Ещё раз о школе. ч. 1

                Вычитать и умножать,
                Малышей не обижать,
                Учат в школе               
                учат в школе,
                учат в школе.
                (Школьная песня прошлого века)

           Сейчас наверное только ленивый не ругает нашу отечественную систему образования. Может быть и есть за что её ругать. Говорят, что теперь учат не тому и учат не так, как надо. Раньше, мол, было лучше, а советская система образования считалась вообще одной из лучших в мире. Споры вокруг включения тех или иных предметов в школьный курс, по поводу плюсов и минусов единого госэкзамена, вводить или нет школьную форму или единую учебную программу в школах и т.д. и т.п., все эти споры ведутся непрерывно и это хорошо. Школа должна готовить образованных людей, грамотных, культурных, патриотичных и целеустремленных, готовых к взрослой жизни, но самое главное – школа должна выпускать нравственных людей. Плохо то, что во всех этих дискуссиях не говорится о необходимости воспитания нравственности у подрастающего поколения. А ведь это, я уверен, должен быть главный предмет, изучаемый в средней школе. В ней детей учат писать, считать, работать с компьютером, преподают иностранные языки, школьники изучают много разных предметов, необходимых в современном мире, но их, кроме этого и в первую очередь надо учить быть людьми. Финансистов, математиков, физиков, юристов и менеджеров у нас много, специалистов дальше будет готовить высшая школа. Специалистов много, а людей мало.
                Многие понимают прогресс, только и исключительно, как интеллектуальную эволюцию, как научно-технический рост, а вот, например, великие писатели братья Стругацкие говорили, что «можно понимать прогресс как превращение всех людей в добрых и честных. И тогда мы доживем когда-нибудь до того, что станут говорить: «Специалист он, конечно, знающий, но грязный тип, гнать его надо…». Тут, как видите, речь идет совсем о другом прогрессе – прогрессе нравственном. Для многих уже становится очевидно, что в обществе чуть ли не характер эпидемии приобретает болезнь, называемая «дефицит совести».
                Говоря о воспитании нравственности,  я не веду речь о воспитании в духе морали советского человека или демократической морали (если она вообще-то есть), и не о преподавании «Закона Божьего» который, в церковной интерпретации, практически мало что даст современному молодому человеку. Я говорю об обучении Законам Нравственности, которые Самим Творцом заложены в основу окружающего мира и, что самое важное, об обучении их применению на практике, в самой жизни человека. Недостаточно  просто говорить молодым людям, что это хорошо, а это плохо. Необходимо рассказывать, как нарушение Законов влияет на будущее самого этого человека, напрямую отражается на его здоровье и даже судьбе. Раскрыть эти взаимосвязи, показать действие этих Природных Законов, рассказать об ответственности каждого человека за любое их нарушение. Это то, что в первую очередь необходимо знать молодому человеку, вступающему в жизнь.
                Ведь нравственность – это вовсе не «правила хорошего тона» и не какие-либо моральные принципы какого-либо общества, меняющиеся вместе с переменами в этом обществе. Нравственные Законы даны людям в Заповедях Божьих, даны тысячи лет тому назад раз и навсегда. Они являются основой любого человеческого общества, они неизменны в веках. Нравственные критерии - это именно то, что отличает человека от любого другого существа на нашей планете. 
                Надо суметь достучаться до детского сознания, суметь убедить молодых людей, только ещё входящих в жизнь, что Нравственные Законы Божьи не просто некие правила, которые неплохо было бы знать хотя бы на оценку «три». Необходимо донести  до детей то, что это самая важная человеческая ценность, сокровище, главный и почти единственный ориентир в окружающем мире и, что самое важное, эти Законы непосредственно связаны с реальной жизнью каждого человека, а их нарушение непременно отражается на твоей судьбе, создавая проблемы и препятствия в жизни. Только имеющий такую подготовку человек, готов вступить в жизнь, скажу даже ещё резче – имеет право вступить в жизнь! В противном случае мы выпускаем на волю потенциальных преступников. А как иначе можно назвать человека, живущего в Творении Божьем, на территории, принадлежащей Господу и при этом совершенно не знающего Законов этого Творения, который ведёт себя в жизни так, как ему заблагорассудится, как подскажут друзья на улице или как ведут себя герои очередного американского боевика. Такой человек своим поведением создаёт реальную угрозу другим людям, себе, природе и миру в целом. Он не образован в духовном плане, поэтому вообще не видит никаких взаимосвязей, совершенно не осознаёт последствий своих действий, не понимает своей ответственности за любое действие, слово, мысль и даже эмоцию. Не правда ли очень похоже на мартышку с гранатой в оживлённом торговом центре или на новичка-водителя, выехавшего на своём авто в миллионный город на переполненные улицы и не знающего правил дорожного движения. А ведь наша система образования готовит именно таких выпускников, как впрочем, к сожалению, и все другие системы образования в любой другой стране мира и во все времена.
