Крым наш

О фильме #Крымнаш (так он называется) ходили слухи. Слухи были ужасны. Говорили, что фильм против воссоединения. Значит, «Крым не наш». Говорили, что поэтому его сняли с показа. Он должен был быть показан единственный раз в программе Петра Шепотинника «Восемь 1\2 фильмов». И этот единственный «показ» назывался «закрытый показ». Билеты на него не продавались. Билеты распространялись только бесплатные. Достать их могли далеко не все.
Но в назначенное время мы, аккредитованные критики и журналисты, собрались у кинозала. Тогда прошел самый ужасный слушок: «Пускать будут только по билетам». По аккредитации не будут пускать. Все были в ужасе. Но я то не переживал, потому что заранее запасся драгоценным билетом. И был готов защищать и отстаивать наш Крым во что бы то ни стало.
Наконец, все слухи развеялись, и всех запустили в зал, среди нас затесалась и съемочная группа фильма, и сам Сигарев. Его автор.
Предваряя фильм Сигарев сказал, что фильм снят прошлым летом, в Крыму, любительской камерой, кем-то из русских туристов. В этой группе оказалась и его мама, она то и привезла домой этот фильм. Сигареву фильм так понравился, что он решил его доделать. Перемонтировать, подложить музыку. А во всем остальном фильм остался таким, каким был. И длительность его всего-то 15 минут. Я был несказанно удивлен, с какой теплотой Сигарев рассказывал о своей маме, которая, оказывается, смотрит все его фильмы. И не по одному разу. Делает ему замечания, которые он принимает и не принимает… И у такого страшного человека, который снимает беспросветно чернушные фильмы, полные матерщины и грязи ("Волчок", "Жить", "В стране Оз") есть мама… Удивительно.
И вот, наконец, сам фильм. С первых же кадров, скажу честно, захватывает дыхание. На полянку реликтового парка робко выходят пожилые люди в разношерстной, спортивной одежде. Отдыхающие. И по их виду, по их повадкам, сразу понимаешь, что это наши люди. Свои в доску. Хотя они самого что ни на есть обывательского вида. Но родные.
Это чувство общности с людьми на экране возникает неожиданно, необъяснимо, и всеохватывающе. Сначала показывается один старенький человек, потом их становится все больше, они осваивают поляну активнее, рассматривают деревья смелее. И потом даже прикасаются к одному стволу. Самому толстому. Гладят его. И кто-то даже доверчиво трется спиной.
Мы не слышим их речи, их разговоров, но по неуловимым признакам, понимаем, что они говорят на русском, и ни на каком ином и говорить им невозможно. И тогда мы слышим фонограмму известной песни.
«А я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму».
И хохот пробегает по залу. Мы понимаем, что эти слова приобрели совсем иной смысл. Они поются от лица нашего родного полуострова.Это Крым хочет в Россию. Это Крым называет ее мамой. Хочется привести целиком этот и так всем известный, но теперь наполненный уже совсем с другим смыслом, текст песни Михаила Ножкина.

Мы так давно, мы так давно не отдыхали
Нам было просто не до отдыха с тобой
Мы пол-Европы по пластунски пропахали
А завтра снова, наконец последний бой

Ещё немного, ещё чуть-чуть
Последний бой он трудный самый
А я в Россию домой хочу
Я так давно не видел маму

Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев
Четвёртый год солёный пот и кровь рекой
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться
А мне б до Родины дотронуться рукой

Ещё немного, ещё чуть-чуть
Последний бой он трудный самый
А я в Россию домой хочу
Я так давно не видел маму

Последний раз сойдёмся завтра в рукопашной
Последний раз России можем послужить
А за неё и умереть совсем не страшно
Хоть каждый всё-таки старается дожить

Ещё немного, ещё чуть-чуть
Последний бой он трудный самый
А я в Россию домой хочу
Я так давно не видел маму.

Эта песня будет ненавязчиво повторяться на протяжении всего короткого фильма. И постоянно она будет сопровождаться радостным оживлением зала. Собственно, в этом и заключается режиссура. Хорошо известное показать заново, с неожиданной стороны, и раскрыть в нем новый, неизвестный смысл.
Оператор снимает экскурсию группы отдыхающих. Всего три плана, в которые укладывается весь фильм. Вот они плывут на катере. Смотрят в иллюминаторы. Оператор по очереди подходит к каждому, снимает лица, и просит выразить свои впечатления одним хорошо известным жестом – поднять большой палец. И все этот жест чистосердечно и простодушно повторяют. И мы видим, что они совсем не лицемерят, поднимая палец. А как бы голосуют. «Крым наш»!!! Потом эта же группа поднимается куда-то на фуникулере. И неутомимый видеолюбитель снимет всех по очереди кто едет на гору. И когда они благополучно сходят, здоровается с ними. Ну, и последний, самый короткий кадр… Группу ждет дегустационный зал… и в пластмассовых стаканчиках уже что-то мелко налито. Жирная точка. Вот и весь фильм. Не сказано ни одного слова. Но все понятно. Солнце, море, горы и вино…
После такого фильма, Василию Сигареву отпускаю все его «чернушные» грехи. Вольные и невольные.
Мы выходили и показывали друг другу большие пальцы. Крым то наш! Волшебная режиссура, минимальными средствами сказано так много.

На моем фото В.Сигарев перед началом показа. Кто рядом с ним не знаю.


Рецензии