УКОЛ

Яхья уже второй год учился в Медицинской академии. И злился на себя, переживал:«Какой же из меня врач получится, если я уколы боюсь делать?»

Однажды к его маме пришла соседка. Женщины пили чай на кухне. У соседки муж заболел, и врач назначил ему лекарство внутримышечно.

«Яхья умеет делать уколы! Он отличник у меня! Всё свободное время только и делает, что учит медицину», - хвасталась мама. В общем, Яхье вечером пришлось идти к соседям.

«Итак, протереть ампулу спиртом, переломить, достать шприц из упаковки, набрать лекарство…» - мысленно бубнил Яхья. Руки предательски дрожали. Вся семья соседа собралась в комнате. Сосед нервничал не меньше Яхьи, искоса наблюдал за ним, хмурился и тёр ягодицу.

- Всё, готовьтесь, - Яхья поднял шприц вверх, нажал на поршень. Красная струйка лекарства описала дугу в воздухе и разбилась о стену, оставив на ней удлинённые пятна. Жена соседа недовольно цокнула, но промолчала.

- Ой, - Яхья покраснел ещё больше. Сосед нерешительно лёг на диван.
Его напрягшаяся ягодица напоминала пуленепробиваемую броню, но Яхья все же прицелился…

- Держите ватку, - руки всё так же дрожали, на шее выступили красные пятна, по спине бежал холодный пот.

- Спасибо, - сосед быстро поднялся.

- До свидания, - Яхья, красный, как рак, пошёл к выходу.


- Ты чего такой помидористый? – спросил брат. Его улыбка в поллица показалась Яхье неуместной. Очутился бы этот мелкий на месте Яхьи, не скалился бы так.

- Ну как, получилось? – мама с тревогой глядела на сына.

- Не знаю, - буркнул Яхья. – Зачем ты сказала, что я умею делать уколы? У меня руки тряслись, как у пьяницы.

- А как же ты научишься их делать? Первый раз так бывает. Потом пройдёт. Ты же всё правильно сделал?

- Не знаю. Я им стену заляпал.

Яхья поздно лёг спать и долго не мог заснуть, всё думал: «А вдруг абсцесс появится в месте укола? Ведь руки дрожали,когда набирал лекарство, игла стукнулась об ампулу, могли микробы попасть на иглу. Хорошо, что ампулу спиртом протёр. Теперь точно кого-то другого попросят делать уколы… Мне бы только осмотреть соседа, чтоб успокоиться. А как осмотреть, если уже не позовут после такого позорища?"

Проснулся Яхья очень рано. Вышел на балкон. Начинающееся воскресенье обещало быть ясным и безветренным. Но Яхью это мало радовало.«Скорая» заехала во двор. У Яхьи заныло в груди: «Это к соседу! За ночь образовался абсцесс... Ну и наделал я делов! Зачем же я, тупица, поперся в медицину?». Яхья зашёл в комнату, включил телевизор, чтобы отвлечься от тревожных мыслей. Но через несколько минут снова стоял на балконе, хотел посмотреть, повезут соседа в больницу или нет. Врач скорой вышел из подъезда один, без больного, и уехал. Яхья немного успокоился.

В конце концов, он решил сам пойти к соседу: «Просто спрошу, как чувствует себя. Хоть узнаю точно, что я натворил. А то больше ни о чём думать не могу». Яхья подошёл к открытому окну, глянул вниз. Возле их подъезда мужчины сооружали скамейки.

- Умер кто-то,– прошептала мама за спиной. Яхья не слышал, как она подошла.

- Угу.

- Сынок, что с тобой? Ты не заболел? Бледный, как смерть.

- Я и есть смерть.

- Глупо шутишь.

- Я не шучу, мама. Это сосед наш умер, которому я вчера укол делал. И мой укол оказался смертельным.

- Как будто больше некому умирать в нашем подъезде! Сейчас пойду, выясню, кто умер.

- Не надо, я сам к ним пойду. Сам натворил, сам и буду отвечать.

- Давай, я с тобой пойду!

- Не надо, мама, пожалуйста!

Яхья медленно шёл по лестнице. В подъезде слышались крики, причитания, плач.

Постучал к соседям. За дверью было тихо. Плач слышался из другой квартиры. Яхья облегчённо выдохнул. Жена соседа с заспанным лицом открыла дверь.

- Здравствуйте… Как дядя Гасан себя чувствует?

- Нормально. Спит ещё… Заходи.

Женщина пошла будить мужа.

- Вот лекарства, спирт, вата. Сейчас он придёт.

- Вы хотите, чтоб я делал уколы? – обрадовался Яхья.

- Ну да, - удивилась женщина.

- Салам алейкум, - сосед вошёл в комнату.

