Дорогая моя Маша или краткая формула выживания

Вот что рассказала мне одна из родственниц  о своей подруге всей жизни.

Моя подруга детства  Маша - старушка. Да и мне уже под восемьдесят.  Мы ровесники. Машка - подруга моя с 3-х лет. Семья ее  мне как близкие родственники. Всех помню и всех люблю.
 
Наша дружба с Машей  омрачилась только двумя эпизодами. В 5 лет она подарила мне на день рождения куклу с откусаным носом. Я не то, чтобы обиделась, но была несколько ошарашена. Если я ей об этом напоминаю, она злится до сих пор. Вторая история случилась в семь лет. Мой день рождения в конце августа, а ее в середине декабря, поэтому я пошла в школу на год раньше нее. Почему-то она восприняла это как трагедию и измену, что, в общем, отложило отпечаток на наши дальнейшие отношения. Которые, впрочем, никогда не прерывались,  так как обе мы фанатичные книгочтеи, а это очень сближает .

У Маши двое детей. Старшая дочь живет в Канаде, уехала как все в 90-е. Скрипачка. И муж музыкант. Во время всеобщей неразберихи хотела стать предпринимателем. По торговой части. Неудачно. Пришлось уехать. Младший сын, тоже уже в годах, вместе со всем семейством живет, как и Маша, в Москве. Состоялся как профессионал и отец. Живет отдельно. Маму не забывает. Всем желаю такой спокойной и обеспеченной старости. Это внешние обстоятельства.

Сейчас Маша ведет затворнический образ жизни, хотя здоровье у нее еще вполне крепкое. Даже более того, она в жизни ничем никогда не болела, что поразительно для детей войны. Умница редкостная. Единственные признаки старости – глуховата, и  голос изменился не в лучшую сторону. Подозревают, что был микроинсульт. Она этого не признает. И к врачам не ходит. Не лечится. Говорит, здорова. Вроде, как есть такая теория, что если не распускать себя и не признавать себя больной, то это помогает жить дольше. Может быть.

Тем более, что у  Маши  удивительная особенность. Вместо того,  чтобы седеть как все люди, она «чернеет». Волосы у нее всегда были русые, не особо густые и очень мягкие. И вот около шестидесяти лет, когда она вышла на пенсию,  у нее стали расти не седые, а черные волосы, очень жёсткие и густые.  Сейчас я, как видишь, совершенно седа, а Машина голова сплошь покрыта темными, пышными волосами. Феномен.

Ходит она  по квартире, держась за стенку, хотя у неё нет головокружения, но зато есть отрицательный житейский опыт. Все её многочисленные тётушки по маме, включая саму маму,  «уходили» в мир иной  после падения.   Кто вроде бы оступился, у кого половик под ногами поехал, кто просто упал. Бах! И видит близко деревянную половицу. Как падают в детстве на катке, когда учатся кататься. Причины падения всегда разные, но со всеми случилось это весьма в преклонном возрасте, за девяносто. После падения начиналась бурная деградация. Так моя подруга Маша обзавелась  бзиком.

Машка вбила себе в голову, что если она будет сидеть дома и вести себя осторожно, то будет жить, и жить, и жить… На мои слова, -  а не поменяла ли ты в своих рассуждениях следствие  и причину? – не реагирует.  То есть я имею в виду, что не болезнь была следствием падения, а наоборот падение явилось следствием какой-то болезни. И почему-то она  совершенно не учитывает, что все её родственницы падали не где-нибудь, а дома.

*** Что тут можно сказать? Есть два пути. Первый – ограничивать себя во всем  - в движении, в общении. Не дай бог, стресс. И вот постепенно гаснут связки, мышцы, сосуды, нервная система не получает сигналов, что ты живой ещё, потому что двигаешься, чувствуешь. Слабеют лёгкие, слабеешь сам, мозг отказывает.  Может, будешь таким  долгое время, если сердце и сосуды здоровые.  Как повезёт.

Второй путь. Двигайся, может быть, преодолевая боль. Сражайся, живи до последнего, и тогда уйдешь активным в вечность, не ограничивая себя, по возможности, ни в чем – двигаешься, мыслишь, путешествуешь, общаешься  и прочая.  Не забываем о радости преодоления, после которой все чувства обостряются. Ликование.  Боялась, а сделала. Одна женщина боялась летать на самолёте (полагаю, это она о себе). Только на поезде или на машине. Сын у неё экспат с 90-х годов - уехал на работу за границу. Пришлось себя ломать. На старости лет стала летать. Ведь стимул  сильнейший. Получила – весь мир.

Сейчас  у Маши новый проект. Прекратила общение со всеми, кроме сына и дочери, то есть самых близких людей, и женщины, что помогает ей по хозяйству.  Общаться – это нагрузка. Беспокойно очень. И стыдно своей старости и немощи. Общается, помимо близких,  только со мной. Последнее время письменно, по Интернету. Поздравляет со всеми праздниками. Советскими и православными. Присылает фотографии детей и внуков. Пишет:

Что  буду делать, если упаду? Я женщина одинокая.

При этом сын каждый день к ней заходит. Рядом работает. Раза два-три  в неделю ночует. Очень ответственный. Два – три раза в неделю девушка приходит, готовит, убирает, общается. Судя по всему, приятная особа. Всё хорошо, ситуация не трагическая. Но с Машей на самом деле настоящая беда. Я чувствую это.
 
По большому счету,  кто не одинок в старости? Все в одиночестве уходят в мир иной. Другого не дано. Даже если живешь в семье, при любых самым лучших отношениях.  Значит, смотри варианты***.
 
И выбирай.

Я столько об этом думала, что даже вывела  краткую формулу выживания. Если выбираешь  активную жизнь, то есть способы  энергетической подзарядки, ребята.

Сначала о том, что оценивается с точки зрения морали положительно. Общение с  хорошими людьми  в любой форме, хоть смс-сками. Если есть вера, то держитесь её с благоговением. Спорт – гимнастика, бег, велосипед, плавание, ходьба… Путешествия, работа в саду-огороде. Постепенно.  По возможности и по возрасту. То, что нравится и доступно. Хорошая, правильная, как говорят мои внуки, еда.  Друзья.  Добрые дела.  Катарсис в любой форме. Ну и пилюли не повредят, которые врач выписал. Как видите, выбор большой. Только  без фанатизма, ребята!

То, что оценивается отрицательно. Подзарядка от другого человека:  унижение или садирование  моральное или физическое другого человека, неумеренное восхваление себя,  бесконечные жалобы на жизнь и здоровье. Искренне желаю вам никогда не прибегать к таким способам подзарядки. Однако,  в случае необходимости,  непременно  нужно пожаловаться на плохое самочувствие близкому  человеку или врачу и попросить помощи. Это святое.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.