История в лицах. Леонардо да Винчи
Девиз:"Упорная сила".
Места жизни и деятельности: Анкиано, Винчи, Флоренция, Рим, Милан, Павия, Мантуя, Парма, Имола, Римини, Венеция, Болонья, Чезена, Чезенатико, Лион, Париж, Амбуаз.
Наставники: Андреа дель Вероккьо.
Покровители: Лодовико Сфорца Моро, Лев X, Франциск I.
Соперники: Микеланджело, Рафаэль.
Ученики: Франческо Мельци, Салаи, Бельтраффио.
Современники: Ботичелли, Тициан, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мартин Лютер, Максимилиан Баварский, Фердинанд Арагонский, Изабелла Кастильская, Генрих VII, Христофор Колумб, Васко да Гама, Мотекусума, Тупак Юпанки, Иван III, Василий III, Иван Црноевич, Штефан Великий, Алишер Навои.
Литература:
Д.Мережковский Воскресшие боги. Леонардо да Винчи.
Э. Мурани-Ковач. Флорентийский волшебник. М. 1963.
Ал.Алтаев. Леонардо да Винчи.(Впереди веков). Любое издание.
А.Гастев. Леонардо да Винчи. М. 1984.
А.Дживилегов. Леонардо да Винчи, М.1974.
А.Волынский. Жизнь Леонардо да Винчи.
Б.Нардини. Жизнь Леонардо. М.1978.
Ф.Деболини. Леонардо да Винчи.
Ф.Капра. Наука Леонардо.
К.Кларк. Леонардо да Винчи.
М.Кэмп. Леонардо.
Во многих опросах, выявляющих самых гениальных людей в истории, первое место занимает Леонардо да Винчи. Тем более он - первый среди "Великих итальянцев".
Отметим, что Леонардо да Винчи - сверстник Колумба. В Италии время его жизни - расцвет Высокого Возрождения. Он родился за год до окончания Столетней войны и взятия турками Константинополя.
Джорджо Вазари, биограф деятелей искусства итальянского Возрождения, так начинает жизнеописание Леонардо да Винчи:
"Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством.
Это люди и видели в Леонардо из Винчи, в котором помимо телесной красоты, так никогда, впрочем, и не получившей достаточной похвалы, была более чем безграничная прелесть в любом его поступке, таланта же было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью. Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и его дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти, когда он среди потомства приобрел еще большую известность".
Вазари можно безусловно доверять в его рассказе о молодых годах Леонардо - ведь он жил во Флоренции рядом с домом отца мастера.
А сам гений при жизни считал себя кем угодно, но художником - чуть ли не в последнюю очередь. Вообще он написал лишь 17 живописных работ. Но какие! Больше осталось набросков. Трудно при этом назвать какую либо отрасль культуры, где бы не проявил себя этот человек.
Многие гениальные идеи и задумки Леонардо привлекли внимание или оказались выполнимыми лишь в наши дни.
В своей книге «О живописи» он говорил о том, что синий цвет неба появляется благодаря слою «освещенных частиц воздуха», который находится между Землей и чернотой, расположенной сверху.
В 2016 г. в Финляндии построили ледяной мост - копию проекта моста через Босфор работы Леонардо... А в Великобритании в 2003 г. испытали дельтапланы, построенные по чертежам мастера. "Моей первой реакцией было удивление. Его красота меня просто поразила", - говорила Джуди Лиден, чемпионка мира, испытавшая аппарат. "Мне было немного страшно, когда меня предупредили, что можно подниматься только на безопасную высоту, с которой я могу упасть, не причинив себе вреда. Проектировщики опасались, что дельтаплан сломается в полете, но он оказался более прочным, чем современные модели".
Вазари утверждает, что Леонардо был прекрасным музыкантом. Ещё о мастере рассказывают, что он поражал людей искусством импровизации.
Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Слово «винчи — vinci » по итальянски значит «камыш». Городок Винчи под самой Флоренцией по-русски - Камышин. Его мать Катерина была 16-летняя крестьянка из деревни. Нотариус Пьеро на ней не женился, но вскоре выдал замуж за своего приятеля. Она растила Леонардо до трёх лет.
