Замена

   В жизни пятилетней воспитанницы детского дома Ани Трофимовой наступил важный день. Для нее нашлись приемные родители – Илья и Светлана. Все очень радовались за девочку и поздравляли ее.
   - Счастливая ты Анютка, будешь теперь жить как принцесса! – говорили все вокруг. Но самой Ане было не по себе…
   Накануне усыновления, ей приснился сон, который ее очень напугал. Ей приснилось, что Илья и Светлана привезли ее домой и завели в комнату… всю увешанную фотографиями какой-то девочки в траурной рамке. Этот сон приснился Ане неспроста: она знала, что у ее будущих родителей два месяца назад умерла шестилетняя дочка Катя, и теперь Анюта очень боялась, что ее будут постоянно сравнивать с Катей, далеко не в ее пользу.
    И она не ошиблась: дома действительно оказалось много Катиных фотографий, хотя и не в траурной рамке, но стояли они на видных местах. Мало того, вещи, которые родители дали Анюте, сидели на ней или впритык, а что-то вообще оказалось мало. Она догадалась, что раньше эти вещи носила Катя. Анюта не знала, что ей делать, и по ночам часто думала:
   - Зачем они вообще меня взяли? Я ведь не смогу  стать их Катей…
   Но Анюта все-таки обрела друга в новой семье.
   Однажды мама сказала:
   - Сегодня к нам заедет моя мама, Людмила Ивановна. Но ты, конечно, можешь называть ее бабушкой.
   Анюта, которая уже устала от того, что в доме все подчинено Кате, уже не ждала ничего хорошего. Но ошиблась. Когда Людмила Ивановна увидела, как ней сидят Катины вещи, тихо сказала дочери:
   - Зачем ты дала Анюте Катины вещи? Неужели ты не видишь, что они ей даже не по размеру? – и, обращаясь уже к внучке, добавила:
   - Анюта, а ты не против, если мы с тобой вдвоем поедем сейчас по магазинам?
   - Да, бабушка – неожиданно легко сказала Анюта. Она сразу поняла, что бабушка точно не будет искать в ней замену Кате.
   И это оказалось правдой: они с бабушкой купили для Анюты много красивых вещей.  Так бабушка и Анюта стали  лучшими друзьями. Людмила Ивановна покупала Анюте книжки про динозавров, и даже завела для нее попугая Гришу, которого ей отказались покупать родители, потому что у Кати на них была аллергия.
   - Зачем ты купила Ане этого попугая? Неужели ты не помнишь, что у Кати на них аллергия?
   -У Кати БЫЛА на них аллергия, а у Анюты ее нет, и Гришу она любит – ответила бабушка.
   Анюта росла, но родителям так и не удавалось принять ее по-настоящему, и Людмила Ивановна очень из-за этого переживала.
   Анюте исполнилось шесть лет, и осенью она отправилась в первый класс. Девочкой она была умной, и поэтому проблем с учебой у нее не было. И в целом школьная жизнь Ани проходила достаточно спокойно. Все изменилось в третьем классе, когда ее классу дали задание написать небольшой рассказ о семье. После этого учительница Нина Михайловна попросила бабушку Анюты зайти в школу. Оказалось, все дело в Анютином сочинении. Вот что она там написала:
   Моя семья небольшая: я, бабушка и мой любимый попугай Гриша. Я очень люблю с ним возиться, а еще люблю поговорить или поиграть с бабулей. Еще мы с бабулей часто читаем. Родители у меня тоже есть, но у них есть другая дочка Катя, а бабуля моя.
   Конечно, сочинение было большего размера, но насторожил Нину Михайловну именно этот кусок.
   - Обычно я не лезу в личную жизнь учеников – сказала она – но Анино сочинение меня очень насторожило. У нее нет младшей сестры? – спросила Нина Михайловна после того, как бабушка прочитала сочинение внучки.
   - У нее была старшая сестра, если можно так сказать. Моя кровная внучка Катенька, умерла три  года назад, ей было шесть лет. После ее смерти дочка с зятем взяли Анюту, но до сих пор не могут ее по-настоящему принять.
