Ещё раз о школе ч. 2

«Человек Земли туп, слеп и глух, безумный ко всему, бредет он в своем грубо-вещественном одеянии. Его ведет рассудок, обуреваемый жаждой знаний и наслаждения. Перед глазами человека только одна цель – земные радости и земное могущество как вознаграждение за труды и венец бытия. А тем, кто ленив, рассудок подсовывает картины тихого уюта, одурманивая дух, парализуя волю к деятельности в Творении».
              О.Э.Бернхардт  (Абдрушин)

             В первой части я позволил себе высказать одно спорное для многих утверждение о том, что школа должна воспитывать в первую очередь нравственных людей, и только во вторую очередь грамотных, умеющих читать, писать, считать и обладать прочими навыками в размерах программы средней школы. Это не мракобесие, а лишь попытка установить приоритеты. Для меня такой порядок является бесспорной необходимостью, а вот для многих ныне живущих людей такая мысль не просто спорна, она преступна, опасна и наивно-безответственна.
             Многие искренно считают, что обществу нужны в первую очередь грамотные специалисты, образованные, современно мыслящие, владеющие языками, компьютером, творческие, энергичные и физически здоровые работники. Для того, разумеется, чтобы строить, запускать, создавать, учить, лечить, руководить, творить (в хорошем смысле) и т.д. Не отрицая нужности и необходимости всех, или вернее сказать большинства дисциплин школьной программы повторю, что главное, чем должны обладать выпускники средней школы – это твердые нравственные принципы и приоритеты, а остальное все приложится. Ведь мы же строим общество людей, а не общество бизнесменов, финансистов или ученых. А «в первую очередь человек» сильно и принципиально отличается от «в первую очередь ученого, а потом человека».
             В последнее время часто говорят о многочисленных фактах коррупции и воровства государственных средств в фантастических масштабах. В этих уголовных делах фигурируют даже не миллионы, миллиарды рублей, а привлекают к ответственности чиновников высшего звена управления и крупных бизнесменов. Все они в недавнем прошлом очень успешные выпускники нашей, российской средней школы, не американской и не марсианской. У них хорошо и четко работает интеллект, они вовсе не дурачки, они настойчивы и целеустремленны, культурны и образованны, знают экономику и иностранные языки, а уж считают и совсем на отлично. Но их острый интеллект заточен и нацелен на одну единственную цель – собственное обогащение любой ценой и без всяких ограничений. Их божество – деньги, их счастье – личный счет в банке.
              С такими «специалистами», а их огромное количество в нашей необъятной стране, это уже многим очевидно, с ними бесполезно говорить о чести, совести и нравственности. Это все равно, что овцы стали бы убеждать волка в том, что резать овец плохо.
               Поставим такой мысленный эксперимент: зададим выпускникам средней школы вопрос – кем бы они хотели стать? Ответ будет: богатыми и успешными людьми, бизнесменами и политиками, артистами и телеведущими, певцами, военными и даже проститутками… В лучшем случае один из ста скажет, что хочет быть честным, добрым и нравственным человеком. Эти категории очень большая редкость в современном лексиконе. Практически это была бы «белая ворона» среди прочей, рвущейся к деньгам и славе общей серой массы, вернее даже сказать черной массы. И ведь не то, чтобы старшеклассники не знали таких слов как честь, совесть или нравственность. Просто для подавляющего большинства эти слова вовсе не главные, они мало что значат, и уж совсем не обеспечат прибыль в будущем. А деньги, для подавляющего большинства современных людей, превратились в кумир, наивысшую ценность, прекрасную цель, оправдывающую любые средства. Дети растут в таком корявом обществе, смотрят телевидение и кинофильмы, подогреваются безудержной рекламой богатой и сладкой жизни, повсюду видят примеры безнаказанного воровства и продажности, наглого богатства и обмана. Общество сразу ставит перед ними высокую планку своих ложных приоритетов, сразу же ориентирует их на фальшивые ценности, потому что других ценностей у этого общества нет!
             Я вовсе не ставлю перед собой цель обличать язвы нашего общества. Они всем хорошо известны, так что не стоит понапрасну тратить красноречие. Я напоминаю об этом потому, что многие люди до сих пор предпочитают смотреть на все это как на естественный, нормальный процесс, мол всегда так было, и при Петре и до Петра и в Риме была коррупция и воровство, так что у нас сейчас ничего сверхординарного не происходит. Вот для таких упрямцев, не желающих ничего видеть и анализировать, приходится повторять про эти, уже набившие оскомину, язвы нашего общества. Ну и что, что так было? Вот мы и живем в таком обществе, где всегда так было! В обществе банкиров, юристов, эстрадных певцов и бизнесменов, воров и коррупционеров. Так было и есть, не только у нас, но и во всем «цивилизованном» мире. Но так быть не должно, по крайней мере в обществе людей.
              Сама жизнь уже поделила человечество на людей и нелюдей. Пора снять розовые очки и реально взглянуть на окружающий мир. Человека отличает от нелюди – живая душа, Богом данная, отличает совесть, которая не дает нарушить нравственный Закон, Богом данный, а совсем не наличие двух рук, двух ног, головы и умение считать деньги. Человеческое общество должно строиться на принципах духовности и нравственности, а наше общество стоит совсем на другом фундаменте. Оно строилось не душой, а рассудком, строилось интеллектуалами и рационалистами. Результаты их работы мы сейчас видим вокруг себя.
              Конечно не достаточно просто критиковать и тыкать пальцем в язвы. Нужно говорить о том, что надо делать, чтобы исправить ситуацию. Необходимо прививать обществу нравственные принципы. Нравственные Законы Божьи должны стать основой общества. Это единственный путь на котором можно достичь оздоровления нашего общества, превращения его в общество людей. По сути людского общества на Земле, в обозримый исторический период, еще не было. Мы еще не были людьми в истинном смысле этого слова. Только живя по Законам Божьим, то есть выполняя в жизни Заповеди Божии, получим мы право называться людьми. Такая вот неприглядная картина маслом.
             Какая наивность, скажут мне, говорить сейчас о воспитании нравственности, как это книжно-литературно, оторвано от реалий жизни. А все как раз наоборот! Наивно и нереалистично думать, что ужесточение законов, создание новых комиссий и комитетов по борьбе, назначение выборов или их отмена, замена министров или показательные судебные процессы могут что-то изменить в лучшую сторону. Вот это именно наивно и глупо. Законы нравственности Богом заложены в основу существования человеческого сообщества. Наивно думать, что людьми написанные законы и конституции сильнее Законов Божьих. В такой человеческой самонадеянности и гордыня, и глупость, и леность духовная и трусость.
            Итак рекомендация проста: начинать надо с обучения в школе Законам нравственности, Законам Божиим. Конечно необходимо время для лечения, нужно запастись терпением. Может быть еще успеем.


Рецензии