зубов Сокола.  А Пират  не мог освободиться сам, волкодав налегал на него всем своим тяжелым телом. Доведённый до бешенства  Жорик лишил его свободы, и, казалось, готов был лишить жизни.  Собачьи драки происходят моментально в одно мгновение. Мы не успели даже охнуть, а Пират, как будто попал в капкан. Он захрипел, хотя самое незащищённое место на теле собаки  -  его шею  защищал ошейник, челюсти Жорика сдавили Пирату горло.  Дыхание Пирата стало прерывистым. Пират захрипел,  окончательно выбившись из сил.  Сокол тоже лежал, вцепившись зубами в заднюю лапу Жорика, но Жорик совсем не обращал на него никакого внимания. Мы оторопели от ужаса, но я во время крикнул, показав нож:
-Юра, убери пса, или я его зарежу!
Юра подбежал и оттащил от Пирата разъярённого Жорика…
Пират лежал без движений, с окровавленной шерстью.   Я взял его на руки. Понёс. Но Пират был тяжёл для меня. Оставив Пирата на Пашу, я побежал домой за салазками.  Положив осторожно Пирата на  санки, я повёз его домой.
На следующий день к счастью  мой Пират  отлежался, выздоровел и  убежал  в лес гулять,  перелез через забор. Я был несказанно счастлив, что он здоров!  Потом мы с ним несколько раз встречали  в лесу Жорика с Юрой, но всё обходилось мирно,  собаки  больше не дрались...

Кроме команды "Фас" Пират хорошо понимал команду "Домой".  Тогда он внимательно смотрел на меня, не проверяю ли я его, а серьёзно хочу вернуться домой и шёл домой с неохотой.
После окончания школы я уехал в Омск, поступил учиться в институт, а Пират остался в Берёзово. Он очень любил свободу… С тех пор прошло уже много лет.
Совсем недавно мне позвонил мой школьный друг Паша. Он уехал из села на Дальний Восток долгое время служил и работал там. Мы говорили долго, вспоминали наше далёкое детство – самое счастливое время, которое для меня было неразрывно связано с  Пиратом, ждущим  меня каждое утро во дворе. Пират не любил сидеть на привязи, и когда я его отвязывал,  просто сиял от счастья и бежал радостно за моим велосипедом, или мотоциклом по лесам и полям. Когда я рыбачил на Берди и долго следил за поплавком,  Пират тоже находил себе интересное занятие. На природе его охотничьи инстинкты проявлялись в большей степени. Тем более что я не препятствовал ему в этом.  На берегу было слышно  звонкое: «Ку –бык, ку-бык». Так свистят сурики у своих норок. Пират навострял свои прямые уши, он весь обращался в слух, но сурики тоже замечали  Пирата. Стоило ему двинуться в сторону свиста «Ку-бык, ку-бык», как один из суриков подавал сигнал всем остальным, и все сурики сразу же прятались в свои норки. Тактика Пирата заключалась в следующем: весь насторожившись он ложился на землю, прижимался к земле,  лапы вытягивал вперёд, а голову прижимал к лапам и затаивался, наблюдая за шустрым суриком. А тот вертел головой в разные стороны, высматривая, не опасно ли сурикам отходить далеко от своих норок, и собирать запасы на зиму.   И вот, только сурик посмотрит в другую сторону, Пират осторожно чуть-чуть подвинется  к нему, пробираясь ползком, прячась в высокой траве, с любопытством выглядывая из засады. А, когда сурик опять глянет в его сторону, Пират прижмётся к земле и вновь затаится, так, как в открытую нападать на суриков было бесполезно. Очень уж они шустрые и осторожные. Был Пират, как я уже говорил, похож на волка особенно своей  походкой, когда он мягко ступая, скользил, как тень.  Но он был не волк!
В прежние времена, конечно, водились в нашей округе стаи волков, а деревенские собаки ловили в лесу мышей птиц, зайцев, и, конечно, встречали в лесах своих дальних родственников. На ум сразу приходит истории Белого Клыка Джека Лондона, когда индейская собака принесла щенят от волка, а одним из этих щенков и оказался Белый Клык, внешностью напоминающий волка, а дружелюбным характером мать – индейскую лайку. Материнские гены перебарывают отцовские и из щенков, несмотря на их волчью внешность,  вырастали преданные собаки. Индейцы это знали.  Поэтому у  лаек абсолютно отсутствует агрессия к человеку. Им очень нравится катать сани и лыжи.  И это уж точно про моего Пирата.  Но Пират не был лайкой.