   Людмила Ивановна ушла,  а Нина Михайловна сидела и думала. Ей очень хотелось помочь Анюте, но она не знала, как…
   Все решил счастливый случай: через несколько месяцев в школу пришли люди из школы искусств.  В этой школе искусств дети занимались всем, что связано с музыкой, рисованием и танцами. Иногда работники этой школы искусств искали учеников в обычных школах, особенно среди младшеклассников.  Накануне Нина Михайловна объявила классу, что на следующий день после уроков будет смотр талантов. Вечером Анюта сказала бабушке, что не хочет идти на смотр талантов.
  - Почему ты не хочешь туда идти? Там будет вся твоя параллель!
  - А что мне там делать? Рисовать я не очень люблю, танцы – вообще не мое, вот разве что музыка… И то не знаю.
   Но в конце концов Анюта все-таки пошла на смотр. В школе оказалось, что для удобства детей поделили на группы. В изостудию собирали в основном тех, кто участвовал в школьных конкурсах рисунков,  в танцы вообще отобрали человек десять со всей параллели (причем все оказались девочки), и поэтому большая часть попала на  проверку музыкального слуха. Когда очередь дошла до  Анюты, и она спела, как и все «ля-ля-ля», проверяющая спросила ее:
   - Ты занимаешься в какой-нибудь музыкальной школе?
   - Нет – ответила Анюта – я просто люблю музыку и знаю много песен из фильмов, мультиков и просто тех, которые иногда слышу по телевизору. Иногда я даже плохо помню сам сюжет фильма или мультика, а песни всегда запоминаю.
   - А споешь что-нибудь из любимых песен?
   Анюта немного помедлила, а потом запела:
   - А знаешь, все еще будет, южный ветер еще подует, южный ветер еще подует, и весну еще наколдует, и память перелистает…
   Когда Анюта закончила, все были в восторге. Проверяющая из музыкальной школы сказала, что у нее идеальный слух. А еще, она сказала, что Анюте обязательно надо связать свою жизнь с музыкой, но добавила, что для этого придется перейти в специальную музыкальную школу-интернат, куда берут после начальной школы.
   Анюте понравилась эта идея, но она не могла принять окончательного решения, из-за того, что придется жить в интернате. Нина Михайловна успокоила ее.
   - Не волнуйся, Анечка – сказала она – у тебя есть еще почти полтора года. За это время ты успеешь обдумать все.
    Долго Анюта думала, и после окончания начальной школы решила уехать в интернат. Бабушка поддержала ее, а родители с которыми у Ани были прохладные отношения, просто не стали ее отговаривать. И вот, первого сентября Анюта села в автобус, который должен был отвезти ее в новую школу. Начиналась совершенно новая жизнь…
   Теперь следует рассказать об Анютиных соседках по комнате – в интернате они были рассчитаны на четырех человек
   Первой, с кем познакомилась Анюта, стала тихая и скромная девочка с двумя косичками мышиного цвета и почти прозрачными голубыми глазами, Соня Игнатьева. Тем, кто был с ней не близко знаком, она казалась нелюдимой одиночкой, но это было не так. Да, Соня была довольно закрытой и не открывалась всем и каждому, но она была очень доброй и чуткой, а еще она была очень преданным другом.  У  Сони было  малоэмоциональное лицо, но оно озарялось улыбкой, стоило ей вспомнить про свою мамочку. Именно так и никак иначе Соня называла маму. Она рассказывала, что мамочка ждала возможности отправить Соню в интернат, даже несмотря на то, что будет по ней скучать.  Класс у Сони был просто ужасным, ее все время обижали, и мама знала,  что если Соня там останется, просто погибнет.  В интернат мама отдала Соню еще и потому, что слышала, что в этой школе никого не травят.
   - Разве так бывает, что ни в одном из классов школы никого не травят? – спрашивала Анюта у бабушки.
   - Ну почему, такое возможно, если они все заняты общим делом. Тогда им просто незачем друг друга травить.
   А играть Соня училась на саксофоне.