Почти как Марк Аврелий, Леонардо воспитывался в юные годы дедом, но, в отличие от Аврелия, очень редко видел мать. Третья жена Пьеро, Лукреция, заботилась о мальчике, и он потом называл её «моя дорогая и нежная мать». Он не имел формального образования, но получил хорошее домашнее образование. Лишь два года мальчик ходил в абакус-школу (абакус — счёты) для умения считать.
Он выдумал для себя оригинальный стиль писания букв — писал их левой рукой перевёрнутыми снизу вверх и справа налево, как бы в зеркальном отображении. Потом всю жизнь он делал записи этим стилем. Существует даже определение «почерк Леонардо». Считается, что это был его секретный код. Леонардо да Винчи хорошо владел как правой, так левой руками.
У него с детства был один серьезный недуг – нарушение способности читать, так называемая «словесная слепота». С детства мальчик рисовал. Ранних рисунков Леонардо нет, самый первый известный – набросок пейзажа около их деревни, но он сделан уже выросшим юношей.
О его художественных способностях сохранилось семейное предание. Однажды один из местных крестьян принёс отцу Леонардо круглый щит, вырезанный из фигового дерева. Он просил Пьеро передать его во Флоренции какому-нибудь художнику для росписи. Вместо этого Пьеро отдал его сыну, чтобы разрисовал он. Леонардо решил изобразить чудовище из греческой мифологии — голову Горгоны-Медузы, чтобы она пугала воображение. Он наловил ящериц, гусениц, змей, бабочек, летучих мышей и создал, глядя на них, изображение ужасного чудовища. Оно как будто выползало из глубины мрачной пещеры, из его пасти лился яд, из глаз вырывался огонь, из ноздрей валил дым. Леонардо был так поглощен работой, что даже не заметил зловония, исходившего в комнате от мертвых тварей. Отец был поражён его искусством и не отдал щит хозяину, подменив его другим. Щит Леонардо он продал во Флоренции за солидную сумму.
В 14 лет отец взял его во Флоренцию. Леонардо да Винчи начал писать картины в 15 лет. Он работал в мастерской ведущего живописца Флоренции Вероккьо. В своих работах был настолько точен, что его прозвали «верроккьо» — точный глаз. Есть устное предание, что Леонардо, высокий и красивый молодой человек, позировал своему учителю Верроккьо для бронзовой скульптуры Давида. При позировании Леонардо слегка улыбался, и мастер изобразил эту своеобразную полуулыбку на лице Давида. Такую полуулыбку можно видеть на многих полотнах Леонардо, она даже стала особенностью его стиля («Джоконда»). Скульптура Вероккьо сохранилась.
В 1473 году в возрасте двадцати лет Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции. Конечно. на него оказал влияние и Ботичелли, ранее ученик той же студии.
Мы говорим о Флоренции через двести лет после Данте. Она продолжала быть главным центром новой культуры. Но в условиях ослабления раздробленных итальянских государств власть в республиках окончательно перешла к богатым семействам. С конца предыдущего века Флоренцией управляют банкиры Медичи. Третий из них - Лоренцо известен как Лоренцо Великолепный, щедрый покровитель художников, зодчих, учёных и литераторов. Он сам пишет стихи и трагедии, устраивает в своих владениях учёнве собрания и роскошные дворцы, где проходят пышные празднества. По образцу платоновской Академии создана Флорентийская.
Уже в 21 год, по общему признанию, ученик превзошёл учителя. Вазари свидетельствует:«Андреа Верроккьо написал в церкви Санти Сальви крещение Христа Иоанном; в этой работе ему помогал Леонардо Да Винчи, который тогда был юношей и его учеником, написав там собственноручно ангела, оказавшегося гораздо лучше всего остального. И это стало причиной того, что Андреа решил никогда больше не притрагиваться к кистям, поскольку Леонардо, столь юный, в этом искусстве проявил себя гораздо лучше, чем он.» Его первая картина «Благовещение», в которой архангел Гавриил возвещает деве Марии, что она родит сына божьего, по композиции и краске напоминает такую же работу Боттичелли.
