Творческое наследие В. И. Белова и архивы

 
               
    Начнём со смелого утверждения, что в архивах сосредоточена бОльшая часть литературно наследия В.И. Белова. Как же так, скажут скептики, ведь у писателя почти всё опубликовано. Но черновики, варианты прозы и стихов, письма, рецензии, фотографии, адреса, чувства, эмоции, неизвестные подробности, документы о том, как создавались и печатались романы, повести и рассказы Василия Белова, подготовительный материал писателя к его творениям в виде рукописей или машинописи  – весь этот документальный комплекс хранится в архивах.  В федеральных, областных, краевых,  литературных,  ведомственных,  городских, районных, в архивах промышленных и сельхозпредприятий, организаций, учебных заведений, воинских частей и в архивах частных лиц   можно обнаружить  частицы литературной истории.
   Это бесценное дополнение для изучения, анализа, открытия творческого метода В.И. Белова и некая предтеча – предисловие  к его опубликованным шедеврам. Обратим внимание и на то, что архивные фонды содержат много биографического, ныне полузабытого материала о писателе, а значит, помогут и в изучении его произведений. Более того, в забытых архивных делах могут сохраниться и вовсе уникальные сведения о писателе, вплоть до его неизвестных произведений, по каким – либо причинам отклонённым издательствами или не востребованных  самим писателем. Не говоря уже о вариантах рассказов и значительных кусков романов, не  ставших каноническими для Василия Белова и публикующихся ныне в другой авторской редакции. А письма друзей В.И. Белова, а литературные споры в ответных посланиях писателя, разве это не заслуживает внимания?    Невозможно перечислить духовные богатства архивов, но ещё одно их качество - неожиданность открытий, способность прийти к важнейшим выводам через неброские документальные данные. Архивные дела являются превосходным подтверждением воспоминаний о писателе или наоборот, сдерживают фантазии некоторых лиц, знавших В.И. Белова. Как говорится, несколько перефразирую поговорку, против документа нет приёма! Есть архивы, в которых для изучения исследователю могут предоставить целый фонд В.И. Белова. Это, например, РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства) в Москве. Это фонд 622 и фонд 1234 (несколько документов), но это не исключает  наличие единичных документов, касающихся жизни или творчества В.И. Белова в других архивных делах, например, в фондах 1816, 2290,2549, 2855. Никто не даст гарантии, в каком фонде материалы ценнее для исследователя, в каком менее актуальные.
  Только личная работа в архиве даёт полное представление о материалах темы исследования. Даже описи дел, зачастую, не могут помочь, т.к. нужные и важные факты и бумаги могут явиться исследователю в фонде, который вовсе не привлекает внимание на первый взгляд (бухгалтерские счета, газетные вырезки, скучные отчёты о проделанной работе). Казалось бы, ничего творческого и интересного, но вот письмо, которое ставит точку в исследовании, вот факт, который переворачивает работу с ног на голову. Так в ГАВО (Государственный архив Вологодской области) есть специальный фонд 5134 – Василий Иванович Белов – писатель (1932 -2012), но и многие документы фонда 836  - Вологодской писательской организации естественно связаны с именем писателя. Так в нём сохранились рецензии В.И. Белова на произведения практически всех вологодских писателей и поэтов [1]. Вот, например, как Белов говорит о череповецком писателе Юрии Тарыничеве: «Рассказы Юрия Тарыничева привлекают внимание точными, яркими деталями, помогающими нарисовать и характер человека». Не о себе ли пишет Белов, то к чему он сам стремился в литературе, и что у него отменно получалось, писатель ценит и у Юрия Тарыничева: «Значит, у молодого автора есть умение, внимание по-писательски смотреть окружающую жизнь». В череповецком городском архиве (Центре хранения документации) в фонде 917 череповецкого телевидения сохранилось немало сведений о Василии Белове, его выступлениях на областном телевидении, отчёты о творческих вечерах писателя, оценках творчества высказанных телеаудитории Вологодской области  в 60 – 80е годы двадцатого века [2].  Некоторые письма, отзывы В.И. Белова попали  в Вологодский областной архив новейшей политической истории в фонды Р - 9794 А.