   Следующей соседкой была невысокая, зеленоглазая и рыжая девочка с веснушками, Варя Кузьмина. Варя не была красавицей, но  любое место, куда она попадала, как будто озарялась светом. В отличие от Сони, Варя была бесконечно разговорчивая, общительная, и такая смешливая, что ее даже звали дурносмешкой.  Еще Варя была  слишком живой и ничего не держала в себе. В музыкальную школу ее отдали не в последнюю очередь для того, чтобы она успокоилась. Мама Вари даже сама выбрала ей инструмент – кларнет.
   - Может, ты хоть хулиганить не будешь и успокоишься наконец, если руки и рот будут заняты – сказала она.
   Третьей соседкой Анюты оказалась армянка Нина Арзуманян. Нина была одной из самых талантливых учеников интерната, ведь она была одной из немногих, кто умел петь все, даже романсы. Играть Нина училась на скрипке. Хотя даже не так, не училась. Нина УМЕЛА играть на скрипке. Большая часть членов ее семьи были музыкантами, и поэтому первый раз в поле зрения Нины скрипка попала, когда Нине было всего десять месяцев. Тогда еще не умеющая стоять и ходить Нина пыталась водить смычком по струнам. Семья у Нины была многодетная – у нее были пятилетний брат Артур и трехлетняя сестра Ева. Кроме того, у Нины были четыре двоюродных брата. Своих брата и сестру Нина любила, но они были очень шумные, и часто мешали ей заниматься, из-за чего они даже дрались. Поэтому Нина и решила отправиться в интернат.
   О своей семье Анюта рассказала своим новым знакомым только то, что у нее есть родители и бабушка, а еще, что она приемная. Девочки удивились, но с расспросами приставать не стали.
   На выходные Анюта приехала к бабушке. Она смотрела в окно, и думала, что ее соседок, да и остальных учеников школы родители любят, а она, кроме бабули никому не нужна.  Хотя девочки ей понравились, она не спешила изливать им душу. Но Анюта даже не знала, что скоро в ее жизнь придет такой человек…
   Начался учебный год и перед ней встал очень нелегкий вопрос: выбор инструмента. Скрипка сразу отпадала – Анюта опасалась, что не осилит ее. Еще ей хотелось бы освоить инструмент, играя на котором можно было бы и петь, поэтому саксофон, флейта, кларнет и прочие духовые инструменты отпадали сразу. Еще ей хотелось бы, чтобы инструмент был не очень большим, поэтому гитара и баян тоже отпадали. Пианино Анюте нравилось, несмотря на то, что оно большое, но ей хотелось освоить что-то не такое распространенное. К тому же здесь не последнюю роль играли и наставники, у многих из которых был очень жесткий характер. Например, такими были наставницы Нины и Сони. Но если у Нины и самой был довольно жесткий характер, и все считали, что им с Марией Викторовной будет в общем-то несложно друг с другом, то о Соне все думали с содроганием. От ее будущей наставницы, Веры Борисовны девчонки часто выходили в слезах, и даже некоторые мальчишки выглядели ненамного лучше. К такому человеку Анюта точно попасть не хотела.
   Шло время, Анюта уже стала опасаться, что не успеет выбрать себе наставника, и попадет по распределению, куда получится. И неизвестно, каким окажется ее наставник.
   Все решил счастливый случай. В один из дней в коридоре Анюта увидела совершенно удивительную картину. Несколько девочек, чуть постарше нее, обступили кругом… ту, которую мечтал бы видеть своей наставницей каждый. Анюта не могла точно сказать, сколько ей лет, но догадывалась, что она старше ее родителей. «Наставница мечты» была в красном костюме, черных туфлях на небольшом каблуке, у нее был прямой нос, большие серые глаза, но больше всего Анюту поразили ее волосы. Они были короткие, и выкрашены не просто в красновато – рыжий цвет, а… с огненными прядями. Но главным во всей этой картине был не ее внешний вид, а то, что она просто каталась со смеху, от рассказа одной из девчонок. О чем он был, Анюта так и не поняла, но зато четко осознала, что хочет быть только у этой наставницы, даже если ее инструментом окажется орган.
