Вспоминает в. с. грачёва

Вспоминает Валентина Семёновна ГРАЧЁВА.

– Я, Грачёва (в девичестве – Кузнецова) Валентина Семёновна, родилась 19 октября 1946 года в деревне Моховое Кромского района Орловской области. Отец мой, Кузнецов Семён Трофимович, 1910 года рождения, – участник Великой Отечественной войны. Воевал с 1941 по 1945 годы. Был ранен. Имеет награды. В армию был призван в 1938 году. Участник боёв на Халгин- Голе, принимал участие в Финской кампании. Поэтому с раннего детства мы, дети, слышали рассказы о войне. После демобилизации отец долго не мог привыкнуть к штатской одежде, носил военную форму: гимнастёрку, солдатские брюки (галифе), сапоги. А фуражку военного покроя но-сил до самых последних дней, заказывал в ателье города Орла. Вернувшись с фронта, отец сразу же включился в восстановление разрушенного хозяйства. Был избран председателем колхоза, взвалив на свои плечи непосиль-ную ношу. Вспоминаю, что у нас дома часто обедали или ночевали уполномоченные от райкома партии. Позже отец был назначен председателем сельского совета народных депутатов, который расположен был в деревне Гос-томль. Ходил на работу пешком 14 км (туда и обратно). Транспорта руководителям сельского звена тогда не пола-галось. Да его и не было. Отец на рассвете уходил на работу и позвращался поздно вечером. Все заботы о детях, хозяйстве легли на плечи матери. Её судьба схожа с судьбами большинства крестьянских женщин того поколения.
Родилась она в 1910 году в деревне Борисовка (Спасское), что в 3-х км от Мохового. В 17 веке сельцо Бори-совка принадлежало графу Лопухину, владельцу села Ретяжи. Замуж за нашего отца мама вышла в 1930 году. Ро-дила 8 детей. Трое умерли до войны в раннем возрасте. В то время свирепствовала дифтерия. Когда отец уходил на фронт, у мамы на руках остались двое детей: девочки – 2-х месяцев и 3-х лет. С ними она пережила немецкую оккупацию. Это отдельная очень тяжёлая история. После возвращения отца с фронта родились ещё трое детей. Декретных отпусков тогда не полагалось, детских яслей и садов не было. От работы в колхозе многодетных жен-щин никто не освобождал. Дети постарше следили за младшими. Дедушек и бабушек своих я не помню. Они умерли до моего рождения. Мама всегда с завистью смотрела на соседок, у которых с детьми оставались дедушки и бабушки. Родители мои в деревне были уважаемыми людьми – за великое трудолюбие, порядочность, кресть-янскую сметку, приветливость. Наш дед, Кузнецов Трофим Борисович, до революции работал садовником у графа Малиновского в селе Подолянь Кромского уезда. Ныне – Глазуновский район. Учился садоводству и огородниче-ству. Поэтому у нас у первых на деревне был сад, росли яблони, сливы, груши. Дед научил мою маму выращивать рассаду капусты. Почему- то никто в деревне этим не занимался. И по весне со всей округи к нам приходили за рассадой капусты. Родители на целый день уходили на работу, а дети трудились дома. Росли мы в труде.
