Алик Каштелян - институтский приятель

Воистину мир тесен. В который уж раз убедился в этом сегодня, в июле 2020.

Июль 2020. Почти что середина лета. Жара. Духота. Едкий пот струями по лицу и спине. Мухи. Комары. Коронавирус. Санкт-Петербург. Я дома, в своей квартире на краю Питера.

Открыл Google. Вижу картинку (своеобразную открытку по случаю знаменательных событий, на главной странице Google), посвящённую дню рождения выдающегося советского нейрофизиолога, академика, директора Института мозга Натальи Петровны Бехтеревой. Родной внучки Владимира Бехтерева. Она родилась 7 июля 1924 года. Умерла 22 июня 2008 года.

Нахлынули воспоминания. Вспомнилась давняя история, связанная с этим замечательным именем.

                -1-

Август 1978 года. Только что закончилась экзаменационно-вступительная страда в 1й Лен.мед.институт. Поступил, слава Богу. В прошлом осталась служба в погранвойсках, на северо-западной границе Союза. В прошлом осталась неудачная попытка поступления в Воронежский мед.институт, на родине мамы (слабо подготовился к вступительным экзаменам и "завалил" химию). После того вернулся домой в Питер и стал готовиться к поступлению в 1й ЛМИ Павлова. И вот... поступил наконец-то.

Позади вступительные экзамены по русскому языку (сочинение), по физике, по химии, по биологии. Я в списках поступивших. Свежеиспечённые студенты-медики толкутся на "пятаке". Так называется место около институтской столовки, где вывешиваются всевозможные объявления, распоряжения и приказы по институту. И здесь же обычное место встречи студентов.

Тогда в нашем институте было всего два факультета. Лечебный и стоматологический. Лечебный - 6 лет учёбы. Стоматологический - 5 лет учёбы. На курсе 500 студентов-лечебников, разделённых на два потока. Первый и второй. И 250 студентов-стоматологов. Итого: в 1978 году принято в институт 750 человек.

Предосеннее августовское солнышко ярко сияет. Толпа новых студентов толчётся на "пятачке". В сотый раз с восторгом перечитывают списки принятых, и в их числе себя любимых. Впереди - отправка "на картошку". Весь сентябрь студенты собирают овощи на пригородных полях, в совхозе "Фёдоровский", что недалеко от Павловска. Деревенька Глинки. Непосредственно за оградой всемирно известного императорского Павловского парка. По дороге из Павловска в Колпино.

Вобщем-то не картошку мы собирали тогда, а морковь. Жили в студенческих бараках на территории совхоза. До первых чисел октября. Там и происходило первоначальное знакомство студентов друг с другом. Новые друзья. Новые подруги. Новые влюблённости. Новые приключения.

Обратила на себя внимание красивая парочка влюблённых. Как я после узнал, его звали Алик Каштелян. Её звали... не помню как. За давностью лет выскочило из головы. Да и неважно, в общем-то.

А вот фамилия у неё была немного смешная, поэтому накрепко запомнилась на всю жизнь, Маманчикова. Учились они на первом потоке. А я на втором. Поэтому пути-дорожки наши в институте пересекались нечасто.

Они всегда были вместе. И в совхозе, на сборе и сортировке моркови, и в институте. Я обычно видел их вдвоём на лекциях в больших институтских аудиториях. Когда оба потока, т.е. все 500 студентов курса лечфака собирались вместе и слушали лекцию какого-нибудь замечательного профессора, доктора всевозможных естественных наук. А их, профессоров, в нашем институте было более чем предостаточно.

Позднее мы познакомились поближе с этим неординарным, интересным юношей. Мои знакомые сказали, что он правнук самого Владимира Бехтерева. Известного на весь мир психиатра, невропатолога, нейрофизиолога. Бехтерев, как известно, родился 22 января 1857 года. Окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Затем стажировался в Париже, у известных учёных того времени. В частности у знаменитого профессора Шарко. Умер Бехтерев 24 декабря 1927.

Звали студента Аликом Каштеляном. Это был стройный, красивый молодой человек, брюнет. Волосы обычно длинные, чуть ли не до плеч. Его тонкую стройную фигуру можно было узнать издалека, даже среди толпы студентов. Рядом с ним всегда была его неразлучная подруга Маманчикова. Она была ему под стать. Красивая стройная девушка, с умным, правильных очертаний лицом, чистой белой кожей, прямым красивым носиком. Только была она, как я помню русой. Не брюнеткой, но и не блондинкой. Вобщем парочка была замечательная, красивая. Под стать друг другу.

Алик, как это ни странно, оказался Александром (и я ведь тоже Алик, но Олег). Александром Ивановичем Каштеляном. Он не был правнуком Бехтерева. Но он был пасынком внучки Бехтерева, той самой знаменитой Натальи Бехтеревой, день рождения которой я увидел сегодня на забавной картинке в Google.

Алик был родным сыном второго мужа Бехтеревой, Ивана Ильича Каштеляна. От предыдущего его брака. Но Наталья Бехтерева души не чаяла как в своём втором муже, Иване Каштеляне, так и в его сыне, а в её пасынке - Алике Каштеляне.

Экономист Иван Ильич Каштелян, заслуженный работник торговли РСФСР, долгие годы работавший заместителем начальника Главного управления торговли Ленгорисполкома. Был идеологом торговли, внедрения самообслуживания. Под руководством И.Каштеляна открывались универмаги: "Московский", "Нарвский", "Купчинский". Вобщем, Иван Каштелян был весьма и весьма заметной фигурой в советском Питере 70х-80х годов. Фигура питерского масштаба.