   Но, с другой стороны, Анюта понимала, что «наставница мечты» может вообще не играть ни на каком инструменте, а вести русский язык, математику, физику или еще какой-то предмет из обычной школьной программы. Поэтому надо было выяснить, кто она.
   С помощью своих соседок, особенно Нины, Анюта быстро это выяснила. На ее счастье, «наставница мечты» была связана с музыкой и вела игру на арфе. А звали ее Майя Михайловна. Когда Анюта это узнала, еще больше укрепилась в своем решении пойти к ней. На ее счастье, места в группе арфистов еще оставались. Так Анюта выбрала инструмент. Но она даже не представляла, какую роль в ее жизни сыграет Майя Михайловна…
   Начались занятия. И отношения с наставницами у всех сложились такие, как ожидалось. Мария Викторовна была строга с Ниной, но в целом они нашли общий язык. Хулиганистую Варю на уроках нередко ругали, но ей все было как с гуся вода. Хуже всех было Соне: Вера Борисовна муштровала ее и ругала за малейшую оплошность и неточность. Добрая и чуткая, Соня боялась сказать об этом маме, во-первых, чтобы ее не расстраивать, и         во-вторых, потому что мама все равно не смогла бы ей ничем помочь, и у тому же Соня знала, что в старой школе ей было бы намного хуже.
   А для Анюты наконец-то настало счастливое время. Она действительно не ошиблась в своем решении пойти к Майе Михайловне. Нельзя сказать, чтобы она была вообще не строгая, нет, такой она была когда надо. Но в то же время, в отличие от Веры Борисовны, спокойно реагировала на промахи  своих подопечных. И она была одной из немногих во всей школе, кто всегда приходил к ученикам на помощь.
   Но, самым главным было то, что Майя Михайловна почти сразу окружила Анюту каким-то особенным вниманием и заботой. Нет, она не потакала Анюте, и не завышала оценок, но стала первым человеком, кроме бабушки Люды, который был за Анюту горой. Другими словами, Анюта первый раз за долгое время встретила человека, который ее искренне полюбил.
   И Анюту это удивило, ведь любимицей почти всех учителей стала аккуратистка Соня, которой  бывала недовольна только Вера Борисовна. И однажды Анюта сказала Майе Михайловне:
   - Но я ведь не такая покладистая и правильная, как Соня…
   - Да – кивнула Майя Михайловна, которая знала даже тех Анютиных одноклассников, которые не играли на арфе – Но у тебя есть гораздо более ценное качество. Ты, Анюта, сильный человек, а Соню такой назвать никак нельзя. Ее может подавить любая сильная личность. И я очень надеюсь, что рядом с Соней будут люди, которые смогут ей помочь, если вдруг с ней      что-то случится, потому сама она не сможет дать отпор. Да к тому же Соня принимает все близко к сердцу.
   - Но у Сони сейчас есть я, и Варя с Ниной, мы не дадим ее в обиду –ответила Анюта.
   Майя Михайловна улыбнулась.
   - Ты хорошая, и я знаю, что  с тобой Соня не пропадет.
   Анюта улыбнулась в ответ.
   Кстати, с учебой у нее все было хорошо. Игра на арфе далась ей неожиданно легко. И еще Анюта узнала, что арфы бывают разных размеров, и среди них есть и небольшие виды. За успехи в других предметах ее тоже хвалили. Но для самой Анюты было важнее, что в ее жизни появился еще один человек, который ее по-настоящему любит…
Хотя самой беззащитной из четверки была Соня, первой понадобилась помощь не ей, а самой Анюте.
   Это произошло после зимних каникул. Перед сном у Анюты начал ныть живот, а утром, отправившись в туалет, она увидела на трусах кровь. Анюте было почти одиннадцать лет, и конечно у нее были какие-то знания о своем организме и о том, как его меняет переходный возраст. Но про менструации ей никто никогда не рассказывал.
   Можно себе представить, как Анюта перепугалась. В туалете плачущую Анюту нашла Варя. Убедив подругу, что кроме них двоих там никого нет, она спросила, что случилось. Анюта объяснила ситуацию, как могла. Быстро поняв, что случилось, Варя пошла к Соне и Нине.
