Парашютный шёлк

- Как, у вас нет детей?! Ты же говорила, что вы женаты пять лет.
- И, что? Кто-то даёт обязательство немедленно обзавестись детьми, когда женится?
- А, для чего вы тогда женились?
Сказать по правде, этот вопрос всегда повергал меня в ступор. Ответ на него кажется до боли очевидным, но, тем не менее, мне не раз за жизнь приходилось слышать его.
- Люди женятся, чтобы быть вместе, - просветила я свою новую приятельницу.
Ей не суждено было стать моей подругой. Эля очень хорошая, правильная, интересная. Она общительная, и ей приятно моё общество, а мне её, но мы с ней слишком разные.
- Странно, - изрекла Эля, помолчав немного. - Если бы у нас с мужем не было Лильки, мы давно разбежались бы.
- Так, может, тогда и жениться не стоило?
- Может, и не стоило, - произнесла Эля со вздохом, и её красивые тёмно-синие глаза сделались невидящими.
Она барахтается какое-то время в воспоминаниях, а после начинает рассказывать. Голос звучит отстранённо, словно Эля рассказывает не о себе.
В двадцать лет она училась в педагогическом институте и встречалась с парнем. Любви особой не было, просто возраст подошёл, когда людям вроде как полагается встречаться. В те времена людям много что полагалось, не то, что сейчас - живём, кто во что горазд. Парню полагалось, например, уходя в армию, иметь девушку. Девушке полагалось парня из армии ждать, а его друзьям, родне и просто знакомым дружно за ней шпионить и парню о её поведении докладывать, и так все два года его службы. Если девушка была верной и дождалась, парню полагалось на ней жениться.
Однако парни хитрили. Под предлогом того, что всё равно скоро женятся, они нередко уговаривали невесту вступить с ними в связь, а после... После кому как повезёт. Трагедий было много. При этом выходить замуж и обзаводиться первым ребёнком девушке полагалось строго от восемнадцати до двадцати, максимум двадцати двух лет. Дальше ярлык старой девы или статус бесплодной женщины.
Эле повезло, потому что обошлось без трагедий. Её парень сделал ей предложение, как только возникло первое подозрение на беременность. Более того, он сразу потащил невесту в ЗАГС, чтобы не доводить до того момента, когда подвенечное платье начнёт на невесте трещать.
К слову о платье. Стояли времена едва ли не самого жёсткого дефицита, и купить в магазине для новобрачных можно было разве что пару аляпистых сувениров с прибабахнутыми голубками. Впрочем, денег у будущих молодожёнов всё равно не было.
Эля занималась парашютным спортом и выклянчила у своего спортивного начальства списанный за негодностью белый парашют. Талантами моя приятельница наделена щедро, и руки у неё растут, откуда надо. Эля уселась за работу.
- Шить себе самой свадебное платье - плохая примета, - говорили все, кому не лень.
Тогда Эля отмалчивалась, а, рассказывая об этом мне, эмоционально возражала бывшим собеседникам:
- Ну, кто вам сказал?! Мы, вон, восьмой год уже женаты, Лилька в первый класс скоро пойдёт. Плохая примета! Это надо додуматься до такого? Когда невеста сама себе шьёт платье, это означает только одно: она умеет шить!
- Люди разное болтают, - соглашалась я. - В день нашей с мужем свадьбы вообще дождь шёл. Бабки обквакались, что мы жить не станем. Всех не переслушаешь.
- Подумаешь, дождь! - Досадливо отмахнулась Эля. - Вот, в день нашей свадьбы...
Свадьба Эли и Марата пришлась на второе марта. Стояла пасмурная, грязная распутица. Эля по её собственным словам была неотразима в самодельном платье из парашютного шёлка и фате, позаимствованной у подружки. Позже я смотрела свадебные видео и фотографии в гостях у Эли. Это было что-то.
Есть тип женщин, коих не красит молодость. Она их простит. Эля относится к числу таковых. С фотографий и кадров видеозаписи на нас смотрела крепкая, даже немного полноватая девушка в платье, которое искажало пропорции её фигуры так, что невеста была похожа на пенёк вековой берёзы, а веночек флёрдоранжа делал и без того круглое личико огромным белым блином. Взгляд юной Эли был затравленным, двигалась она деревянно, на вопросы чиновницы отвечала испуганно. Я смотрела на свою изящную, стильную и бойкую двадцативосьмилетнюю приятельницу и на девушку с фото и видео, и мне не верилось, что это тот же самый человек.
Жених с невестой назанимали денег у всей родни с друзьями. С трудом, по блату, раздобыли кольца, которые пришлось то ли ужимать, то ли раскатывать, честно говоря, не помню, и смогли даже организовать кое-какое торжество. Однако путь к свадебному застолью оказался тернистым.