Я учился на втором потоке. Алик Каштелян учился на первом потоке. Иногда, встречаясь, мы кивали друг другу, здороваясь таким образом. А иногда и останавливались на минутку и перебрасывались парочкой фраз о какой-нибудь животрепещущей институтской теме, волнующей студентов в тот данный момент.

У Алика Каштеляна было блестящее будущее. Мачеха его, Наталья Бехтерева, директор Института мозга, любила его как родного сына своего. Отец Алика - Иван Каштелян - из первых людей в сфере торговли в тогдашнем Питере. Вобщем, можно сказать, мой сокурсник Александр Каштелян был из числа питерской "золотой молодёжи".

В последний раз я видел Алика в день выпуска, получения врачебного диплома и академического знака врача, в день принесения присяги советского врача в самой большой аудитории 1-го ЛМИ Павлова, в аудитории номер семь, или в "семёрке", как мы её называли. Это было в июне 1984 года.

Но нам было ещё суждено встретиться с Аликом Каштеляном. Совсем в другом месте и при совсем других обстоятельствах.

                -2-

Время стремительно бежит. Позади работа врачом в Новгородской, Псковской областях. Начало 90х. Где-то год 1993/94й. Я тогда работал врачом в Питере. В одной из поликлиник Московского района. Одна знакомая предложила мне как-то съездить с ней на Серафимовское кладбище. Посетить могилы её родных. Я согласился. И вот мы ходим тихонько по аллеям и дорожкам "Серафимы". Посетили могилки родных моей приятельницы. Возвращались к выходу с кладбища.

Вдруг у меня что-то ёкнуло, оборвалось внутри. Совершенно случайно я увидел две могилы, которые поразили меня. До самой глубины души и сердца. Это была могила Алика Каштеляна. И могила его отца, Ивана Каштеляна. Умерли почти одновременно. С разницей в один день. В 1990 году. Александр Иванович Каштелян. И Иван Ильич Каштелян. Алику в 1990 было 28/29 годков. Рановато для смерти. Даже слишком рановато.

Что же с ними случилось?! Что произошло с моим давним хорошим знакомым и с его родным отцом?! Пожар?! Автокатастрофа?! Авиакатастрофа?! В уме прокрутилось всё. Раз умерли почти одновременно, значит или в пожаре или в какой-то страшной техногенной аварии.

Так я и гадал много лет о том, что же произошло с Аликом Каштеляном, любимым приёмным сыном академика Натальи Бехтеревой и моим старинным приятелем. И никак не мог найти разгадку этой тайны. Ответ я нашёл много позже. Через много лет.

                -3-

Наступило время компьютеров, время интернета. И в интернете я нашёл ответ на тайну, которой были покрыты могилы моего старинного знакомого Алика Каштеляна и его отца.

Алик работал в Питере. Наверное научным сотрудником в Институте мозга, у своей приёмной матери, Натальи Бехтеревой. Я так думаю. Я так предполагаю. Может быть он работал и не у матери, а в другом месте, врачом. Точно мне пока неизвестно. Да и не суть.

Женился. Возможно и на своей прежней пассии по институту - красавице Маманчиковой. Родился сын.

Вот что пишет после Наталья Петровна Бехтерева в своих воспоминаниях: - "Алик, сын Ивана Ильича от первого брака, был бесконечно любим мною, но и очень трудный по своему характеру. Красивый собой. Способный врач. Женатый. Имевший сына. Но!!! Наркотики..."

В тот день он позвонил попрощаться, сказав, что примет цианистый калий. Отца покинули силы. На квартиру к Алику поехала Наталья Петровна в сопровождении своей сотрудницы.

Наталья Петровна надеялась, что Алик в очередной раз пугает. Он и раньше говорил о самоубийстве. Но всё обходилось. Она долго стучала. Звонила кому-то, чтобы привезли ключи. Впоследствии ругала себя: надо было сразу ломать дверь.

Наконец, войдя в квартиру, нашла Алика в петле. Алик повесился. Позвонил Иван Ильич, она, потрясённая, сказала, как есть.

Когда Наталья Петровна с подругой-сотрудницей вернулись домой, по виду спокойный Иван Ильич принёс из кухни и поставил на стол нарезанный арбуз.

«Мне кажется, он только постепенно осознавал эмоционально то, что уже знал. Через полчаса-час — мне трудно сказать, сколько времени прошло, — муж почти спокойно сказал, что пойдёт спать.

Лёг — и через четыре-пять часов мы срочно вызвали врачей, но врачи не смогли помочь. Обширный инфаркт миокарда. Оглядываясь назад, я понимаю, что спасти его я могла бы, лишь уложив в реанимацию сразу по приезде от Алика. Однако ужасного финала не предвещало ничто».

Итак: сын ее второго мужа, Ивана Ильича Каштеляна, наркоман, покончил жизнь самоубийством.

Узнав об этом, муж Натальи Петровны, отец Алика умер от сердечного приступа.

Смерть любимого супруга, Ивана Ильича, и любимого пасынка, Александра, стала для Натальи Бехтеревой страшным ударом.

***********

PS: Вот такую вот историю в моей жизни напомнила мне сегодняшняя картинка в Google в честь дня рождения Натальи Петровны Бехтеревой, выдающегося советского нейрофизиолога, академика, директора Санкт-Петербургского Института мозга.


***********

070720  СПб


Рецензии