Жизнь в цветных пятнах 24

Перемены.
Пришло время идти в первый класс.
Я могла бы остаться дома. Меня бы посещали учителя, мама стала бы заниматься со мной в меру своих возможностей.
   Но что дадут ребёнку такие уроки? Даже самый хороший учитель имеет семью, в селе нередко ещё небольшое хозяйство. Проведёт ли он урок для единственной незрячей ученицы точно так же, как для всего шумного класса? Не возникнет ли мысль:
  «Зачем относиться к ней строго, если её удел – замкнутый домашний быт?»
   Таких историй немало. А оказаться лишённой общения со сверстниками… Именно в нём набирается жизненный опыт, созревают принципы и характер. Родных волновало моё далёкое будущее.
   О посещении обычной школы речь даже не заходила, там просто не знали рельефного шрифта Брайля.
   Не помню по чьей подсказке, мы выписали специальный журнал для незрячих.
-  Как можно его читать?! – хором удивлялись родные.
   Я тоже потрогала плотный лист. Множество точек, расположенных в невообразимом беспорядке.
   Мне ещё предстояло узнать, их всего шесть, ровно столько, чтобы занять небольшой прямоугольник железной клеточки  письменного прибора. Различные их комбинации составляют буквы, знаки и цифры. Никто, кроме опытных педагогов, работающих с незрячими, не мог этому научить.
   Решили искать специальную школу, были в Г. Михайловке нашей области, в Г. Павловске области воронежской. Оба города находились близко. С трудом, но меня смогли бы забирать домой на выходные каждую неделю, в крайнем случае недели через две.
-  Брайлевского отделения у нас нет, – ответили строгие директора.
   Оказалось, дети здесь учатся просто по крупному плоскопечатному шрифту.
   Районная комиссия для первоклашек предложила на выбор школу в Саратове и Новочеркасске.
   Мама узнала, в станице неподалёку живёт незрячая старшеклассница. Родители познакомились.
-  Саратовская школа мне не понравилась, построена, как казарма. Машин рядом много. – приветливо говорила подруга по положению.
   Так был выбран Новочеркасск.
Готовились к изменениям долго, отбирали,  чинили, покупали одежду. Чтобы мне было удобней определять, где зад, где перед, на колготки нашили пуговички, на трусиках бабушка вышила толстой ниткой зелёные листики, мне хорошо их трогать. Ещё она сделала две сумки из ткани-  для чистых вещей и для грязных, чтобы они не путались. Я радовалась предстоящей поездке, хотела учиться в школе, как остальные дети.
   Рано утром, посидев на дорожку, в первый раз тронулись в путь к незнакомому городу. 

   Школа маме понравилась. После недавнего ремонта она сверкала чистотой. На окнах красивые занавески, в классах много цветов.
-  Вот вижу, эта девочка тоже к нам! – тепло улыбнулась встречавшая нас учительница. – Знакомьтесь, это Лиля, подружками будете.
Девочка моего роста, одетая во что-то ярко-оранжевое подошла  вплотную, схватила за руку, потащила вперёд.
  Длинные коридоры, столько дверей!
  «Как можно здесь двигаться?!»
Кругом шум, от стен отражается эхо, от столовой по коридору разносится запах  подгоревшей каши, вода из крана бьёт тугой струёй, есть даже горячая.
-  Ходить нужно только по правой стороне. Спускаться по лестнице, держась за перила, подниматься возле стены.
   Нехитрые правила коллектива, где живут много незрячих, объясняют каждому первокласснику. Если бы кто-то их слушал… Дорожные столкновения ещё впереди.
-  До класса дойдёшь, сосчитав двери. Наш последний в конце коридора.
   Практичная Лиля была уверена. Когда-то её мама тоже училась в этих стенах. Они слепые второго и третьего поколения, редко терялись. Как отличались их спокойные мамы от взволнованных, растерянных наших родителей, для которых всё в первый раз, рождение незрячего малыша в семье было нежданным.
-  Мне бы побыть с ней хотя бы недельки две, посмотреть, подождать , как она тут привыкнет. Здесь можно где-нибудь ночевать?
-  Не стоит. Чем дольше вы станете жить здесь, тем больней будет потом. Оставшись одна, она приспособится жить по-новому гораздо легче. Намного лучше приехать сюда в гости недели через две или три.
   Собрав страх и горе в тугой узел, мама послушалась правильного совета. Они с дедушкой уехали на другое утро. Я даже не встала их проводить. Сидя за партой, я увлечённо тыкала грифелем в клетки прибора. Мне объяснили: этой иголкой меня научат писать. Когда бумага прокалывается, слышен негромкий стук, как интересно!
   Мама и дедушка звали меня к себе, стоя на пороге класса.
-  Доченька, ну подойди! Лидушка, мы же сейчас уедем!
   Рассердившись, что меня оторвали от замечательного занятия, я подбежала к ним на минуту. Родные тёплые руки крепко меня обхватили, только я вырвалась.
   Мама и дедушка уехали.
В ближайшие дни мне предстояло узнать: я невнимательная, нестарательная, неумелая, медлительная девочка, дома меня ничему не учили. Я не знала, как заправлять кровать, раз спала на диване, собирать одеяло и простынь с него складывались по-другому, ещё не могла есть и одеваться быстро, опаздывала на зарядку и завтрак. Жить в комнате не одной, засыпать среди разных звуков или чужой игры, вставать по звонку, спешить на уроки, где не всё получается, как ты хочешь - вот неприятности нового быта. Зато рядом другие дети, с ними можно играть, они все из разных мест. Научиться читать и писать, ведь все взрослые умеют – большие плюсы начала школьной жизни.


ИМЕНА ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫМЫШЛЕННЫМИ.


Продолжение
http://proza.ru/2020/07/24/1404


Рецензии
Уважаемая Лидия!
Новый жизненный этап, перемены во всём. Трудно придётся жить по новым правилам, привыкать ко всему новому. Но девочка не растерялась и тут же нашла положительные стороны.
С добрыми пожеланиями, Олег!

Олег Литвин 2   30.06.2021 19:28     Заявить о нарушении
Спасибо от всей души!
В новой жизни они, конечно же, были!
С уважением и сердечным теплом!

Лидия Сарычева   01.07.2021 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.