Среди ранних картин - "Мадонна с цветком"("Мадонна Бенуа", находящаяся в петербургском Эрмитаже) и "Мадонна с гвоздикой").
"Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своём роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешён",- писал М. Ф. Бокки в своей книге«Достопримечательности города Флоренции».
Но уже тогда молодой Леонардо почувствовал себя больше, чем художником. Ему было двадцать с небольшим лет, но в бумагах и записках отражёна его неутолимая любознательность, глубокая способность интеллектуального осмысливания и беспокойный поиск нового. В них есть много рисунков реальных и фантастических людских профилей, описания новых небывалых механических устройств: системы для дыхания под водой, перспектографа для увеличения и рассматривания изображений, механическое самодвижущееся устройство.
Увы, уже в эти годы молодой да Винчи познал и козни врагов. В 1476 г. он среди группы молодых людей был обвинён в "содомии" и полгода провёл в заключении, Спустя два года Леонардо был полностью оправдан, но отстранение от работ привело к тому, что он не был направлен в Рим.
В 1481 году отец Леонардо Пьеро получил влиятельную должность нотариуса при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Считается, что Леонардо тоже получил там работу — его обязанностью было следить за античными скульптурами в саду Лоренцо и реставрировать их. И тот же блистательный Лоренцо Медичи поручил Леонардо ехать в Милан, ко двору герцога Лодовико Сфорца, по прозвищу Моро ("мавр","чёрный"- за тёмный цвет лица). Лоренцо хотел укреплять там своё влияние через распространение славы о достижениях Флоренции.
С 1482 по 1499 г. Леонардо работал в Милане. В письме его было девять предложений, в том числе как инженера военных сооружений и мастера оружия; только в последнем, десятом, он упомянул, что может создать бронзовый конный памятник для увековечивания славы кондотьера Франческо Сфорца, отца герцога. В письме Леонардо даже не упомянул о том, что он живописец. По описанию Вазари, его тепло приняли во дворце, на приёме у герцога он играл на сделанной им лире, пел и победил других выступавших. Но место придворного он не получил.Живёт он с несколькими слугами и приехавший к нему собственной матерью, находящейся при нём инкогнито. Она ушла из жизни в 1495 г. Свою семью мастер так никогда и не создал - всё время у него уходило на творчество.
Миланский двор был по сравнению с Флоренцией почти монархическим. По прихоти молодого герцога в Ломбардии собрались видные гуманисты, создававшие впечатление очага культуры. Но Леонардо, хотя и мог блестяще развлекать придворных, видел своё предназначение в другом. Считается, что он организовал в Милане свою Академию. Это не совсем точно - формально учреждённого подобного заведения не значилось. Академией стали называть учёные занятия, поддерживаемые Леонардо при содействии герцога, 9 февраля 1498 г. в замке Сфорца состоялся знаменитый диспут о воздействии силы на расстоянии (после него герцог дал в подарок Леонардо... участок земли за городом). Кажется, маэстро сделал чертежи здания задуманной Академии в виде лабиринта, но не реализовал свой замысел, как и многие другие. Именно в Милане выделились видные ученики да Винчи - Салаино и Мельци, а также знатный миланец Бельтраффио, называемый преемником Леонардо в учёных делах в Милане до смерти в 1516 г. Активным участником научной жизни в дружбе с Леонардо был математик Лука Пачиоли. Но увлечение семьи Сфорца наукой было поверхностным: больше всего им были нужны военные инженеры для могущества и астрологи, ставшие весьма модными в то время. Среди последних упоминается некто Георгий "из Руссии", как видно, посол Ивана III, грек по происхождению. Между прочим, замок Сфорца, мощно отстроенный в те годы, проектировал тот же Антонио Солари, что и московский Кремль, и наши соотечественники удивляются сходству зубцов. Но вернёмся к Леонардо.
Много лет мастер трудился над проектом конной статуи правителя. Интересно, что его гораздо больше занимал конь, для которого было сделано большое количество набросков и моделей, чем седок.
