Недовольство - это не взрыв

Израиль находится на пороге социального взрыва

Прошло уже девять лет с тех пор, как прекратились протесты против социальной несправедливости в Израиле.

В Израиле дороговизна жизни, в частности, жилья, остается высокой, но это компенсировалось экономическим ростом, повышением зарплаты и полной занятостью. Об этом заявил корреспондент «ХаАрец», сообщают «Детали».

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу, которого хотели сменить лидеры протеста, с тех пор переизбирался уже трижды. Но эра покоя, вероятно, приближается к своему окончанию.
Коронакризис привел к экономическому шоку, сравнимому с Великой депрессией. Уровень безработицы в Израиле вырос с 4% с начале 2020 года до более, чем 2% в конце июня. Целые секторы экономики парализованы, многие малые и крупные предприятия находятся на грани закрытия. По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, ВВП Израиля сократится в 2020 году году на 8,3%.

Этот прогноз учитывает вторую волну коронавируса. Кроме того, помимо мрачных экономических прогнозов следует учитывать и психологический фактор: меры по карантину и социальному дистанцированию влекут за собой тяжелые эмоциональные и психические последствия, которые уже проявляются в скуке, разочаровании и повышении уровня бытового насилия.

Все это было терпимо, пока сохранялась надежда, что первая волна коронавируса схлынет в течение нескольких недель. Теперь началась вторая волна, которая предвещает длительный период экономических и социальных ограничений, пока не будет разработана вакцина и не начнется ее массовое производство.

Правительство не может вернуться к периоду полного карантина первой волны: общество этого не потерпит. Чтобы справиться с возобновлением эпидемии необходима более сложная стратегия, которую руководство Минздрава, похоже, не в состоянии разработать.

Однако израильтяне не выходят на улицы, потому что правительство проделало достаточно хорошую работу по управлению первой волной, но только в последние дни стало ясно, насколько плохо оно справилась со второй волной кризиса.


 
Вероятно, главная причина, по которой протесты пока не вспыхнули, состоит в том, что тяжелые последствия кризиса пока не коснулись среднего класса. Труднее всего приходилось тем, кто находится в нижней части социальной лестницы.

Одним из доказательств социального неравенства в период карантина являются расходы по кредитным картам. Естественно было предположить, что в условиях, когда 1/5 часть рабочей силы сидит на пособие по безработице, потребительские расходы будут значительно ниже уровня до эпидемии. Но оказалось, что это не так.

По данным Банка Израиля, сразу после отмены наиболее суровых карантинных мер в середине мая покупки по кредитным картам выросли сразу на 30% по сравнению с началом года, когда большинство людей даже не слышали о коронавирусе и безработица была на историческом минимуме.

Отчасти этот всплеск был вызван неудовлетворенным спросом со стороны тех, кто вышел из карантина. Но даже сегодня эти расходы остаются примерно на том же уровне, что и в начале года, хотя уровень безработицы увеличился в 6 раз.

Это произошло потому, что средний класс был избавлен от череды увольнений и неоплачиваемых отпусков. Горничных в отеле или продавцов в магазине отправили в неоплачиваемый отпуск или уволили, но работники хай-тека и госслужащие продолжают работать на полную ставку из дома.

Сегодня израильский хай-тек начинает терпеть убытки, и государственные компании начинают увольнять работников.

По данным Израильского института демократии, в начале коронакризиса израильтяне с низким доходом опасались за свое будущее гораздо больше, чем те, кто имел высокий доход. Но в последние недели этот разрыв значительно сократился. В начале мая соотношение составляло 61% для лиц с низким уровнем дохода и 27% для лиц с высоким уровнем дохода, в конце июня оно составило 66% и 48%.

Ранее мы писали о том, что социальные работницы вновь митингуют по всей стране.

Напомним, что с 6 июля израильские социальные работники начали бессрочную забастовку.

кр

ик

Израиль не довел  и не доведет опр. слои до соцвзрыва. Ведется умная соцполитика. Недовольство - это не взрыв.


Рецензии