Руки у Яхьи уже не дрожали, как в первый раз. И сосед не напрягался.

На месте первой инъекции виднелась чуть заметная точечка.

- Всё? Сделал? – удивился сосед.

- Да.

- Какая лёгкая рука! Спасибо, сынок…





- Ну как? – спросила мама.
Яхья молча прошел в комнату, лёг на кровать. Мама напряженно вглядывалась в лицо сына:

- Ну что, живой твой пациент?

- Да.

- Значит, ты всё правильно делал?

- Да.

- Отдыхай тогда, - мама облегченно выдохнула, - А я все-таки узнаю, кто же умер. Не баба Света ли?
Хлопнула входная дверь - мама вышла из квартиры.


Яхья вскочил, достал шприц, жгут, вату и спирт. Нащупал вену у себя на левой руке, она хорошо выпирала и плавно извивалась под кожей. "Странно, вот себя не страшно колоть", - подумал Яхья и поднёс шприц к руке.

- Попал! – радостно закричал Яхья. Тёмная кровь появилась в шприце.
В это время мама заглянула в комнату. Она уже успела вернуться домой.

- Ты что делаешь?!
- Тренируюсь.
- Это ещё что такое?! А ну прекращай!
- Мам, Дядя Гасан попросил ему еще и внутривенные уколы делать. Я согласился…
- А когда операции учить начнёте,  тоже на себе тренироваться будешь?!
- Посмотрим, - весело ответил Яхья.
- Крови не боишься?
- Надо не бояться, - вздохнул Яхья.



«Главное, чтобы в вену воздух не попал», - Яхья медленно набрал лекарство в шприц и встряхнул его. Пузырьки поднялись к игле и слились в один большой пузырь. Яхья нажал на поршень, выпустил струйку вместе с воздухом. Но один малюсенький пузырёк остался в шприце. Он совсем не двигался, не смотря на энергичные встряхивания и движения поршня.

- Плохой шприц? – спросила соседка.

- Нормальный. Просто воздух нужно выпустить наружу. – Яхья «выпустил» уже половину дозы, а упрямый пузырёк оставался на месте.

Сосед сжимал-разжимал кулаки, щупал свои руки, громко вздыхал. Жена массажировала ему шею и плечи, шептала какую-то молитву.

В конце концов, Яхья решил прекратить борьбу с пузырьком.

Руки у соседа были жилистые, вены, как провода, так что и без жгута можно было проколоть их.

Яхья напряжённо следил за пузырьком, когда вводил лекарство в вену. Пузырёк не двигался. Последние миллилитры Яхья не стал вводить и вытащил иглу.

- Не жжёт в месте укола? – спросил он у соседа.

- Да везде жжёт. Всему телу что-то жарко стало.

- Я посижу, пока не пройдёт.

«А вдруг сейчас анафилактический шок начнётся? - подумал Яхья, - Что-то пульс какой-то частый… Хорошо, хоть не все десять миллилитров я ему залил».

- Может чаю? – спросила соседка.

- Нет, я ещё чуть-чуть посижу, понаблюдаю.

- Мне вроде бы нормально уже, - сосед почесал за ухом.

- Голова не кружится? Дышать не трудно? У вас есть аппарат для измерения давления?

- А что, давление может подняться?

- Нет, наоборот.

Сосед стал нервничать:

- И зачем мне такое лечение? Одно лечится, другое калечится.

- Успокойтесь, расслабьтесь, не надо нервничать! От этого ещё хуже станет, - Яхья натянул манжету соседу на руку.

- Сколько?! Сильно упало?

- Сто тридцать на восемьдесят. Не упало.

- У меня обычно сто двадцать на семьдесят бывает. Попрошу врача, чтоб другое лечение назначила. От этого всё тело горит, и давление поднимается.

- Ну, я пойду, - Яхья понял, что вёл себя как-то не правильно.

- Спасибо! Такой внимательный. Хорошим врачом будешь!

- Угу. До свидания.

Ночью Яхье приснились пузыри со злыми мордами. Он бегал за ними, хлопал в ладоши и не мог поймать. Проснулся и тревожные мысли как свора собак накинулись. Яхья всё думал, правильно ли он сделал внутривенную инъекцию: «Я ведь перед тем, как проколоть вену, капельку с конца иглы не стряхнул! А вдруг эта капелька под кожей осталась? Это ж хлористый кальций!Ойй! А вдруг там некроз уже".
Яхья схватился за голову. Начал листать медицинский учебник, через пару минут захлопнул книгу и побежал к соседу...
2009г

---------------------------------
ПРИМЕЧАНИЯ


Абсцесс – нарыв, гнойник.

Анафилактический шок – острая аллергическая реакция.

Некроз – омертвение.


Рецензии