В 1493 году была готова глиняная модель скульптуры, и Леонардо принялся за работу над детальным планом отливки статуи из бронзы. Но металл был пущен на отливку пушек...
Один из этапных заказов в Милане - фреска "Тайная вечеря" для церкви Санта-Мария-делле-Грацие, созданная в 1495 г.
Много легенд окружает создание фрески. Вот как художник нашёл натурщика на Иуду: «И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали». Нищий оборванец «толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо». Увидев фреску, натурщик будто бы сказал:«Три года назад, ещё до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа. Может быть, у Добра и у Зла — одно и то же лицо. Всё зависит лишь от того, когда встречаются они на пути каждого из нас».
"Существует мнение, что расположение апостолов на картине не случайное. Ученики сидят в последовательности, отвечающей их знакам зодиака. Сам Иисус был рожден под Козерогом.
Одна из главных загадок фрески «Тайная вечеря» — фигура ученика, сидящего справа от Христа. По одной из версий, это Мария Магдалина. Есть мнение, что она была супругой Иисуса. В пользу этой версии приводят библейское упоминание, что Мария Магдалина мыла ноги Христа и вытирала своими волосами. В то время сделать это могла только жена. Возможно, да Винчи поддерживал эту версию. На это указывает и то, что контуры пары Иисус — Магдалина образует букву «М», с которой начинается слово «брак» на итальянском языке.
Еще одна загадка росписи — вид рыбы, изображенной на столе. Нельзя точно сказать, это угорь или сельдь. По мнению ученых, художник умышленно использовал неоднозначность. На итальянском языке «угорь» созвучно со словом «наставление». А «сельдь» звучит как слово, обозначающее «отрицающий религию». Последним словосочетанием можно охарактеризовать самого Леонардо". Всё же большинство исследующих жизнь гения склоняется к тому, что Леонардо не отрицал божественную сущность Творения, а не одобрял только приверженность догмам.
Наиболее выдающиеся наброски Леонардо в эти годы:
1485 г. - "О летании и движении тел в воздухе".
1492 г. - знаменитый рисунок "Пропорции тела человека согласно Витрувию".
Всю жизнь мастер делал рисунки и описания изображений на листах. Таких листов он сделал около 7000.
Одной из загадочных картин Леонардо считают "Даму с горностаем"(1490 г.) - портрет Чечилии Галлерани, возлюбленной герцога Лодовико. Часто считают, что сам художник был неравнодушен к этой молодой красавице.
К портрету мадонны Чечилии,
написанному Леонардо
(Диалог Поэта и Природы)
– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.
За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.
Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.
Бернардо Беллинчионе (придворный поэт при Сфорца)
Но всему когда-то приходит конец. Пришёл он и для власти Лодовико Моро. В 1498 г. новый король Франции Людовик XII заявил о претензии по праву родства на Неаполь и Милан, и осенью 1499 г. его войска захватили Милан. Бежавший Лодовико приказал уезжать и Леонардо.
Французские солдаты уничтожили модель статуи Сфорца. Из Милана с вместе с да Винчи уехали Салаино и Пачиоли.
Несколько лет продолжаются скитания творца по разным городам и владениям Италии. Павия, Мантуя, Имола, Римини... Двое слуг, сопровождающих его, переносят в каждый город самое ценное - наброски, чертежи, книги.
В 1500 г. он наконец попадает в Венецию; предлагает Светлейшей республике свои инженерные проекты, в том числе парашюта.
Леонардо 10 месяцев работал у Чезаре Борджиа «старшим военным архитектором и генеральным инженером». Единственная его военно-инженерная задумка, признанная при жизни, — замок для кремневого пистолета, заводившийся специальным ключом. А были ещё подводная лодка, колесница, снабжённая лезвиями со всех сторон, нечто похожее на пулемёт — составленное из одиннадцати мушкетов, катапульта, работающая по принципу «скрученной резинки», или паровая пушка. В которой вместо пороха использовалась бы нагретая вода.