С. Дрыгина, Р - 9788 В.И. Аринина, П- 8329 первичной организации КПСС колхоза «Большевик», Подольского с/с Череповецкого района и т.д.  В Вологодском областном государственном архиве кинофотофоно и электронных документов в фонде А-О1П, тоже есть единицы хранения в виде фотографий писателя Белова. Некоторые доклады на Беловских чтениях  основаны на архивном материале личных активов граждан  или на документах архивов других областей России. Так,  в ГААО (Государственный архив Архангельской области)  в фонде архангельской писательской организации и в фонде Северо-Западного книжного издательства нами обнаружены неизвестные документы о сотрудничестве В.И. Белова с этими организациями и написан  ряд статей для Беловских чтений [3].  Большой удачей стала находка нескольких неизвестных писем писателя с его взглядами на литературный процесс. Вот, например, выдержка из неизвестного письма В.И. Белова в Северо-Западное книжное издательство: «Теперь о своём сборнике. Не знаю право, что и говорить. Мне просто не хочется делать его слабее предыдущего, ведь каждая книжка должна быть  хоть и небольшой, но ступенькой вверх…». Мудрый писательский подход и скрытая просьба как можно меньше вмешиваться в его творческие дела. В ГАМО (Государственный архив Мурманской области)  в фонде Р – 1368 Маслова Виталия Семёновича писателя (1935 – 2001) сохранилась переписка писателей, рецензии В.С. Маслова на произведения В.И. Белова, которые использовал в своём докладе Д.В. Коржов [4].  В Государственном архиве новейшей политической истории Новгородской области  в фонде 8107 Дмитрия Михайловича Балашова  сохранились письма В.И. Белова, использованные в работе И.С. Катченковой  об отношениях писателей [5]. Без использования личных и государственных архивов невозможно было написать  работу о Ф.А. Абрамове и В.И. Белове  д.фил.н. А.В. Петрову, представленную в Беловском сборнике 2018 года [6].
   Это только единичные, но яркие примеры архивных данных на службе у исследователей и литературоведов. С.Ю. Куняев опубликовал в журнале «Наш современник» свою переписку с В.И. Беловым [7]. Например, очень верные слова В.И. Белова из неё: «У меня теория: мы сами воздаём честь и приподнимаем всякую мразь, когда вступаем с нею в теоретический спор…». Так сведения личного архива стали всеобщим достоянием и открыли много интересных моментов писательской действительности. Даже одно письмо может вызвать необычайный интерес, если оно касается Н.М. Рубцова и В.И. Белова. Как это случилось с письмом Альберта Андреевича Беляева, зам. заведующего отделом культуры ЦК КПСС В.Ф. Шауро, главного редактора газеты «Советская культура»  В.И. Белову, сохранившемуся в ГАВО и приведшему  к открытию новых связей В.И. Белова в литературном мире  [8].  Таким образом, серьёзные исследовательские работы о В.И. Белове,  просто немыслимы без архивного материала. Именно он привносит в материал необходимую новизну, свежесть, динамизм и интерес. Архивный пласт при погружении в него дисциплинирует, но и даёт волю воображению, намечает новые пути исследования и ведёт к успешному его завершению через архивные находки. Гораздо беднее, намного схематичнее были бы исследования без архивных документов, воспоминаний, личных впечатлений о писателе и его образ, противоречивый и разноплановый только бы проигрывал без них. Не будем забывать, что  В.И. Белов наш современник и до сих пор живы сотни, тысячи  людей, которые хранят тепло встреч с ним, автографы на книгах, письма писателя. Эти частные архивы не всегда с удовольствием демонстрируют свои богатства. Иные личные подробности, как считают некоторые люди, не могут быть достоянием истории литературы ни при каких обстоятельствах. Отдельной темой могут стать автографы В.И. Белова и их владельцы – практически это круг знакомств писателя и география его творческих поездок. Например, знакомство В.И. Белова и известного череповецкого журналиста М.И. Котова, когда - то работавшего главным редактором газеты «Призыв» Харовского района, очень интересно с точки зрения переписки и автографов писателя и уже привело к маленьким открытиям [9]. В архивах художников, которые иллюстрировали книги В.И. Белова, особый писатель, особая изобразительная, зримая сторона его произведений.
