24. 09. 30. Письмо Кларку Эштону Смиту

День Водена (1)
24 сентября 1930 г.

Уважаемый Кларкаш-Тон: -

     Я все еще под впечатлением от моей поездки в Квебек - и задумываюсь, смогу ли я когда-нибудь выкинуть эти мысли из головы достаточно надолго, чтобы думать о чем-то еще! Никогда прежде я не видел такого места и никогда не ожидаю увидеть снова! Все мои прежние стандарты городской красоты отменены и устарели. Как я написал на своей карточке, я едва ли могу поверить, что Квебек вообще принадлежит этому миру. Могучий мыс, возвышающийся над рекой шириной в милю и увенчанный средневековой крепостью - городские стены циклопической каменной кладки, взбирающиеся на отвесные утесы или возвышающиеся над зелеными плато - огромные колокольни с арками и шпилями - архаичные извилистые переулки, поднимающиеся в гору или скрывающиеся в тенях колоссальных обрывов - конные повозки и все пережитки зрелой, неторопливой, старшей цивилизации - эти вещи лишь часть чудесной совокупности, которой является Квебек. Город этот на самом деле экзотический и имеет уникальное развитие на этом континенте в наше время. По правде говоря, он словно относится к древней бурбонской Франции - к Аверойну. У меня нет сомнений! Я едва не собрался совершить путешествие в разрушенный замок Фусефламмес! Оглядываясь назад, весь трехдневный сеанс кажется мне фантастическим сном, охватывающим огромные периоды времени. Я не могу соотнести Квебек ни с чем, кроме тех мимолетных ощущений проблесков прошлой жизни, которые приходят сейчас и потом как подсознательные проявления образов, воспринятых в детстве благодаря чтению и рассматриванию картинок…….
     С неохотой возвращаясь домой, я остановился в Бостоне ради полно-дневной поездки на лодке в Провинстаун, что на оконечности мыса Кейп-Код. Деревня, которую я обнаружил, была несколько переоценена, но плавание - мой первый опыт в открытом море вне поля зрения земли - вполне стоило того, чтобы отправиться на эту экскурсию. Нахождение посреди бесконечного пространства воды стимулирует фантастическое воображение самым мощным способом. Равномерно чистый горизонт порождает всевозможные предположения относительно того, что может лежать за его пределами, так что ощущения Одиссея, Колумба, Мадока, Артура Гордана Пима, Древнего Морехода и всех других путешественников из песен и историй объединяются в одно целое и обостряются до неожиданной остроты. Кто знает, какой странный лемурийский, или сатурнианский, или сфаномоэанский порт, или покрытый сорняками храм, поднятый со дна моря, может внезапно появиться далеко впереди? Возвращение в Бостонскую гавань на закате из открытого океана - это то, что невозможно забыть. Серые мысы - подобные монолитам маяки - низменные загадочные островки - что это за таинственное вечернее царство, которое поднимается подобно миражу из наполненной испарениями пустоты? Острова Блаженных Авалона - Тир - Карфаген - Кальпе и Абила Атлантиды - Александрия - Р`льех - Город Никогда - Мандарун - Пердондорис…
……

Всегда ваш самый покорный
Эйч-Пи-Эл

1. Среда - Wednesday (Woden's day)


Рецензии