У каждого у нас было своё задание: кто-то пас гусей и уток, другой смотрел за пчёлами, а третьему нужно было нарвать и нарезать большую корзину крапивы для поросёнка. Принести воды из колодца, встретить корову и овец из стада вечером, прополоть огород и т.п. – всё это лежало на детях. Все мы хорошо учились. Получили затем кто высшее, кто среднее образование. Деревня Моховое раньше называлась Зиновьево, так как принадлежала по-мещице Зиновьевой. В 30-е годы ХХ века название сменили, в связи с известным процессом Каменева- Зиновь-ева. До революции наша деревня относилась к Добрынскому приходу, т.к. в селе Добрынь (4 км от Мохового) бы-ла церковь, которую в своих произведениях описал Н.С. Лесков. В ней крестили меня и моих старших сестёр. Бра-тья мои Анатолий и Володя остались некрещёными, т.к. отец вступил в партию. После войны церковь (50-е годы) была закрыта, а в 70-е годы – разрушена, хотя она была культурно- историческим памятником. На её территории похоронены родители Н.С. Лескова. Макет церкви, который сделал добрынский крестьянин, находится в музее Н.С. Лескова при Гостомльской основной школе. В 7 км от Мохового, через Гостомлю, проходит шоссейная дорога Москва- Симферополь. Эту дорогу строили пленные немцы после войны. Если нужно было съездить в Кромы или в г. Орёл, то обычно до Гостомли 7 км шли пешком, а там уже садились на автобус или попутную машину.
Дорога из д.Моховое до деревни Гостомль шла через х. Панин, место, где в 19 веке жила семья известного русского писателя Н.С. Лескова. Остатки усадьбы видны до сих пор. Дорога до Гостомли проходила как по право-му, так и по левому берегам речки Гостомль. На левом берегу речки бил родник, который назывался Панинский колодец. Во время покоса или другой крестьянской работы там всегда останавливались на отдых колхозники, пи-ли вкусную, студёную воду. Одна крестьянка, умирая, просила принести водички попить из Панинского колодца. Жили после войны в деревне, как и по всей стране, очень трудно. Денег колхозникам не платили, начисляли тру-додни. Помню, у мамы был выходной пиджак (костюм), так многие молодые соседки приходили с просьбой: «Тётя Паша, дай пиджак, съездить нужно в Кромы, а надеть нечего!» Много было вдов с детьми, которым приходилось особенно «хлебнуть лиха». Их жалели, старались помочь: дать пару литров молока для детей, сшить одежонку, одолжить каравай хлеба. Вспоминаю, как мама, подоив корову, говорила: «Дети, несите молоко Рощиным! У них корова ещё не отелилась. А сегодня наша очередь нести молоко!» Значит, существовала такая негласная взаимо-помощь среди русских соседок. Или ещё такой случай. Идёт с речки наша соседка тётя Саня, несёт на коромысле бельё, которое полоскала в реке, и плачет. Постирала детскую одежонку, а детей посадила на печку голышом – смены одежды не было. А одна рубашка утонула в реке и уплыла. Нечего ребёнку надеть, а детей у неё – девять!
Мал мала меньше… Где же обуть- одеть такую ораву. Моя мама достаёт из сундука клок ситца. Садится за швейную машинку «Зингер», которая была у нас, шьёт соседскому ребёнку рубашку. Всё это делалось бесплатно, да и денег у колхозников не было. Общинный труд в колхозе сплачивал людей, воспитывал, помогал перенести тяготы, горе, трудности. Юмор, шутки, песни помогали пережить тяжёлые времена. Пели женщины при каждом удобном случае: шли или ехали на покос и с работы, отдыхали после тяжёлого труда. Тех песен сейчас не поют, ведь их не записывали. Молодёжь пела песни, которые слышала по радио «Каким ты был…», «Ивушка зелёная», «Рябинушка», «Катюша»… Кино было поистине народным искусством. Молодёжь подражала героям фильмов, ко-торые несли положительный заряд, учили добру, вселяли в народе уверенность в том, что жизнь становится лучше, учили любить Родину, Армию, гордиться своей страной. Фильмы показывали один раз в неделю.