   - Значит, так, у Анюты начались месячные, а она оказалась не готова, поэтому ей сейчас очень страшно, и мы должны ей помочь. Ты, Соня будешь ее сторожить, а мы с Ниной пойдем искать кого-нибудь, кто сможет ей помочь.
   Девочки рассчитывали найти, кого-нибудь из воспитателей, но первой, кого они увидели была Майя Михайловна, и Варя с Ниной очень удивились, ведь обычно она не приходила так рано.  Заметив взволнованных девочек, она подошла и спросила, что случилось. Когда девочки ей объяснили, в чем дело, Майя Михайловна сказала:
   - Подождите меня здесь, я сейчас быстро приду.
   И действительно, она почти сразу пришла и принесла не только нужные гигиенические средства, а еще и целую упаковку таблеток, и девочки передали все это Анюте. Когда она узнала, кто это все купил, была очень благодарна Майе Михайловне.
   Это была пятница, и вечером все вернулись домой, а  Анюта – к бабушке, где жила уже несколько лет. Бабушка Люда чуть не плакала и просила простить «старую дуру», за то, что не предупредила ее. Позже Людмила Ивановна позвонила дочери, и отчитала за то, что не рассказала обо всем Анюте, еще когда она училась в начальной школе.
  - Так, мама, мы забрали твою драгоценную Анечку из детдома? – да. Мы ее содержим? - да. Мы помогли тебе свозить ее на море? - да. Так что, успокойся. Завтра сходите с ней в магазин и купите книжек по анатомии, или какие ей там нужны.
   И с этими словами Светлана отключилась. Людмила Ивановна тяжело вздохнула. А Анюта, напилась таблеток, и крепко спала.
 Через два месяца, в конце марта у Анюты был день рождения. И конечно, верные подруги не забыли ее поздравить. Когда про день рождения Анюты узнала Майя Михайловна, поздравила подопечную. Анюта поблагодарила ее, и спросила, откуда она узнала, у нее день рождения.
   - Соня и Варя рассказали. Сразу видно, что твои подруги тебя очень любят. Господи, что случилось? – спохватилась Майя Михайловна, увидев, что после ее последней фразы, Анюта начала плакать.
   - Нет, ничего. Просто Варя, Соня и Нина меня любят, а для родителей я просто замена. Никому я кроме девчонок и бабули не нужна.
   - Подожди – не поняла  Майя Михайловна – Какая замена? Кому?
   - В пять лет родители взяли меня из детского дома – объяснила Анюта – это было в сентябре, а за два месяца до этого умерла их родная дочка Катя, которая была старше меня на год.  Родители пытались сделать из меня замену Кате, а когда поняли, что ничего не получится, вообще перестали обращать на меня внимания. Сейчас они только деньги бабушке на меня дают, а живу я с ней. Мы с бабулей с первого дня были не разлей вода – тут Анюта наконец улыбнулась, но сразу вздохнула и добавила – но больше я никому не нужна.
   - Неправда, ты сама только что сказала, что у тебя есть подруги. И я тоже тебя очень люблю и никогда не буду искать тебе замену. А что до Кати, то наверняка она была хорошая, но я ее никогда не знала.
   Скоро Анюта успокоилась и пошла по своим  делам, а Майя Михайловна очень серьезно задумалась. По крайней мере, два момента в Анютином рассказе ей показались странными. Во-первых, Анюта сказала, что Катя умерла в июле, а ее удочерили уже в сентябре. И это при том, что приемного ребенка еще надо найти, на что уходит не один месяц. Плюс – время на оформление документов. Выходило, что Анюту начали искать сразу после Катиной смерти, а скорее всего, когда Катя еще была жива. И значит, Анюту взяли точно не как замену Кате.  Еще более странным было то, что Анюте совсем не пришлось привыкать к бабушке. Других детей или взрослых, которых когда-то взяли из детского дома, Майя Михайловна не знала, но слышала довольно много таких историй, и среди них не было ни одной, где бы бабушка или дед приняли приемного внука или внучку быстрее, чем родители. Тогда как Людмила Ивановна приняла Анюту сразу. Она явно знала, по крайней мере, родную маму Анюты. И Майя Михайловна решила поговорить с бабушкой Анюты.