Эля, немного нервничая, ждала жениха по традиции у себя дома в окружении родни и подруг. Жених опаздывал. Невеста волновалась. На дорогах жуткая скользь, не случилось бы чего.
Пока гости занимали друг друга шутками и разговорами о хозяйственной стороне праздника, невеста улизнула сначала в подъезд, а после и вовсе во двор. Под каблук попала ледяная кулижка. Нога, обутая в летнюю туфельку на шпильке, заскользила, и Эля со всего размаха плюхнулась в грязь. Она даже не почувствовала боли, только досаду.
Когда вывалянная в грязи невеста явилась назад в квартиру, поднялся неописуемый гвалт.
- А я им сказала: "Спокойно! Это парашютный шёлк. Сейчас всё ототрём.
Эля в подробностях рассказывала, как она взяла тряпочку, намочила её и принялась оттирать грязь. Та с позором капитулировала на глазах изумлённой публики, а невеста только похохатывала довольно. Так и скоротали время до приезда жениха.
- Повезло, что ты ногу не подвернула, - произнесла я, когда в рассказе Эли случайно образовалась пауза.
- Я крепкая! - Ответила она самодовольно. - Только колготки порвала в клочья. Так, это ничего: Наташка мне свои новые тут же принесла. Он близко живёт.
Однажды Эля пришла на работу взвинченная. На мои расспросы последовал ответ, что они с мужем купили машину.
- Какие вы молодцы! - Отозвалась я восхищённо. - Поздравляю!
Автомобили в те времена стоили целое состояние. Отечественный автопром почти полностью стоял, а иномарку нужно было ухитриться раздобыть, да так, чтобы тебя ещё не наштопали при этом. Мужу Эли повезло, машину пригнали из Европы, не обманули. Тут впору плясать от радости, но Эля отозвалась раздражённо:
- Да, уж.
- Кажется ты не рада, - констатировала я.
- Муж заявил, что не станет на ней калымить. Меня до работы тоже не хочет подвозить, говорит, далеко и не по пути. Только сам ездить будет на работу - с работы.
- Это тревожный звонок, - согласилась я.
Дело в том, что в те сложные времена люди, имеющие автомобиль на нём "бомбили", то есть занимались частным извозом. Иметь машину и не калымить на ней считалось нерациональным: зачем содержать вещь, не приносящую дохода?  В стране доживал последние месяцы кризис неплатежей, а ночь, как известно, наиболее темна перед рассветом. Однако если мужчина не желает на машине калымить и не хочет подвозить до работы жену, возникает вопрос, кого он собрался возить.
- Ты поправилась или мне кажется? - Спросила вдруг Эля без перехода.
- У меня будет ребёнок, - сообщила я, светясь.
- Ты же не хотела детей.
- Не хотела - не хотела, а потом захотела.
- Да, надо, - согласилась Эля. - Возраст уже... Тебе сколько? Двадцать шесть? Ой, ужас какой!.. Все сроки вышли! Надо, надо, а то скоро стареть начнёшь, болячки возрастные начнутся. И чтобы муж не убежал, а то ваш брак непонятно, на каких соплях держится.
Я хотела ответить что-то колкое, но меня отвлекли.
- Как ты тяжело ходишь! - Осудила меня Эля перед самым моим уходом в декрет.
- Ты, можно подумать, порхала, как бабочка, за два месяца до родов!
В ответ прилетел задорный смех. "Противная девчонка!" - Подумала я, провожая приятельницу злым взглядом.
- Как муж? Как дочка? - Поинтересовалась я, когда мы встретились на работе, спустя два года.
- Дочка хорошо. На одни пятёрки учится, - гордо ответствовала Эля. - А муж... объелся груш!
- Как так? У вас же было всё: ребёнок, машина, квартира... Живи-радуйся!..
- Купил машину и начал на ней девок разных возить, - зло повествовала Эля, и её тёмно-синие глаза сделались почти чёрными. - Полгода назад объявил, что уходит к одной из них. Я его, видите ли, как женщина не устраиваю! Хорошо, квартира досталась мне по завещанию. Нам с Лилькой хоть жить есть, где.
- Да уж, эти мужики... Если бы я со своим развелась, никогда в жизни не посмотрела бы больше ни на одного! - Жахнула я не только из женской солидарности, но и потому, что вправду так думаю.
- Ещё чего! - Досадливо всплеснула руками Эля. - Я нашла себе мужчину. Одна с ребёнком жить не собираюсь.
- Ты вышла замуж второй раз? Поздра...
- Я не собираюсь с ним расписываться, - прервала Эля мою восторженную тираду.
- Почему? Разве ты считаешь нормальным жить на одной жилплощади с мужчиной, который тебе никто?
- Да, какая разница? - Вздохнула она. - Был и штамп в паспорте, и достаток, и ребёнок есть общий, а всё равно убежал. Что им надо, мужикам этим?


Рецензии
Хороший рассказ...

Олег Михайлишин   12.09.2020 18:44     Заявить о нарушении
Благодарю!

Ярослава Казакова   12.09.2020 19:44   Заявить о нарушении