Очерки этнической истории Ближнего Востока - 15

15. Под сенью ислама

Не успел император Ираклий «отереть пот со лба», как пророк Мухаммед потребовал от него уступить Палестину, которую, «как всем известно», Бог отдал навеки потомкам Авраама, к многочисленной отрасли которого относились, по убеждению пророка, и арабы. Ираклий отказал, пророк вскоре умер, но его преемники-халифы с 634 г. рьяно взялись за дело и начали завоевание Сиро-Палестинского региона. При втором халифе – Омаре – арабы взяли Дамаск, а после разгрома византийцев на реке Ярмук (636 г.) осадили Иерусалим и Тир, павшие в 638 г.
Первоначально арабы не почитали Иерусалим в качестве Святого города, который они называли «Илия» (искаженное латинское Элия). Однако в VIII в., в эпоху Омейадов (правили с 661 по 750 гг., с резиденцией в Дамаске), благодаря соответствующей суре Корана, стало популярным представление, что пророк Мухаммед, перед тем, как вознестись на своем коне на небо, молился в «крайней», т.е. самой удаленной от Мекки и Медины мечети. Такой мечетью сочли построенную при Омейадах на Храмовой горе в Иерусалиме роскошную мечеть Аль-Акса («аль-акса» по-арабски – «крайняя»; при халифе Омаре здесь была построена временная деревянная мечеть). В честь Омара, неподалеку от Аль-Аксы арабы воздвигли вторую мечеть – Куббат-ас-Сахра («Купол над Скалой»). «Скалой», или «Краеугольным камнем», был сочтен большой камень, на котором, по иудейскому поверью, располагался когда-то Ковчег Завета. В скале арабы к тому же обнаружили углубление, принятое за след ноги пророка, якобы стоявшего здесь перед тем, как отправиться в свое загадочное конное путешествие по небесам. В итоге арабы нарекли Иерусалим Мадина Байт аль-Макдис (Город Храма), потом сократили до Байт аль-Макдис (Храм), а к X в. остановились на названии Аль-Кудс (Святой).
Арабское завоевание Сирии, Финикии и Палестины сильно изменило этнический облик региона. Практически всё местное население подверглось исламизации, а затем и арабизации. Арамейский язык постепенно вышел из употребления, хотя и дожил до наших дней в среде сирийских христан, восточных евреев-выходцев из Курдистана и в одной из деревень на территории современного Израиля.
В конце VII века, когда халиф Абд аль-Малик провозгласил арабский язык государственным языком (и языком делопроизводства) огромного государства, на ведущие роли носителей культуры и учености в арабском мире выдвинулись, наряду с персами, уроженцы Сиро-Палестинского региона. Благодаря сирийцам, сделавшимся своего рода интеллигенцией халифата, арабы усвоили греко-римские достижения в области точных наук, медицины, философии. Именно сирийские мастера-христиане, придерживавшиеся византийских идей иконоборчества (представление о неописуемости единого верховного божества) привлекались арабами для украшения мозаичными панно ранних мечетей халифата. Крупной фигурой арабско-сирийской исторической науки стал Абу аль-Фарадж-Григориус ибн-аль-Ибри (возможно, по происхождению еврей), писавший свои сочинения как на арамейском, так и на арабском языках. Большим авторитетом пользовались географы сирийской школы Абу аль-Фиды. В области международной торговли халифата первоначально (с IX века) заметную роль играли евреи. До нас дошли интересные записки еврейского купца Ибрагима ибн-Якуба, посетившего с торговыми миссиями ряд стран Центральной Европы   
О дальнейшей истории региона, имея в виду ее этническую составляющую, напомним в высшей степени схематично.
С 750 г. регион попал под власть династии Аббасидов (резиденция в Багдаде), а с 969 по 1070 гг. – Фатимидов (правили из Египта). В течение всего этого времени в Палестине сохранялось редкое еврейское население, известное под именем «мустарабим» («арабизированные» на иврите). Ничтожными были доли самаритян, т.е. потомков иудеев, смешавшихся с переселенными в Иудею жителями Месопотамии, коптов – принявших христианство египтян – и христиан-эфиопов.
В Иерусалиме, с его 20-тысячным на начало X в. населением, сохранялись напряженные отношения между мусульманами, христианами, небольшой еврейской общиной и религиозно-этнической группой караимов (буквально, «читающих»; род секты в иудаизме), переселившихся в город из Египта. В 938 г. христиане подверглись гонениям со стороны мусульман, которые в 966 г., уже совместно с евреями, убили иерусалимского патриарха и сожгли Храм Гроба Господня. При Фатимидах мусульманские отряды суданских негров притесняли не только христиан, но и иудеев, которые вынуждены были бежать из Палестины в Ливан (Тир), Месопотамию, Северную Африку и Европу.
Пришедшие на смену арабам турки-сельджуки (с 1070 г.) обложили оставшихся в регионе «неверных» высокими налогами и ужесточили контроль над святыми для христиан местами в Палестине.
