Толя Гусев, посмертно

О Толе Гусеве 02.07.20г.
Израиль,
 
Дорогой Миша , Моша, здравствуй. Вчера утром мне позвонила из Саратова Галина Гусева, жена Толи, и сказала, что сегодня Толя умер.  Там. в Саратове находятся его сын Сергей и дочь Таня. Похороны через 2 дня. От материальной помощи категорически отказались. Думаю, что делать.
 Миша, ты помнишь, каким был Толя Гусев в ЛЭТИ: умница, доброжелательный, готовый помочь, что он и делал в том числе и мне .
Он как-то мне признался, что имеет фотографическую память, что позволяло ему просто вызывать нужную страничку необходимой лекции на экзамене и, обладая прекрасным пониманием сути, успешно, т.е. на «отлично» сдавать.
В состоявшемся «звене» был признан комиссаром.  Юра Хафизов командиром. Толя родился и учился в станице Крымская,  Краснодарского  края. Еще в школе объяснял соученикам задачи. Окончил школу с серебряной медалью. Вырастила и воспитывала бабушка. В период немецкой оккупации станица входила в так называемую Голубую линию сопротивления немецких войск после отступления немцев с Северного Кавказа, последовавшего после Сталинградской битвы.
После распределения в 1962 году он направлен в Саратовский политехнический и-т.  а меня распределили в Ульяновский филиал Центрального Морского НИИ, впоследствии НИИ МАРС.   В том же году я приезжал в Саратов, присутствовал на лекции, которую читал наш Толя Гусев с большим успехом. В том же году я послал из Москвы, где я находился в служебной командировке, в Саратов посылку с 10 ю бутылками коньяка и лимонами.  В качестве новогоднего поздравления к !963 году. Толя и его друзья были весьма довольны. 
  Мы встретились, я., Хафизов Юра и Толя, когда по его приглашению  приехали в станицу Крымская. Какая зто была встреча! Добрейшая бабушка, виноград, вино, юг, Черное море, Абрау- центр шампанских вин, Дюрсо- непосредственно на берегу. Увидев, как я плаваю, ребята спросили, где я так научился. У меня собственный стиль, который я выработал, когда учился самостоятельно плавать на прудах в г. Ставрополе. Это «брасс» с наклоном на левый бок, с выдохом в воду и с движеньем ног по-лягушечьи. Кстати, когда мы сдавали в ЛЭТИ в бассейне водный зачет, я так увлекся, что мужик выгонял меня из воды длинным шестом. А когда ребята с удивлением спрашивали, где я научился кататься на коньках и лыжах, ведь я южанин, я отвечал, что коньки мне сделали еще в станице Зеленчукская деревянные с железным ободом, а лыжи я даже делал сам: брал две доски, парил в выварке, стоявшей на плите, потом носки загибал на каменной лестнице . Настоящие лыжи мне достались гораздо позже, и я катался на них в селе Высоцком, где окончил среднюю школу.
Но вернемся к Толе Гусеву. Поскольку его дальнейшая жизнь и работа должна быть связана с наукой, он поступил в аспирантуру ЛЭТИ к Юргенсону, нашему преподавателю. «защитился», подробности не знаю. Имеет изобретение в области кодирования информации. Вернулся в Саратов, преподавал. Но случилась беда: попал в автокатастрофу, с переднего сидения его через лобовое стекло выбросило вперед. Очень серьезная травма, и Толя навсегда лишился вида своего известного нам носа. В больнице за ним стала ухаживать его студентка Галина, тоже Ивановна. Они поженились.
Ко мне в Зеленоград приезжали неоднократно. У них сын Сергей и дочь Таня. На свадьбе Сергея мы с моей женой Надей были. Отец невесты генерал,   
 но  я и  сам Толя остались недовольны. Так что «свадьба с генералом», да еще под присмотром немецкой овчарки под столом, разочаровала нас Этот брак развалился, но родилась девочка. Впоследствии Сергей женился еще раз , живет в Подмосковье.
Когда внучка Толи Настя , дочка Тани, окончив  школу в Саратове, захотела учиться в Москве, мама Таня решила её сопровождать, жильё надо искать. Толя позвонил мне. Им повезло, в этот момент квартира моей дочери Юли освобождалась, и Таня с дочкой Настей стали жить  в ней на приемлемых условиях  Потом они жили в другом месте. После окончания вуза Настя устроилась на работу в каком-то банке. С нашей Юлей дружна по-прежнему.
Теперь скажу о Толе Гусеве как об участнике международного сотрудничества. Он по приглашению поступил на курсы португальского языка, успешно их окончил и был направлен , естественно с его согласия, на преподавательскую работу в Африку, в неспокойный Мозамбик. Преподавал черным студентам злектротехнические дисциплины, был строг и тем заслужил  благодарность правительства этой страны. Семья вернулась в Саратов, Толя продолжил преподавать. Но случилось непоправимое: болезнь головного мозга, потеря координации и частично способности говорить.
Я довольно регулярно им звонил, отвечала Галя, иногда говорил и Толя. Он очень страдал от болезни и хотел, чтобы его болезни поскорее закончились, как будто звал смерть.
И вот теперь мы его потеряли. Но память о нашем всеми уважаемом и любимом Анатолии Ивановиче Гусеве будет с нами всегда.
Виталий Коломыц. г Зеленоград


Рецензии