Очерки этнической истории Ближнего Востока - 14

14. Ближний Восток под властью Константинополя

В эпоху Поздней империи для удобства управления государством происходило дробление провинциальных территорий, а также их объединение в крупные административные единицы – диоцезы и префектуры. Военное командование на местах отделялось от гражданской власти. При императоре Константине в 330 г. древний Византий был перестроен, получил название Нового Рима и стал официальной столицей империи. Новый Рим вскоре стал именоваться Константинополем.
Сиро-Палестинский регион вошел в префектуру Восток, частью которой стал диоцез с тем же названием и с центром в Антиохии, ставшей крупным христианским городом Восточно-Римской империи, резиденцией епископа, а впоследствии патриарха. В военное время в нем нередко размещалась ставка императора. В 295 г. территория провинции Палестина была разделена на три части: возникли Палестины Первая, Вторая и Третья с резиденциями наместников в Кесарии, Скифополе (Бет-Шеане) и Петре, соответственно. Около 400 г. от Сирии была отделена Финикия, разделенная на Приморскую и Ливанскую. Интересно, что при императоре Юлиане Отступнике Приморской Финикией управлял конунг алеманнов Вадомар. 
На крайнем востоке региона возникла провинция Месопотамия. Будучи по сути пограничным, диоцез Восток находился под постоянной угрозой вторжений персов и арабов, кочевавших в Сирийской пустыне. III и IV века прошли в бесконечных римско-персидских войнах, в ходе которых Сирия становилась театром военных действий, а город Антиохия подвергался неоднократному разграблению воинством сасанидских царей.
В условиях растущего налогового гнета, кровавых столкновений между сторонниками различных христианских течений (несторианство, монофизитство) и военных действий население Сирии и Палестины нередко поддерживало как персов, так и арабов, суливших ему освобождение от податей. В 351 г. в Палестине даже вспыхнуло очередное антиримское восстание. Еще остававшиеся там иудеи уничтожили римский гарнизон галилейского города Диокесарии (в провинции Палестина Вторая) и провозгласили своим царем некоего Патрикия. Шурин императора Констанция по имени Галл, получивший от порфироносного родственника титул «цезаря Востока», жестоко подавил этот мятеж, возможно, инспирированный персами, уничтожив повстанцев и членов их семей. Затем, в условиях надвигающего голода, он спровоцировал бедняков на массовые погромы и резню состоятельных жителей Антиохии.
В условиях ослабления империи римские власти, разумеется, пытались бороться с сепаратизмом провинций, реальным или кажущимся. Так, основанный в Иудее около 165 г. до н.э. при Хасмонеях синедрион (буквально, «собрание», «совещание»), – верховный орган религиозной, политической и юридической власти иудейской общины – перенесенный в 70 г. до н.э. во время Иудейской войны в Ямнию (современный Явне), а затем в Тивериаду (Тверию), был упразднен имперской администрацией в 429 г., поскольку рассматривался чем-то вроде штаба «пятой колонны», поддерживавшей персов.
Ослабляли восточную часть империи и внутрихристианские распри. В 451 г. жители Иерусалима, исповедовавшие христианство монофизитского толка, взбунтовались против сторонников православия, а монофизит Петр Суконщик даже сделался в 485 г. антиохийским патриархом. Значительная часть христиан-сектантов в диоцезе Восток время от времени подвергалась жестоким репрессиям со стороны центральной (православной) власти, в результате чего многие «еретики» (в основном несториане) вынуждены были в V и VI вв. эмигрировать в Персию, где их принимали достаточно благосклонно, так как считали врагами византийских императоров.
На этом мрачноватом фоне нельзя не отметить, что в Сиро-Палестинском регионе сохранялись отдельные элементы античного наследия. Так, в Антиохии наряду с догматической богословской академией, представители которой, например, Севериан из Габалы, поучали, что земля - это плоская фигура (круг или четырехугольник), над которой располагается двуслойный твердый небосвод, процветали школы философии и естественных наук. В Кесарии и Газе действовали школы ораторского искусства, а в Берите располагался юридический региональный центр, в котором изучалось римское право. Выходцы из Берита юристы Антоний и Дорофей участвовали в создании грандиозного творения византийских правоведов - Свода норм гражданского права (Corpus Juris Civilis). Если выдающийся христианский проповедник сириец Иоанн Златоуст страстно боролся с язычеством, то талантливый историк Прокопий Кесарийский продолжал линию Тацита в историографии. С V века античные традиции успешно сохраняются в сирийской арамейской культуре, главным центром которой на протяжении нескольких веков являлась Эдесса, где сформировались научное сообщество и школы переводчиков с греческого на арамейский язык. Ряд трудов античных авторов дошел до нас только в сирийском переводе.
Начало VI в. ознаменовалось новыми войнами между Византией и Персией. Особые ожесточенность и неблагоприятный для восточных римлян исход они приобрели при императоре Юстиниане, обрушившем религиозные гонения на самаритян. Он повелел разрушать местные синагоги, что привело к восстанию жителей Самарии (529 г.), принявшихся убивать сирийских христиан. Восстание было потоплено в крови: около 50 тысяч повстанцев рассталось с жизнью или попало в рабство к местным арабам, участвовавшим в карательных экспедициях против бунтовщиков. Уцелевшие самаритяне перебежали к царю персов Каваду, который перешел с войсками Евфрат, разбил византийцев и дошел до Антиохии, взять которую, однако, не смог. Тем не менее, это удалось сделать в 540 г. новому царю, Хосрову, вывезшему в Месопотамию горы драгметаллов, мрамора, всех антиохийских ремесленников, поселенных затем в отдельном квартале Ктесифона.
Сиро-Палестинский регион погружался в пучину военного хаоса, религиозной и межэтнической вражды. Задавленное поборами население всё более симпатизировало внешним врагам империи, внутри которой с наступлением VII в. начались солдатские мятежи. Воспользовавшись мятежом сотника Фоки (602 г.), царь Хосров II вознамерился нанести Византии смертельный удар двумя армиями, одна из которых блокировала Константинополь, а вторая в 610 г. приступила к оккупации Сирии и Финикии (а впоследствии и Египта). В 611 г. в очередной раз пала Антиохия. 
Вступая в регион, персы не без основания рассчитывали на поддержку иудейского населения империи. Источники сообщают, что когда в 614 г. 20-тысячная армия Хосрова продвигалась в районе Генисаретского озера, несколько состоятельных евреев из Тверии снабдили ее всем необходимым за свой счет. В том же году иерусалимские евреи помогли персам взять штурмом Иерусалим, пленить местного патриарха, уцелевших жителей-христиан и увезти в Персию христианские реликвии, включая Крест Гроба Господня. Впрочем, завоеватели не оценили этой помощи, издав вскоре указ, об изгнании евреев из Иерусалима. Когда в 630 г. император Ираклий отвоевал Иерусалим, византийцы учинили над евреями кровавую расправу, припомнив им поддержку персов. По иронии судьбы, столь масштабное вторжение персов при Хосрове II в византийские владения завершилось в 628 г. практически ничем: «царь царей» был свергнут, и истощенные многолетним конфликтом стороны договорились о статус-кво, существовавшем до развязанной им войны. 


Рецензии