Это побудило римских пап призвать к освобождению Гроба Господня от мусульман. Начался период Крестовых походов (1099-1250 гг.) западно-европейских рыцарей в Сиро-Палестинский регион. В результате штурма Иерусалима крестоносцами (1099 г.) в городе были вырезаны все иудеи и караимы, не говоря о мусульманах. В 1113 г. при иерусалимском короле Балдуине город заселили восточные христиане – копты, эфиопы, сирийцы. На завоеванных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство с вассальными карликовыми государствами: графствами Эдесса Триполи, Антиохийским герцогством. С точки зрения арабов и турок обосновавшиеся в Палестине и Сирии крестоносцы были "франками". Действительно, большинство "приезжих" европейских феодалов происходили из французского королевства и вассальных королю Франции графств и герцогств. Однако были среди крестоносцев и немцы (рыцари Тевтонского ордена), и потомки норманнов из Южной Италии, и итальянцы (из колоний венецианских, генуэзских и пизанских купцов), а также прочие авантюристы из западно-европейских государств.
После потери крестоносцами Иерусалима султан Салах ад-Дин разрешил иудеям вновь поселиться в Святом городе; их квартал быстро вырос, но в 1299 г. египетские мамлюки еще раз изгнали еврейскую общину из города (христиан вырезали на полвека раньше – в 1244 г.).
На Голанах (в 1871-1878 гг. здесь поселились также кавказцы-черкесы) и в других районах Сирии и Палестины в XI-XII вв. обосновались курды, туркмены и берберы, пришедшие сюда из мест своего «исконного» обитания в составе арабских армий. Начиная с XI в. в Ливане, Сирии и на севере Палестины (в Галилее) становится заметна зародившаяся в Египте религиозно-этническая группа друзов, которых там преследовали, как «неверных» (исламу).
В период своего правления (1250-1516 гг.) египетские мамлюки поощряли заселение Палестины евреями из Афганистана, Персии и стран Магриба. Отметим, что в XIV в. сюда прибыли несколько иудейских общин из Германии, а в 1492 г. - часть изгнанных из Испании евреев. Характерно, что папы запретили в XV перевозить евреев из Европы в Святую Землю на том основании, что иерусалимская еврейская община якобы купила гору Сион и разрушила все христианские святыни на ней.
В эпоху османского владычества (1516-1917 гг.) в Палестину (город Цфат) продолжают прибывать еврейские переселенцы. Так, в течение XVI-XVII вв. из той же Испании сюда переселились мудрецы-каббалисты; около 1535 г. еврейская община Иерусалима насчитывала целых 2000 человек. Правда, к концу XVI в. половина иерусалимских евреев перебралась в тот же Цфат (из-за налогового гнета и запрета купли-продажи недвижимости в городе). Однако в XVII в. ведущая роль Святого города вновь возросла для возвращавшихся в Палестину евреев. Так, здесь обосновался тогдашний лидер ашкенази Иегуда Хасид, обустройство общины которого в Иерусалиме финансировали состоятельные евреи Стамбула. Переселению палестинских евреев в Иерусалим способствовало также землетрясение 1837 г., разрушившее Тверию и Цфат.
В середине XIX в. турки, под давлением великих европейских держав и США провели ряд реформ, гарантировавших еврейским подданным Порты равные гражданские и религиозные права с остальными «турецкоподданными». В это время продолжает расти еврейское население Иерусалима, в котором строятся новые еврейские кварталы для выходцев из Марокко, Йемена, польских земель и Российской Империи. В сельской местности Палестины появляются первые еврейские земледельческие поселения. Селятся в Святой Земле и христиане: в 1873 г. в Иерусалиме создаются немецкий квартал, а затем – колонии шведов и северо-американцев. К концу века в новых кварталах города обосновываются греки, эфиопы и армяне.
На рубеже XIX и XX вв. начинаются массовые переселения («алии» - в буквальном переводе – «восхождения») евреев из Европы, Америки и азиатских стран в Палестину.
В 70-80 гг. XIX в. литовский еврей Э. Бен-Иегуда предпринял удачную попытку возродить иврит. Появился живой, разговорный язык, воссозданный на основе древнееврейского языка священных текстов, который Бен-Иегуда, приехав в Марокко к местным арабоязычным соплеменникам, обогатил арабскими корнями для передачи значений и реалий, неизвестных древнееврейскому языку в период после II в. н.э. (время «смерти» древнееврейской речи, являвшейся по существу, как отмечалось выше, диалектом ханаанского языка). Уже к 1918 г. на иврите говорило 40% еврейского населения Палестины.

Вместо заключения

Новейшая этническая история Сиро-Палестинского региона хорошо известна, и нет смысла пересказывать ее здесь. Можно лишь отметить, что наибольшие этнические потрясения в XX в. испытал Палестинский субрегион, в котором значительно выросла доля евреев-выходцев из республик бывшего Советского Союза. Около одной пятой части населения государства Израиль составляет в настоящее время «бывший наш народ», русская речь которого, как нормативная, так и не очень, ныне звучит от Тель-Авива, Хайфы и Ашкелона на западе до Иерусалима с Арадом на востоке и от Голанских высот на севере до знойного Эйлата, израильского порта на Красном море.


Рецензии