 Но, может быть, пришла пора начать задумываться над Словами Бога, начать не просто декларировать своё православие и христианство, а сделать первый шаг к тому, чтобы получить право называться homo sapiens (человек разумный), первый шаг на пути построения нормального человеческого общества? Попробовать впервые дать будущему поколению необходимую для жизни подготовку, дать шанс стать людьми. Может быть тогда вопрос о «духовных и нравственных скрепах», о которых говорил наш Президент, решится естественно и без надуманного депутатского мудрствования?
                Хотелось бы, чтобы появился в школьном расписании урок нравственности, на котором подрастающее поколение получало бы практические знания о нравственных Законах Божьих, знания о том, как жить надо и как поступать нельзя ни в коем случае, если не хочешь сам себе навредить. Очень практические знания, без всяких абстракций. Что-то, простите за сравнение, напоминающее изучение правил дорожного движения в автошколе: как проехать на своем автомобиле по современному городу, при этом никого не покалечить и самому остаться живым. В каждой шутке есть доля шутки.
                В начальной школе нужно учить детей главному. Школа закладывает фундамент будущего поколения, которое придет нам на смену и которому жить и работать дальше на этой Земле. Арифметика и география, русский язык и биология – все это безусловно важно учить и знать. Наверное весь перечень предметов, изучаемых в современной школе нужен, но в нем нет главного и необходимейшего предмета! Нет и, к сожалению, никогда не было. Обратите на это внимание.
                Оставим на время школу и зададимся вопросом: почему мир вокруг такой агрессивный, исковерканный, злой? Идут непрерывные войны по всему свету, у нас в России – теракты, убийства, насилие над детьми. Зараженная и загубленная промышленными отходами природа. Опасные медикаменты, которыми лучше не лечиться и продукты питания, которые опасно есть. Воровство, коррупция и продажность чиновников и госаппарата. Крайняя сексуальная распущенность, пропагандируемая в печати и на телевидении, как будто кто-то все еще доказывает всему свету, что секс у нас есть. Полиция, которую боятся как преступников и суд, в справедливость которого не верят. Продолжать? Кому может нравиться такой мир? То, что он не нравится никому, говорит хотя бы количество всевозможных партий, движений, общественных и религиозных течений, направленных на улучшение этого мира.
               Кто же создал такой мир? Инопланетяне постарались? Нет, сами люди. Усердно работали сотни и сотни лет, чтобы сотворить такой мир. А если заглянуть в историю нашей цивилизации на 100, 300, 600 или тысячу лет назад, разве тогда что-то было по-другому, разве было лучше? Люди просто свыклись с этим унизительным, ужасным положением дел. Ну что ж, говорит обыватель, такова жизнь. Так, мол, всегда было, есть и будет. Зато мы делаем ракеты, зато вон как наша цивилизация развивается: появились самолеты, автомобили, промышленность и продуктивное сельское хозяйство, мобильная связь и интернет, компьютеры и пластиковые карточки. Научно-технический прогресс налицо! Жизнь стала намного удобнее и комфортнее, чем раньше. Средняя продолжительность жизни растет. Вот только жизнь человека от всех этих достижений народного хозяйства счастливее не становится. Почему? Вывод очевиден. Значит, наверное, что-то делается не так как надо, причем уже достаточно давно делается не так, несколько тысячелетий, как минимум!
