Экстрамузыкальное содержание этюда А. Скрябина

В чем смысл музыки?.. Данного конкретного произведения?.. Есть ли что-то большее, чем восприятие просто красоты - в одном произведении в одной форме, в другом - в другой?.. Есть ли  что-то большее, чем общее настроение, передаваемое произведением?.. Есть-то оно, конечно, есть, но можно ли его выразить в конкретных словах?.. Или музыка подобна речи на очень красивом, но непонятном языке?.. Настолько красивом, что вопроса о конкретном смысле сказанного и не возникает?.. Но, может, все же возможно перевести ее на обычный человеческий язык?..

Играя этюд А. Скрябина ор. 8 N° 2 фа-диез минор, я попытался ответить на эти вопросы, и вот что получилось.

Для удобства чтения некоторые слова пишу сокращенно:
т. - такт,
пол. - половина,
в. г. - верхний голос,
н. г. - нижний голос.

1 т., 16-е в в. г. - появляется нечто новое (квинтоль), притом совершенно новое (на то, что оно совершенно новое, указывает staccato). И то, в чём оно появляется (квартоль в н. г.), меняется под его воздействием (2 пол. 1 т.).

Само новое (16-е в в. г. во 2 т.) меняется, изменяя старое, но ещё не приобретает его черты.

Новое приобретает черты измененного изначального состояния (1 пол. 3 т.), сливается с ним (2 пол. 3 т.), растворяется в нём (1 пол. 4 т.). И остаётся измененное изначальное - третье (2 пол. 4 т., staccato).

Следующие 4 т. - повторение изложенного для закрепления его в памяти, а именно:

Появилось нечто совершенно новое (1 пол. 5 т.). То, в чем оно появилось, изменилось под его воздействием (2 пол. 5 т.). Само новое меняется, изменяя старое, приобретая его черты (6 т.).

Хорошо это усвоив, можно переходить к рассмотрению дальнейшего развития событий.

Новое теперь не отдельно, оно слилось с изначальным (1 пол. 7 т.), растворилось (2 пол. 7 т.), его самого по себе уже нет (1 пол. 8 т.), а есть одно третье - результат изменения, произведенного новым в первоначальном.

Третье действует само по себе и по-другому (9 т.). Оно порождает четвёртое (10 т.). Вот каково теперь это третье (11 т.). Четвёртое создает пятое (12 т.) и т. д. (13 - 16 тт.): пятое создаёт шестое (13 т.), шестое - седьмое (14 т.), седьмое - восьмое (15 т.), восьмое - девятое (16 т.).

Итак.

Новое (17 т.) изменило изначальное, само при этом изменившись (18 т.). Оно стало частью изначального (1 пол. 19 т.), слилось с ним (2 пол. 19 т.), растворилось в нём (1 пол. 20 т.), и получилось измененное изначальное (2 пол. 20 т.). Это изменение.

Измененное изначальное принимается как что-то совершенно новое (1 пол. 21 т.), становится обычным (2 пол. 21 т.) и кажется изначальным (22 т.). Оно такое, как изначальное (23 т.). Оно и есть изначальное. Изначальное вернулось (24 т.), не претерпело существенных изменений. Но оно дало результаты (предпоследний т.). Они - и есть действительно новое (последний т.).

Кратко содержание этюда можно выразить так:

Появляется нечто совершенно новое. То, в чём оно появляется, меняется под его воздействием.

Само новое меняется, изменяя старое, но ещё не приобретает его черты.

Затем новое приобретает черты измененного изначального состояния, сливается с ним, растворяется в нём. Остаётся измененное изначальное - третье.

Новое теперь не отдельно, оно слилось с изначальным, растворилось, его самого по себе уже нет, а есть одно третье - результат изменения, произведенного новым в первоначальном.

Третье действует само по себе и по-другому. Оно порождает четвёртое. Четвёртое создает пятое, пятое создаёт шестое, шестое - седьмое, седьмое - восьмое, восьмое - девятое.

Итак:

Новое изменило изначальное, само при этом изменившись. Оно стало частью изначального, слилось с ним, растворилось в нём, и получилось измененное изначальное.

Измененное изначальное принимается как что-то совершенно новое, становится обычным и кажется изначальным. Оно такое, как изначальное. Оно и есть изначальное. Изначальное вернулось, не претерпело существенных изменений. Но оно дало результаты. Они - и есть действительно новое.


Рецензии