3- Белые и Красные и Ам Тракт

«Уголок Европы среди Новоузенской степи»

3-«Белые и Красные и Ам Тракт»

Я уже писала о том, как и откуда пришли наши предки в колонию Ам Тракт. Потом писала, как они уходили в Азию, как уезжали в Америку, Канаду, ещё куда-то. Ещё у меня есть раздел «Депортация», и вот сейчас хочу рассказать о колонии Ам Тракт накануне революции и после.
Читайте по порядку, не большое вступление
«Золотой век менонитской колонии Ам Тракт»
1--«Голод в колонии Ам Тракт»
2«Брюшной Тиф Ам Тракт»
3-«Белые и Красные и Ам Тракт»

Совет меннонитов Коппентальского-Орловского комитета колонии Ам Тракт собрался на внеочередное совещание, хотя в последнее время все совещания были внеочередными, и каждый в душе думал, возможно последнее. Такая вот сложилась ситуация. Большевики запретили Корнелиусу Никель, он, Старшина в церкви, проповедовать. Но Корнелиус, не ушёл, он сидел на верху, и пел вместе с хором. Такого ещё у них не было. Совет собрался почти в полном составе, но в комнате совещания было не обычно тихо. Члены совета договорились не говорить лишнего, лишь, по существу. Франц Квиринг нарушил молчание первым. Господа, я помню, что наши стены теперь имеют уши, но мы должны что-то предпринять. Я имею ввиду те самые специальные «Тройки», которые у нас учредили. Я даже не знаю кто от этого больше страдает. Задача «Тройки» проводить обыски, но и если они ничего не найдут, то конфискуют их имущество. Что в такой ситуации делать. Господа, а как вы относитесь к лозунгу: «Каждый должен был находиться в поле». Корнелиус Фрейзе даже не смог сидеть, он резко встал, видно было что сдерживать бурю эмоций было не легко, но говорить много не льзя. Наших колонистов обязали сеять даже когда сеять нечего. Как так, почему они должны быть в поле и что это за театр. У многих совсем нет семян, им нечего сеять, а они, как и все остальные колонисты мужского пола от 14 лет, должны быть в поле с пяти до восьми вечера. Вы видели, что там происходит. Люди, обессилев лежат на земле, лошади не, двигаются, они ослабли. Господа, взял слово Яков Классен. Мне кажется, что всё это результат продразвёрстки, коллективизации. Люди не просто так озлобились, одним словом, голод. Но я думаю, что будет ещё хуже. Мне стало известно, что на помощь коммунистам в наш Коппентальский район прислали Кулакова и Венева вместе с частями Красной Армии. А это серьёзно, господа. Нам надо предупредить колонистов не вступать с ними в конфликт. Господин Пеннер, расскажите нам о вашем участии с этими людьми. В Лизандергей пришли повстанцы в лохмотьях, голодные, вооружённые в основном вилами, огнестрельного оружия у них не было. Смотреть на них было жутко, они сами, их лошади выглядели изнеможденными. Я принял их сторону, и некоторые из моих подчинённых меня поддержали. Через несколько дней в Медемтале Кулаков и Венев были арестованы. Потом их расстреляли их тела сбросили в колодец.
Я думаю, вы все слышали, чем всё закончилось. Да, господин Пеннер, мы слышали, это ужасно, что и наши меннониты ответили за то восстание. Господин Дук расскажите сами как вас пытали. Меня не покидает вопрос, почему они так себя вели. Я сейчас не о конфискации, я о нашей национальности. Было видно, что Иоганнес Дук было не просто о таком вспоминать. Меня допрашивали два или три человека. Вопросы сыпались один за другим и бес конца повторялись. Они хотели знать сколько у меня засеяно полей, сколько скота, сколько рабочих. И вот так без остановки. Вокруг стояли ещё человек десять, они угрожали мне, размахивали револьверами. Один сидел записывал ответы и, если я отвечал по-другому, они кричали и оскорбляли меня. Если отвечал по немецки, кричали, что я обязан говорить по русски и называли меня немецкая собака и смеялись. Я больше не мог такое терпеть и в отчаянье сказал, убейте меня я больше не могу. Я даже не заметил, что среди них был человек, я его раньше знал, он был агроном, так вот он встал и говорит, хватит. Вы не поверите, в эту самую минуту, они заговорили совсем о другом, и делали это так как будто меня здесь нет и ничего не произошло. Но я до сих пор помню эти выкрики в адрес моей национальности.
Наши соседи в колонии Варенбург /Привальная/ взял словоИоганес Тевс тоже не мирятся с ситуацией. Мы многих их знаем, эти колонии с которыми мы тесно общаемся. У них ещё зимой 1918 года прошёл съезд депутатов Новоузенского и Николаевского уездных земских собраний Самарской губернии. Но я скажу моё мнение, мне кажется, там не было единство взглядов, может сейчас было бы всё по-другому. Там много было на мой взгляд такого, что казалось люди не владеют ситуацией. А многие просто боялись открытого противостояния. На основании этих противоречий там вспыхнуло востание, и оно стало центром опозиционных политисеских сил. Его несколько дней не могли подавить и только с помощью регулярных войск. Да, скажу вам, и вы сами знаете, что после этого было. Конечно, казни и национализация предприятий.

Не зря были опасения в Совете колонии Ам Тракт.
«В 1920–1922 годах Новоузенский уезд являлся гнездом бандитизма. Кроме пришедших банд Вакулина-Попова, в уезде бесчинствовали банды местного происхождения. Борьба советских и партийных органов с бандитизмом затруднялась необъятным простором Новоузенских степей. Ликвидация банд в этом уезде затянулась на более долгое время.
В июле 1920 года на территории уезда появилась банда под командой Сапожкова. Требовались громадные усилия, чтобы отражать нападения этой банды. На помощь отрядам Особого Назначения уезда из Москвы был прислан 156-й Кавалерийский дивизион и в августе 1920 года банда Сапожкова была ликвидирована. «

/Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»/


Продолжение

1--«Голод в колонии Ам Тракт»
2«Брюшной Тиф Ам Тракт»
3-«Белые и Красные и Ам Тракт»


Рецензии