            Никакому нормальному человеку такая жизнь не может нравиться, значит надо искать ошибку. Как у русских принято говорить: «Кто виноват?» Ну не Путин же, в самом деле. А истина проста – ошибка состоит в постоянном нарушении человеком Законов, лежащих в основе этого мира. Законов Природы или Законов Божьих – как хотите назовите. Верх наивности и самовлюблённости ожидать от Бога помощи и поддержки, ожидать счастья и при этом постоянно нарушать Его Законы! Вредить Богу и ждать счастья! В справедливом Творении Божьем такого быть не может. Закон не позволит! Свет не будет поддерживать Тьму! Ведь людям еще тысячи лет назад было сказано как надо жить и как жить нельзя. Законы были даны и они известны. Все их знают, но предпочитают жить по своим законам, в молитве лицемерно говоря: «…да будет Воля Твоя», а в своей жизни упорно проводя: «Да будет воля моя! Потому что я так хочу» (хотя многие при этом искренне продолжают считать себя верующими людьми?!) Вот в результате и построили для самих себя такой мир, какой есть.
            Люди на протяжении всей обозримой истории с упорством, достойным лучшего применения, не хотят соблюдать нравственные Законы Божьи: не убий, не укради, не завидуй, не прелюбодействуй, не лги и т.д. Ведь ясно же было тогда сказано: «Что посеет человек, то и пожнет». Только слабоумный не поймет о чем речь. Значит, коли мир вокруг не хорош и мы это видим, то выходит, что мы просто пожинаем то, что раньше посеяли. Если бы «сеяли хорошие семена», то и жизнь сейчас была бы не такая убогая. Значит на вопрос «кто виноват?» ответ может быть только один – виноваты сами люди, каждый в отдельности, каждый несет свою долю вины. Ведь, как хорошо известно, незнание Законов не освобождает от ответственности за их нарушение! Вина каждого человека в том, что он нечист внутри, много тёмного несёт в себе. Кто-то совершает поступки, о которых в Заповедях прямо говорится, что так поступать нельзя! Кто-то произносит грязные слова, даже порой не замечая этого или, что ещё хуже, бравируя своей «свободой» нецензурно выражаться. Кто-то носит в себе чёрные мысли против других людей, против окружающего мира. Эти мысли не видны никому, но они пачкают Творение Божие, также как грязные слова и поступки. А кто-то разбрасывает вокруг себя негативные эмоции, такие как зависть, похоть, гордыня, обида, злость и другие. Всё это несёт вред Творению, потому что является нарушением Законов этого Творения. Все эти нарушения автоматически запускают «механизмы» Законов, возвращающих рано или поздно назад этому конкретному человеку ровно то, что он породил. Буквально: что посеял – то и пожнёшь! Это следует рассказывать детям в школе, этому следует обучать детей, эти знания должны стать основой поведения человека в мире. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» Евангелие от Матфея. А церкви, призванные именно научить людей как надо жить, соблюдая Законы Божьи, не могут, увы, этого сделать уже в течение двух тысяч лет! Не могут! Ведь судим мы по результату работы. И каков же результат их деятельности за две тысячи лет? Результат таков: все мы живём, нарушая Заповеди, факты – упрямая вещь! Оставим вопрос о том, почему церкви не могут, для особого рассмотрения, речь сейчас о другом.   