Можно показать чертёж 1501 г. - проект здания с садом на крыше. В том же году нарисован чертёж вертолёта.
К этому времени относится самый впечатливший современников проект мастера - однопролётный мост через Босфор. Насчёт моста задумался султан Баязид II и заказал его великому итальянцу.
Но в те времена построить такое оказалось не по силам даже привыкшему безгранично повелевать правителю Порты.
Среди того, что удалосрь осуществить - канал из города Чезена к морю, соединяющий город с его портом - Чезенатико.
В 1503 г. он надолго возвращается во Флоренцию. За прошедшее время республика пережила народные волнения, падение Медичи и трагические дни Савонаролы. Леонардо создаёт в эти годы самое известное своё живописное творение.
Считается, что "Мона Лиза", или, в просторечии, "Джоконда" - портрет супруги флорентийского торговца тканями Лизы дель Джокондо(урождённой Герардини). Мона - обращение в Италии к знатной синьоре.
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». Такова версия Вазари.
Имеется рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке, сделанный рукой Леонардо да Винчи - предварительный эскиз портрета моны Лизы. Любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.
Ясность вокруг портрета моны Лизы запутывает ещё и упрощённый вариант того же портрета, найденный в начале ХХ века в Англии. Картина написана на холсте XV века, это - вряд ли позднейшая подделка. Что это - копия, сделанная кем-то из современников художника, или вариант самого Леонардо?
Кто это - тайная любовь и муза мастера на столь многозначимом портрете с загадочной улыбкой (так считал, например, Жюль Верн)? Несмотря на ясное указание имени модели, возникают предположения, что на самом деле - это какая-то другая женщина, есть даже версия, что Леонардо изобразил свою мать Катерину. Но наиболее популярно представление, что мастер изобразил в облике моны Лизы самого себя.
Со времён революции во Франции картина находится в Лувре. Впрочем, в 1911 году один итальянец совершил кражу шедевра с целью вернуть Джоконду на родину. По объявлениям о продаже в галерею Уффици картину нашли, показали в городах Италии и вернули в Париж, вор-патриот отделался небольшим сроком заключения. "Мона Лиза" редко покидает прославленный музей. В 1974 году её показывали в Москве.
«Большие три имени».
С 1501 по 1505 годы во Флоренции встречались три гениальных мастера - Леонардо оказался лицом к лицу с младшими коллегами Микеланджело Буонарроти и Рафаэлем Санти. Когда Рафаэль приехал во Флоренцию, ему был 21 год, Микеланджело — 29 лет, Леонардо — 52 года. Фактически одновременно с работой патриарха над "Моной Лизой" молодой Микеланджело изваял гордость республики - статую Давида. Его представили на площади Синьории 8 сентября 1504 года.
Взаимоотношения двух, а тем более трёх гениев, сошедшихся вместе, часто весьма сложны. Рассказывают, что однажды в Риме Леонардо обсуждал с Рафаэлем одно неясное место "Божественной комедии". Они обратились к Микеланджело, ходившему часто с книгой Данте в руках, с просьбой объяснить это место. Микеланджело сказал на это Леонардо:"Разъясняй ты, ведь ты ещё не кончил ни одной своей работы!" Леонардо сдержался и ничего не ответил.
Вопрос: Как этот случай характеризует двух собеседников?
Считается, что Леонардо полагал, что скульптор априори не может быть художником, как и художник скульптором. Нельзя совмещать в себе две ипостаси, как это делал Микеланджело. Хотя сам он делал точно так же! Да ещё оба были и архитекторами... Однажды Буонарроти отпустил шпильку в адрес да Винчи по поводу его незаконченной конной статуи в Милане. В ответ Леонардо посоветовал прикрыть интимные места Давиду.
При этом Буонарроти всегда был собою недоволен. Рафаэль говорил о нем: одинок, как палач.
Однажды оба были приглашены принять участие в оформлении зала Большого Совета в Палаццо Веккио. Их картины планировали расположить на противоположных стенах.