    Теперь оставалось только выбрать время для разговора. И это было сложно сделать, потому что Майя Михайловна не хотела, чтобы Анюта знала об этом. Значит, вариант с визитом в субботу отпадал, ведь Анюта жила у бабушки, и наверняка была бы дома. В будний день прийти не могла уже сама Майя Михайловна, да и потом Анюта заметила бы ее отсутствие в школе, и пришлось бы объяснять, куда она делась. И не только Анюте. А врать Майе Михайловне не хотелось.
   И опять Майе Михайловне повезло: в начале недели она узнала, что в пятницу большинство учеников  уедет на экскурсию.  И Майя Михайловна решила назначить Анютиной бабушке встречу на этот день.
  Она позвонила Людмиле Ивановне, объяснила, кто она такая, успокоила, что Анюта ничего не натворила  и с ней все нормально, но им нужно поговорить и разговор не телефонный. И в пятницу Майя Михайловна отправилась на встречу с бабушкой Анюты.
   Поздоровавшись, она сказала:
   - Людмила Ивановна, я знаю, что Анюту вы взяли из детского дома. Но, услышав ее рассказы о семье, я стала подозревать, что вы точно знали, как минимум ее маму. Я ведь не ошиблась? Это правда?
   -Нет, не ошиблись – вздохнула Людмила Ивановна – Светлана, которую вы знаете как приемную маму Анюты, на самом деле ее родная тетка.
   - То есть как?
   - Светлана – не единственный мой ребенок. У меня была еще старшая дочь,  Маша, которую я родила в двадцать лет. Гриша, ее отец, ушел тогда в армию, и больше я о нем ничего не слышала. Про  Машу я узнала уже потом… Я совершенно не знала, что мне делать, содержать дочку мне было не на что. Но отправлять ее в детский дом мне тоже не хотелось. На помощь пришла моя тетя – после рождения Маши, она оформила опеку над ней. Прописана Машенька была тоже у бабушки. Не подумайте, я не кукушка – пока Машенька маленькая была, я все время была с ней. В три года мне пришлось ее оставить – нужно было зарабатывать на жизнь. Потом я встретила Семена, отца Светы. Конечно, про Машу я ему рассказала сразу, и он не только не был против нее, а еще и предложил мне перевезти Машу к нам. Когда Свете было уже пять лет, у нас появилась такая возможность. Но Света не давала старшей сестре житья, и десятилетняя Маша потребовала:
   - Отдай меня бабушке!
   Характер у Маши с детства был несгибаемый, поэтому я сделала, как она сказала. Но при первой же возможности продолжала звонить Маше и иногда навещала ее. Но после окончания школы, дочка сильно отдалилась от меня. Маша поступила в институт в нашем городе, но жила в общежитии. Последний раз я видела Машу на похоронах у моей тети. Ей тогда было двадцать два года… Анюту Маша родила через пять лет. Кто отец внучки я не знаю – в свидетельстве о рождении стоит прочерк, а отчество у Анюты, как у мамы – Григорьевна.
   - Понятно. А почему Анюта в детский дом-то попала? Что с Машей случилось?
   Людмила Ивановна снова вздохнула.
   -Когда Анюте был год и четыре месяца, они с Машей попали в аварию. Маша умерла сразу, а у Анюты не было ни царапины.
    - Почему никто не попытался найти меня, когда внучка осталась сиротой, я не знаю, но думаю, что когда  выяснилось, что Маша была в опеке у бабушки, которая уже умерла, а в их доме, кроме Маши, бабушки и Анюты никто не был прописан, могли подумать, что у нее родителей просто нет. О том, что Маша умерла, я узнала от тетиных соседей.
   - Подождите, Людмила Ивановна, если я все правильно поняла, Маша про Анюту вам не сказала – Людмила Ивановна кивнула – а откуда тогда вы про нее узнали? Тоже от соседей?