              Уже сотни и сотни лет всем людям, извините за выражение, долбят эти Законы. На Руси Заповеди Божии знают и учат уже тысячу лет! Только вот беда, никак не дойдут до простой мысли, что их надо не просто учить наизусть, а строго применять в практической жизни, как, например, автомобилист применяет на практике правила дорожного движения. Ведь не станет же нормальный водитель пересекать перекресток на красный сигнал светофора и останавливаться на зеленый. Не станет мигать поворотником направо, а поворачивать налево. Не врубит на светофоре заднюю передачу, не будет ездить с неисправными тормозами, или зимой  в гололед – на летней резине. Не выедет через двойную осевую на «встречку» или не поедет под «кирпич». (Прошу прощения за терминологию). Хотя кто-то может быть и станет, но он будет все же исключением, а не большинством. В обычной ситуации вменяемый водитель так делать не станет. А почему? Потому что это не по правилам, т.е. не по закону. Потому что так можно и в аварию попасть, себе же сделать хуже: лишиться денег и здоровья. Если даже на дороге большинство людей ведут себя по правилам, то почему же не поступать так же разумно, по Закону, в более серьезных вещах – в самой жизни?! Надо выучить Правила как «ездить» по жизни, и не нарушать их на практике, тогда проедешь по своей жизни безаварийно, сбережешь деньги, здоровье, и счастливо доберешься до дома. Мы же всё время едем на красный, на каждом перекрестке попадаем в аварию, бьем машину, потом долго лечимся, и не понимаем, почему же так плохо? Почему нет здоровья, денег, счастья? Почему в семье разлад, а государство в очередной раз нас обмануло? Может быть, если машину перекрасить в другой цвет или «дворники» на лобовом стекле заменить, то перестанем попадать в аварию на перекрестке? А надо всего лишь перестать пытаться проехать на красный, выучить наконец Правила поведения в этом Творении Божием и соблюдать Его Законы при выезде на «перекрёсток». Почему при езде по городским улицам водитель соблюдает правила движения, а при путешествии по жизни думает, что можно нарушать Законы Жизни и при этом остаться целым и невредимым? Ошибка! Будешь бит по полной программе. Что посеял, то и пожнешь. Результаты такой «езды» мы видим сейчас вокруг себя: в обществе, в политике, в семье, в собственном здоровье, в обидах, которые приходится терпеть, в зарплате, на которую надо выживать, в повсеместном воровстве и хамстве, которые нас окружают, страхе остаться без работы, без денег, с сумой и на улице. Законы Божии Миры творили, неужели вы думаете, что людям можно безнаказанно их нарушать?
Но ведь мы же живы, где же тогда это пресловутое наказание, спросите вы? А наказанием является такая наша жизнь!
             Оставим до лучших времен вопрос почему люди упорно не выполняют Закон, это отдельная большая тема, а озаботимся вопросом  «что делать?» Наивно предполагать, что вор, узнав о Заповедях Божьих, перестанет красть, чиновнику станет стыдно получать откаты, а депутат не будет больше заботиться только о своем кошельке и врать нам с телеэкрана. Наивно ожидать прекращения войн, убийств и насилия из-за того, что все поймут, что так делать плохо. Сразу, вдруг это, конечно, не произойдет хотя бы потому, что в сознании людей современного общества прочно закреплены ложные стереотипы поведения типа: «Если очень хочешь чего-либо, то добивайся этого любой ценой». Но при наличии, как принято говорить, политической воли, вполне возможно начать уже сейчас обучение детей в школах практике применения в жизни Нравственных Законов Божьих. Это могло бы стать важным шагом в формировании в будущем нормального человеческого общества. Хотя здесь я наверное не вполне прав. Одной политической воли маловато. Нужно чтобы общественное сознание, устав жить в таком исковерканном и противоестественном мире, повернулось бы в сторону нравственных приоритетов. Вот такая получается почти утопическая благоидея. Увы, увы!
              А, собственно, другого выхода у нас, у общества просто нет. По другому задачка не решается. Никаким законотворчеством, партиями и революциями ситуацию не исправить – это показывает многовековой опыт человечества. Это путь в тупик. Ну изобретем мы еще какие-нибудь супер-компьютеры, откроем новые виды энергии, научимся лечить какие-нибудь болезни, выберем новых президентов и депутатов и придумаем, наконец, закон о борьбе с коррупцией. Станем жить еще удобнее, комфортнее и дольше. Сделаем еще один шаг на пути развития. Но все эти «новые» достижения нашей рассудочной, технической цивилизации не сделают жизнь отдельного человека счастливее. Таких достижений, шагов вперед и даже скачков в истории человечества было много. Все эти изменения касались только технического и научного оснащения общества, цивилизация развивалась лишь в области интеллекта, в духовном же плане развития не было никакого. Новые воры, преступники, чиновники и депутаты ХХI-го века продолжат традиции своих предшественников, будут и дальше доставать и обворовывать нас, если не изменится уродливая система ценностей и приоритетов в обществе. Повторюсь: Закон Божий не позволит такому обществу преступников быть счастливым! И так еще тысячу лет? Очень не хотелось бы, людей жалко. А система нравственных приоритетов сама по себе не появится, ее надо воспитывать, начиная с детства, со школы.
              Или – или. Третьего не дано. Не могу в заключении не процитировать слова Иисуса Христа из Евангелия от Луки: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». А выбор всегда остаётся за человеком.
               Вот, сказал на удачу, правда чудес не бывает, но вдруг?


Рецензии