  Было весьма поучительно познакомиться с художником Б.И. Шабаевым и его архивом, где сохранились рисунки, гравюры к произведениям писателя Белова, которые оказались не полностью востребованы Северо-Западным книжным издательством [10].  В определённом смысле нельзя недооценивать и газетные архивы, имея в виду не только полосы газет, где найдётся много любопытного, но забытого материала о поездках, выступлениях, общественной активности писателя, его интервью, фотографии и многое другое. Но и сами архивы газет выходивших при жизни В.И. Белова и наверняка, сохранивших его письма, обращения, рецензии. Много неожиданного из литературной или общественной  жизни В.И. Белова можно отыскать, если обратиться к архивам общественных и государственных организаций, вплоть до ЦК КПСС, съездов народных депутатов  или  Союза писателей СССР. Постепенно раскрывает свои тайны и личный архив писателя. Сотрудники  музея – квартиры В.И. Белова регулярно публикуют неизвестные рукописи писателя и тем самым вводят их в научный оборот. То же самое можно сказать и о Центре В.И. Белова в Вологде, областной универсальной научной  библиотеке им. И.В. Бабушкина,  Харовской районной библиотеке, где архивный материал, посвящённый В.И. Белову,  систематизируется  и изучается. Необходимо сказать  о книгах, посвящённых писателю Василию Белову, которых с каждым годом становиться всё больше. Ю.И. Селезнёв в книге «Василий Белов: раздумья о творческой судьбе писателя» 1983 года, как литературовед, мало пользуется архивами. В.П. Корюкаев, в книге «Самородок из Тимонихи: жизнь и творчество Василия Белова», уже активно  использует архивы, для донесения своего видения образа писателя. М.В. Суров в своей книге к 75-летию писателя «Белов. Штрихи великой жизни» использует не только доступные ему архивные данные, но и фотографии и документы из архива самого писателя. Кроме как документальной нельзя назвать книгу о В.И. Белове «Василий Белов. Воспоминания современников». Неизвестные архивные данные приводит в недавно вышедшей книге «Сияние слова Василия Белова (встречи, беседы, воспоминания) писатель Г.А. Сазонов. Это стало уже доброй традицией у писателей находить новые неизвестные грани творчества Василия Белова в своих трудах о нём. 
  Откроем маленькие Беловские тайны, в связи с заявленной темой исследования. Над книгами о классике русской литературы  работают сейчас ещё несколько писателей, в том числе и вологодских. Писатель Д.А. Ермаков  готовит для встречи с читателями своего Белова, думается неожиданного, сильного, вологодского по духу. Поэт  и прозаик  А.Е. Брагин, хорошо знавший писателя в годы расцвета его литературного таланта, вскоре  готов будет поделиться с читателями своим документальным, архивным Василием Беловым. Об этом он заявил на недавней  творческой  встрече в Череповце. Вот тут без архивных документов, отрывающих нового Василия Белова, пусть с чисто человеческой стороны, никак не обойтись. Невозможно постоянно повторяться, да и не даст могучий талант писателя Белова это делать, нужны новые литературные ходы  при погружении в его творческую лабораторию, жизненные коллизии. И на этом пути великолепным подспорьем будут архивные материалы, воскрешающие нюансы биографии и прозы нашего великого земляка.
Примечания:
1. Л.Н. Вересов «Неизвестная грань творческого наследия В.И. Белова: рецензии как литературоведческий источник». Беловский сборник. Выпуск 1. Вологда 2016, стр.6 – 12.
2. Л.Н. Вересов «Писатель Василий Белов на череповецком телевидении в 60 -90 годы 20 века». Беловский сборник. Выпуск 3.Вологда 2017, стр.58 – 62.
3. Л.Н. Вересов «Страсти по книге «Плотницкие рассказы» В.И. Белова. Архивная история из 60-х годов 20 века». Беловский сборник. Выпуск 2. Вологда 2016.  Л.Н. Вересов «К истории неизданных книг В.И. Белова и их названий в Северо-Западном книжном издательстве (по документам и письмам писателя). Беловский сборник. Выпуск 4. Вологда 2018, стр. 41 – 56.
4. Д.В. Коржов «Потухают костры нашей Родины…» (Виталий Маслов и Василий Белов). Беловский сборник. Выпуск 3.  Вологда 2017, стр. 33 – 37.
5. И.С. Катченкова «Возвращаясь к первоначальным истокам»: из писем В.И. Белова Д.М. Балашову  (по материалам архива новейшей политической истории Новгородской области). Беловский сборник. Выпуск 4. Вологда 2018,стр.69 – 77.
6. А.В. Петров «Ощущение полного духовного родства: Василий Белов и Фёдор Абрамов». Беловский сборник. Выпуск 4. Вологда 2018,стр.22- 28.
7. С.Ю. Куняев «Не зря живём». Переписка с В.И. Беловым, длившаяся в течение 40 лет. Журнал «Наш современник» №10, 2012 год.
8. Л.Н. Вересов «Письмо В.И. Белову как загадка и информация для исследователей». Интернет ресурс. Сайт «Душа хранит». http://rubtsov-poetry.ru/research_2/pismo_belovu.htm
9. См. сноску 1.
10. Бронислав Иванович Шабаев – художник, иллюстрировал книги В.И. Белова «Плотницкие рассказы» и «Катюшин дождик» в Северо-Западном книжном издательстве. Архив Б.И. Шабаева. См. сноску 3.


Рецензии