Да Винчи выбрал эпизод схватки двоих всадников за знамя в битве при Ангиари. Микеланджело планировал изобразить победу флорентийцев над пизанцами в битве при Кашине в 1346 г. Но основной его целью было создать нечто абсолютно противоположное работе Леонардо, поэтому в пику ему Микеланджело выбрал не героический эпизод битвы, а бытовой: купавшихся в реке воинов застает врасплох призыв к оружию, и они собираются в спешке.
Однако в 1505 г. папа вызвал Микеланджело в Рим, а Леонардо после этого тоже отошёл от этой работы.
Их незавершенные картины висели в одном зале в течение почти десятилетия (1505–1512). Картина Микеланджело была разрезана на куски Бартоломео Бандинелли в 1512 году. В середине XVI века зал был расширен и перестроен, помещение стало залом суда. В ходе этой реконструкции известные работы были утрачены, в том числе “Битва при Кашине” Микеланджело и “Битва при Ангиари” Леонардо да Винчи. С эскизов да Винчи и Микеланджело были сняты копии, благодаря которым мы сегодня можем восстановить оба произведения и судить о творческом поединке двух великих художников Возрождения. Картину да Винчи удалось реконструировать по подготовительным эскизам и копиям XVII века, картину Микеланджело – по наброскам и рисункам, воспроизводящим отдельные фигуры, и по копии XVI века.
Микеланджело однажды заявил – «Все, что умеет Рафаэль, он научился у меня».
А вот между Леонардо и Рафаэлем были отношения ровные, на уровне «учитель–ученик», ни скандалов, ни интриг. Портрет Маддалены Строцци (в замужестве Дони)явно написан Рафаэлем под влиянием изображения моны Лизы.
(Вспомним с учениками, какие сложные отношения были между Еврипидом и Аристофаном и непростые отношения Бируни и Авиценны...)
Но вот уже мало что держит да Винчи в родных местах, и он вновь в Венеции.
Леонардо умел возвращаться. В 1506 г. он возвращается в Милан по приглашению уже...французов. И вновь работает как инженер, проектирующий канал и дамбу, и как живописец и скульптор - на этот раз его заботой стал конный памятник маршалу Тривульцио.
И в это же время он изучает строение человеческого глаза и конструирует стереоскоп.
Следующее место приглашения - наконец, Рим.
При "папе-гуманисте" Льве Х Леонардо с 1512 г., по сути дела, играл роль его самого ценного приобретения. Он живёт во дворце Бельведер и занят последней крупной живописной работой - картиной "Иоанн Креститель".
На свидании папы с Франциском I,недавно взошедшим на французский престол, в декабре 1515 г. в Болонье присутствует в свите Леонардо. Встреча служила примирению папы с королём Франции, недавно разбившего папские войска. Король потребовал в подарок из Рима статую Лаокоона. Но она была слишком дорога Льву Х, и тот предложил своему переговорщику другой дар - гениального человека среди своих придворных. Иногда утверждают, что папа сначала предложил "Джоконду", но Франциск, поговорив с её автором, предложил ему переехать во Францию. Так или иначе - с художником ехала вместе и картина.
Жест, сделанный мастеру монархом, был в русле его политики - ведь в момент вступления молодого короля во власть в его дворцах не было почти ни одной картины или скульптуры. Подчиняя себе часть Италии, Франциск активно перемещает оттуда высокую ренессансную культуру, поощряет у себя в стране деятельность гуманистов и развитие образования, а старшая его сестра, Маргарита Наваррская, сама стала писательницей-гуманистом.
В 1516 г. Леонардо переезжает в замок Амбуаз. Он становится первым королевским художником, инженером и архитектором и наконец-то получает крупное жалованье. Мастер обласкан, как никогда, но почти уже не занимается живописью, а только устройством замков в долине Луары.
Последний год жизни он был фактически прикован к постели.
Распространенное мнение, что мастер умер на руках Франциска (это мы видим на картине Энгра), ничем не подтверждено.
Король сказал о нём известные слова:"Не думаю, что на свете был еогда-нибудь человек, знавший столько, сколько Леонардо. И не только в областик скульптуры, живописи и архитектуры. Он был ещё величайшим философом".
