О, сколько их, открытий чудных... 2
В одном из интервью Томас Каплан поделился : "Если бы кто-то 12 лет назад сказал мне, что большинство картин Рембрандта, находящихся в частных руках, окажется у нас, я бы не поверил. В России мы покажем 12 из них. На самом деле, я считаю, нам безумно повезло: и что эти картины были в частных руках, и что люди согласились их продать. До того, как я начал собирать коллекцию, я и представить себе не мог, что картина Рембрандта может принадлежать частному лицу." И ещё : "Мы изымаем их из частных рук и выставляем на всеобщее обозрение. Для нас в этом и заключается смысл собирательства."
***
Не могу сказать что мы тут же помчались на выставку. Успеть до школьных каникул конечно хотелось, а особых открытий я как-то не предвидела. Но что очень ждала, так это встречи с Вермеером.
Золотой век голландской живописи - XVII век. Представлены работы учителя Рембрандта - Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он (Рембрандт) делил в Лейдене одну мастерскую. А ученики... Ну что ж и ученики были неплохие у Маэстро. Много работ Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников Мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю.
Чудный, запоминающийся "Юноша в плаще и тюрбане" Яна Ливенса.
И махонькая работа Яна Вермеера "Девушка за вёрджинелом". Очаровательная особа музицирует дома, на лицо падает свет из окна, она со спокойной улыбкой смотрит на вас, ничуть не стесняясь. "Да, я вот такая." На плечах палантин так любимого Вермеером жёлтого цвета.
А Рембрандт ...Рембрандт, конечно хорош!
Такие смешные, нет не смешные, а вызывающие улыбку три работы восемнадцатилетнего Рембрандта из аллегорической серии чувств, созданной в 1624–1625 годах, незадолго до поступления в мастерскую Ластмана: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Сюжеты с изображением пяти чувств были популярными в то время. Рембрандт же изображает медицинские и псевдомедицинские манипуляции. Ну как можно вытащить глупость из головы? А вот, оказывается можно!
***
Мы бродили по выставке и я остановилась перед одной из картин художника, совершенно неизвестного мне - Карела Фабрициуса - "Явление ангела Агари".
В аннотации прочитала - почти все картины Фабрициуса погибли в результате взрыва на пороховом складе Делфта*, уничтожившим его мастерскую. В мире известны только тринадцать картин кисти Карела Фабрициуса. И только одна - в частном собрании. Это и есть "Явление ангела Агари". До конца XIX века эта картина считалась произведением Рембрандта. И не удивительно. Такое владение эффектами света и тени, мощная живописная техника! Многообещающий ученик. Жаль, что погиб.
Только при просвечивании картины рентгеном удалось увидеть подпись художника - К. Фабрициус. Как раз перед приобретением Капланами этого полотна.
На картине мистическая встреча ангела и Агари. Персонажи словно дымкой окутаны... Взгляд мой блуждает по полотну. Оно большое 157,5 см х 136 см. Рабыня Агарь, выгнанная Авраамом из дома с прижитым от него ребёнком, пригорюнившись ожидает смерти. И ангел, успокаивающий и предрекающий, что от её ребёнка по Божьему произволению произойдет великий народ. Я всматриваюсь в лик ангела... Бог мой! Так ведь это портрет Рембрандта! Я разворачиваюсь на 180 градусов.
Напротив картины Фабрициуса на стене висят портреты великого Маэстро. Среди них "Автопортрет с затенёнными глазами." 1634 г. Рембрандт Харменс ван Рейн.
Ему здесь 26, он успешен и счастлив, только что женился. Пушистые вьющиеся волосы, едва уловимая улыбка на молодом лице с лёгким румянцем. И какое-то неземное чувство покоя вызывает этот автопортрет... Хочется сказать - бессмертный...
Разворачиваюсь опять. Я буквально в шоке.
Верчусь то туда, то сюда.
Подошла к подруге.
-Иришка, посмотри на ангела. Теперь посмотри на этот автопортрет. Видишь? Видишь, как они похожи? Да? Ведь мог ученик написать учителя в образе ангела? Мог! Вот такое признание в любви и преклонение перед талантом Мастера. И нигде ни слова про это... Но ведь похож! Похож!Правда?
- Ой, Любочка, а правда... Похож. Очень.
Я ещё долго стояла перед работой Карела Фабрициуса.
А вместо ангела видела Маэстро...
Рембрандт . "Портрет с затенёнными глазами"
Карел Фабрициус. "Явление ангела Агари"
Фрагмент "Явления"
* Взрыв на пороховом складе уничтожил целый квартал Делфта. Современник Фабрициуса - художнк Ван дер Пул остался жив, но избавиться от пережитого потрясения, так и не смог. И всю оставшуюся жизнь писал пейзажи Делфта с изображением этого пожара и его последствий.
Свидетельство о публикации №220070700057
Людмила Петрова 3 28.01.2022 21:23 Заявить о нарушении
Гении ... они такие.
Спасибо за отклик, Людмила.
Эль Ка 3 29.01.2022 11:18 Заявить о нарушении