Этот день ждали с нетерпением. Цены на билеты были символическими: 5 коп. – детский билет и 20 копеек – для взрослых. Искусство было доступно народу. Причём, настоящее искусство. Дешёвые билеты в кино, театры, дешёвые книги, учебники, частые профсоюзные экскурсии и т.п. Каждая семья колхозников выписывала газеты и журналы. Это 60-70-е годы. Наша семья выписывала: районную газету «Заря», «Орловскую правду», «Сельскую жизнь», журналы «Крестьянка» и «Работница», «Пчеловодство». А когда я начала работать учительницей в Мохов-ской школе, выписывала до десяти изданий газет и журналов, плюс подписные издания на советскую, русскую, зарубежную классику. А сейчас я, пенсионерка, с трудом могу позволить себе выписать пару газет, для этого мне нужно намного урезать своей месячный бюджет. Я с тёплым чувством вспоминаю наш книжный магазин в пгт. Кромы, где можно было купить прекрасную детскую литературу, классику, методические пособия по очень низ-ким ценам. А сейчас в Кромах и книжного магазина нет, разве что на базаре кромчанам предложат какую-то литературу, в основном детективного характера. В киосках – разгул «жёлтой прессы», которая пропагандирует жестокость, насилие, разврат, культ сильного, денег. И на этом воспитывается наша молодёжь.
Президент России В.В. Путин правильно призвал больше внимания обращать на воспитание патриотизма, прославления человека труда. Конечно, были ошибки в советской политике. Народ и тогда их не принимал, осудил. Репрессии, раскулачивание, разрушение храмов, борьба с религией. Всё это осуждалось народом, принесло вред стране. Но ведь было и много хорошего. И об этом тоже надо говорить. Французы гордятся Парижской коммуной, которая просуществовала 70 дней. А у нас – более 70 лет Советской власти! Но это пытаются совсем вычеркнуть из памяти, истории, очернить… Я поступила в 1-й класс Моховской школы в 1954 году. Школа была семилетняя. Классы переполнены. Учились в 2 смены. Отец повёл меня накануне 1 сентября в наш сельский магазин и купил мне школьный портфель, небольшой, с одним отделением, чёрного цвета. Я с гордостью несла его домой, а за мной шла соседская ребятня и с завистью смотрела на покупку. Портфели тогда были не у всех. Мама сшила мне из коричнего штапеля форменное платье и два фартука: чёрный и белый. В школу я пошла в форме. Не у всех де-тей была такая одежда. Хотя после войны прошло более 10 лет, но жили ещё бедно. У многих одноклассников вместо портфелей были фанерные чемоданчики, холщовые сумки. Тетради и учебники тогда были уже у всех.
Государство уделяло образованию много внимания. Писали мы деревянными ручками с металлическими перьями. Шариковые ручки появились только в начале 60-х годов. Чернильницы с чернилами носили с собой в маленьких мешочках- чехольчиках. Хотя чернильницы назывались «непроливайками», чернила из них постоянно просачивались, и детская одежда, и тетради были постоянно в кляксах. Особенно у первоклассников. Питание в школе не было организовано. Еду приносили из дома: кусок хлеба, яблоки. Первой моей учительницей была Фила-това Анастасия Андреевна. Молодая, красивая, она нам очень нравилась. Учила нас с 1 по 4 классы. Во 2-м клас-се полгода преподавала Куприна Таисия Львовна, так как Анастасия Андреевна находилась в декретном отпуске.
Они на всю жизнь остались в моей благодарной памяти. Я училась отлично, ровно шла по всем предметам. Хорошо помню свой первый урок в 1-м классе. Меня посадили на 3-й парте с соседской девочкой Любой Терехо-вой. Анастасия Андреевна познакомилась с каждым из нас и дала задание нарисовать, кто что сможет. Я нарисо-вала домик с одним окошком. Дошкольной подготовки тогда не было, но мама и старшая сестра Шура научили меня алфавиту. Помню всех своих одноклассников и учителей. Учителями были: фронтовик Буренков Михаил Ан-дреевич – математика; Петрова Екатерина Васильевна – русский язык и литература; Ададурова Екатерина Дмит-риевна – история; Ададуров Генрих Дмитриевич – физика, физкультура; Шибаева Мария Ивановна – немецкий язык; Зеленский Владимир Григорьевич – директор школы. В 4 классе нас приняли в пионеры.
 *
2015г?


Рецензии