Задание: Давайте дополним то, что отметил Франциск.
...Уже в Германии Мартин Лютер "ударил в бочку с порохом" и началась Реформация, которая принесёт очень скоро Европе бури.
Всего через год в 37 лет умер Рафаэль. А Микеланджело проживёт почти до 90 лет, увидит полное разорение Италии и войдёт в культуру уже позднего Возрождения, о которой мы поговорим на другом занятии.
После смерти первое поколение хранителей бумаг Леонардо строго держало их при себе. Записи и рисунки не были ими разобраны и лежали без движения. Однако со временем постепенно снижался интерес к личности и достижениям Леонардо. Поэтому так случилось, что последующие поколения хранителей его бумаг растеряли или раздали большинство его блокнотов и листов. Так записи Леонардо были потеряны на 250-400 лет, а потом с трудом найдены, собраны, изучены и напечатаны (хотя не все).
Он оставил и немало литературных произведений.
Почитаем одну из басен флорентийского гения.
Богач и бедняк
Жил-был бедный ремесленник. Поработав в мастерской, он, случалось, навещал богатого синьора, жившего неподалёку. Ремесленник стучал в дверь, осторожно входил и, оказавшись в богатых покоях перед знатным господином, снимал шляпу и отвешивал почтительный поклон.
— Что тебе, братец, от меня надобно? — спросил его однажды хозяин дома. — Вижу, как ты то и дело приходишь меня навестить, отвешиваешь поклон, а затем молча уходишь ни с чем. Коли ты нуждаешься в чём-нибудь, то сделай милость, проси, не стесняйся!
— Благодарю вас, ваша светлость, — с почтением ответил ремесленник. — Я прихожу к вам, чтобы отвести душу и посмотреть, как живёт богатый человек. Такую роскошь можем себе позволить только мы, простолюдины. К сожалению, вы, знатные синьоры, лишены этой благодати, и вам негде отвести душу, ибо вокруг вас обитают одни только бедняки, вроде меня.
Из записных книжек Леонардо:
…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…
Научись прежде прилежанию, чем быстроте.
Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем.
Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде.(Эта надпись помещена на памятнике Леонардо в римском аэропорту его имени).
Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.
Критикуя, критикуй мнение, а не его автора.
Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека. (Но неизвестно, был ли Леонардо вегетарианцем).
Мудрость есть дочь опыта.
Даже самая маленькая кошка – это произведение искусства.
Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена.
Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат.
Пять веков периодически снова и снова возрастает широкий интерес к личности да Винчи. Недавнее тому свидетельство - популярность романа Д.Брауна "Код да Винчи".
В Москве бюст Леонардо да Винчи находится во дворе Библиотеки иностранной литературы.
Вопрос: Подумайте, почему именно в это время и именно в Италии жил такой универсальный гений, как Леонардо да Винчи.
Дополнительные вопросы на дом: Согласны ли вы, что Высокое Возрождение было единственным в своём роде временем по степени высоты культуры? Можно ли что-то с ним сравнить - более раннее или более позднее? И всё ли мы до сих пор разобрали и поняли в наследии Леонардо?
Огюст Барбье
Леонардо да Винчи
Привет, Флоренции великий сын! Твой лик
С крутым высоким лбом, с волнистой бородою
Прекрасней для меня могущества владык,
И я, восторга полн, склоняюсь пред тобою!
Что честь, добытая кровавою войною,
Перед сокровищем души твоей, старик?
Что лавры тщетные и почести герою
Пред дивной порослью искусств и мудрых книг?
Почет, почет тебе! Твой животворный гений
Фантазии полет и мудрость рассуждений
Двойным могуществом в живом единстве слил.
Подобен солнцу ты, что на пути небесном,
Склоняясь, восходя, в могуществе чудесном
Живит поля земли и водит хор светил.
Дмитрий Мережковский
Леонардо да Винчи
О, Винчи, ты во всем — единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник.
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены,—
И не безгрешна их печаль.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты — предвестник
Еще неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров,—
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек —
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.
1894
Свидетельство о публикации №220070801415