   - Нет, это было гораздо позже, перед тем, как мы забрали Анюту. Я тогда решила продать тетин дом, но оказалось, что кроме них с Машей, там прописана еще и Анюта. А поскольку это ее квартира, ее нельзя продать, пока Анюта не вырастет. Узнав о существовании внучки, я начала ее поиски. Все осложнялось тем, что я точно не знала, в какой из детдомов области отправили Анюту. В поселке, где она была прописана, детдомов вообще не было. Четыре с половиной месяца я искала Анюту по детдомам. Светлану, которая всегда недолюбливала сестру, с трудом удалось уговорить оформить опеку над племянницей. Она согласилась, только взяв с меня слово, что я от нее отстану. Света так и осталась для Анюты просто теткой, и далеко не самой любящей…
   Скоро женщины попрощались, и Людмила Ивановна пошла домой. А Майя Михайловна снова задумалась: теперь она знала, что Анюту точно взяли не как замену, но и поняла, что в семье Анюта нужна только бабушке. И Майе Михайловне очень захотелось помочь ей…
   А помощь  Анюте понадобилась очень скоро и неожиданно. В конце каждого учебного года ученики школы давали концерт. И  к каждому на этот концерт приходили родители,  бабушки и дедушки, к некоторым братья и сестры, иногда дяди, тети или еще кто-нибудь.
   Анюта тоже ждала, что бабушка придет к ней на концерт. Но перед концертом, Людмила Ивановна неожиданно слегла. Она не стала ложиться в больницу, но у нее была высокая температура и сильный кашель, поэтому было понятно, что на концерт к внучке Людмила Ивановна точно прийти не сможет. И из-за этого Анюта очень расстроилась.
   - Что случилось, моя хорошая? – спросила ее Майя Михайловна.
   - Бабушка заболела, и не сможет прийти ко мне на концерт. И я буду совсем одна. Как была детдомовская, так и осталась!
   Майя Михайловна уже все знала, про Анютину семью, и догадалась, что Светлана точно не придет на концерт.
   -  Ну, до концерта еще есть время, и бабушка успеет поправиться. А даже если нет, одна на концерте ты не будешь. Я тебе обещаю.
   Анюта успокоилась и продолжила репетировать. Подготовилась она хорошо, но в день концерта все равно очень волновалась. Бабушка и правда не смогла прийти. Вдобавок масла в огонь подливало еще и то, что прямо перед началом концерта, Анюта вдруг поняла, что целый день не видела Майю Михайловну. И почему-то никто не знал, куда она делась. Но концерт уже начался, и Анюте ничего не оставалось делать, кроме как отправиться вместе со всеми.
   Она должна была выступать в числе последних. Наконец, подошла Анютина очередь, и она вышла на сцену. Во время своего номера Анюта выглядывала в зал, но никого, кто бы мог прийти к ней, так и не увидела. Однако, когда Анюта закончила играть, вдруг заметила, что со зрителями происходит что-то странное: они все застыли и смотрели не на сцену, а куда-то в другое место. Куда, Анюта сначала не поняла, но потом увидела, как к ней приближается кто-то в черном платье с прозрачной накидкой, и только когда неизвестная подошла к сцене, Анюта увидела,  что это была…Майя Михайловна, которая пришла специально, чтобы ее поддержать! В руках она держала подарок для Анюты: традиционные конфеты и небольшой кулон. Вся в слезах Анюта бросилась Майе Михайловне на шею.
   - Спасибо вам большое! – сказала Анюта сквозь слезы. А Майя Михайловна гладила Анюту по голове и думала:
   - Надеюсь, моя дорогая девочка, что рядом с тобой всегда будут преданные друзья. Очень на это надеюсь.
                ***
    Прошло много лет. Анюта выросла, и осталась работать в школе - интернате. Она замужем, и у нее двое детей –Даня и Лиза. О том, что росла в кровной семье, она давно знает и зла ни на кого не держит. Даня и Лиза очень любят прабабушку. Со Светланой, которая с годами стала немного добрее, они видятся раз в год – в ее день рождения. И гораздо роднее для Анюты и всей ее семьи была и остается Майя Михайловна. И наконец-то рядом с Анютой люди, для которых она никогда не была заменой.
               
   
   
                Конец.


Рецензии