Был Пират прирождённым охотником, он не мог устоять против голоса природы.  Охота доставляла Пирату истинное удовольствие. Помню, Пират отрезал путь от норы здоровенному сурику и схватил его, опрокинув ударом лапы, когда мы шли на Гладкий камень.  Гладкий Камень - так называется место у небольшой реки Кинтерепки, где возвышается отвесная скала метров  80  в  высоту из абсолютно гладкого камня. Такое вот название места.  А на левом берегу Берди возвышается скалистый утёс под названием  Соколиный Камень.  Мы с собаками бродили  по всем   близлежащим живописным местам. Любили мы ездить на мотоциклах на  Ждановские Луга, что расположены  в 15 км. от Берёзово. Ждановские луга простираются по левому берегу Берди и хорошо видны с вершины холма. Противоположный правый берег реки скалистый и скалы тянутся вдоль всего изгибающегося русла реки, насколько хватает взгляда. Когда спускаешься с вершины холма на мотоцикле, открывается необыкновенно красивый пейзаж, от которого захватывает дух.  Столько в нём простора и воздуха!  Лес заканчивается, и открывается просторный вид  на  реку Бердь с отвесными скалами по противоположному берегу реки и простирающимися  необъятными  лугами  по левому берегу, обрамлёнными лесами, окрашенными в зависимости от времени года в разные оттенки зелёного,  или  багряного и золотого цветов.
Горно-таёжная река Бердь впадает в Новосибирское водохранилище. В настоящее время по  реке организуются сплавы на байдарках, катамаранах и рафтах. Вдоль русла есть песчаные поляны, где устраиваются палаточные лагеря. Бердь привлекает туристов-сплавников.
Село Берёзово было основано после революции. Построили дома и думали, как же назвать это село, а так, как вокруг села раскинулись берёзовые леса со всех сторон, то и назвали новое село Берёзово.  Была в нашем селе школа десятилетка, и интернат для детей из тех сёл, где были начальные или  средние классы. В праздники и на каникулы дети из интерната ходили пешком к папе и маме в другие близлежащие сёла за пять, а то и за восемь км., в Никоново,  Калиновку, Абрамовку, Кинтереп. Ходить в распутицу было очень тяжело.  Многие семьи переезжали с детьми в наше село из других сёл. Через реку Бердь  ходил паром. Из Хмелёвки – села на правом берегу Берди тоже в нашей школе учились дети.
На живописном месте  на берегу реки  Бердь когда-то располагалась деревня Барышево. Недалеко от неё  стояла мельница. К этой деревни был крутой съезд с горы и подъём в гору. Я уже не помню, чтобы были там дома, а место это так и называлось Барышево у реки. Говорили: «Пойдём, или поедем на Барышево!» Мы ходили с матерью туда за черёмухой. Там росла крупная черёмуха, которая росла когда-то в садах жителей Барышево. Черёмуха разрослась,  и её все собирали, а  самой деревни уже не было. Потом мы зимой ели размоченную черёмуху. Её сушили летом. Было очень вкусно. Рядом с Барышево был песчаный пляж, мы ездили туда рыбачить и купаться. Помню,  недалеко была заброшенная деревня Епанчинск. Уже в то время домов там не было, сады с яблонями и малиной остались. Мы - рябятишки  ходили туда за яблоками и малиной. И, конечно, во всех походах по нашим живописным местам был со мной Пират – мой верный друг.
Я уже говорил, что мой Пират по отношению к людям был очень дружелюбен. Ни  Пират ни его брат Сокол  никогда не нападали на человека, и никогда никого не кусали. А вот  на цепи Сокол становился злым. Пашин дом стоял в берёзовом лесу, и в большой ограде росли берёзы.  Это был крайний дом нашего села. Вдоль ограды была натянута длинная проволока, вдоль которой носился злобный Сокол. Когда Сокол был на цепи, я боялся заходить в ограду, потому что Сокол на цепи становился очень агрессивным и лаял высоким и тонким голосом. У Пирата голос был низкий и грубый. Лаял он в крайнем случае и очень редко. Если кто-нибудь незнакомый заходил к нам во двор, Пирату было достаточно просто испустить ворчание и зарычать: «Рррр..», и незнакомец, слыша такой низкий рык, сразу останавливался и боялся  подходить к дому.  Низкое и раскатистое «Рррр..» звучало довольно серьёзно и устрашающе. Но никогда Пират не укусил человека.
  Я и сейчас через 50    лет при виде похожей собаки всегда мысленно  сравниваю её с моим Пиратом. Смотрю, такие ли у неё прямые уши, такой ли окрас, такой ли разумный взгляд, как у Пирата. И всегда это сравнение не в пользу других собак,   никогда ещё я не видел пса более симпатичного,   умного и преданного чем был мой Пират.  После окончания института я остался жить в Омске. 


Рецензии