Артефакт. 19. Элламарис - контакт

- Рагаса грохнул. Ну и скотина же ты, - печально сказал Ангуан, осматривая тело программиста с пробитым верхним отростком.
- Ну, извините - я не думал, что у вас так мало места и острые углы торчат, - буркнул ЛланРрук.
- Жалкие оправдания...
- А чего вы хотели? Я ж воплощение зла, из-за которого погибла куча бурмасян. Одним человеком больше, одним меньше...
- Я это знаю - просто полезно лишний раз удостовериться, какая ты скотина.
- Уж кому говорить об этом, но не человеку, намеревавшемуся убить миллиарды разумных существ, - ехидно заметил ЛланРрук.
- К чему спорить о чужаках? - вмешался Ниглео. - Мы должны заботиться о благе своей цивилизации. Наша главная задача - найти Артефакт, который поможет победить Представителей.
- Артефакт? - заинтересовался ЛланРрук.

Ниглео в ответ прочитал ЛланРруку краткий курс истории Кадмона - вплоть до текущей войны.
- Ядро пыталось выйти на контакт с Представителями долин, но у вас ничего не получилось, поскольку они эгоистично цепляются за власть, не думая о благе бурмасян. И только Друзья, от имени которых я имею честь выступать, смогли с вами договориться.
- Чудесно, - хихикнул ЛланРрук. - Историю Кадмона я и сам знаю - изучал при подготовке к контакту. Но интересны акценты, которые вы в этой истории расставили. Вы ненавидите Представителей и ведёте с ними войну. И вы говорите сейчас отнюдь не от имени Друзей. Капитан Ниглео, вы сочувствуете Сердитым?
- Передача записи за пределы станции перекрыта, поэтому не вижу смысла скрывать, - пожал плечами капитан. - Я сам Сердитый. Латерран и Рагас - не из Сердитых, но сочувствуют нам.
- Ещё вопрос, кто кому сочувствует, - усмехнулся Ангуан. - Сердитые появились, благодаря моему прадеду. Ожерелье Дружбы - его проект, который Весёлые присвоили себе, ради этого даже имя сменили и устроили бойню ради дружбы. Это мы, Ангуаны - настоящие авторы Ожерелья, а вы - сочувствующие нам фанатики.
- Мы сражаемся и умираем за свои убеждения, а вы просто болтуны.
- Мой прадед тоже умер за свои убеждения, отец составил план срыва Экзамена, а я нашёл программиста для перепрошивки Иглы. Вот такие мы "болтуны".
- Угу, план массового убийства. И вы ещё называете нас фанатиками...

ЛланРрук, с интересом наблюдавший за перепалкой, проворчал:
- Ваш спор очень занимателен и многое позволяет понять о бурмасянах, вот только никакого Ожерелья Дружбы у вас не будет. Так что без разницы, кто автор проекта.
- Это ещё почему?! - возмутился Ангуан. - Думаете, Представители победят?
- Думаю, вы проиграете - вы даже между собой договориться не можете. Но не беспокойтесь: меня не волнуют ваши внутренние распри, и я не сдам вас Представителям. Для меня они - лишь досадная помеха к установлению контакта. Как легитимных представителей бурмасян я воспринимаю лишь Друзей.
- А вы знаете, что из Друзей осталась в живых одна лишь Иэлли Андарен, и она уже очень стара? - спросил Ниглео.
- А когда она умрёт, кто будет представлять Друзей? - заинтересовался ЛланРрук.
- Приятели Друзей, конечно.
- О! И кто главный среди Приятелей? Это очень важный вопрос - именно с этими бурмасянами придётся договариваться Ядру и мне как его посланнику.
- На Кадмоне - Эллеро Линда. На "Элламарис" - я.
- Эллеро... Линда? Он родственник Эллеро Карна?
- Да, племянник.
- Но почему тогда он не входит в число Друзей?
- Его отец поссорился с Карна. Идеологические разногласия, осложнённые личной неприязнью. Он даже женился на дочери Ангуана Солла.
- Так значит, наш любезный Ангуан Латерран - его родственник?
- Да, он мой двоюродный дядя, - пожал плечами Ангуан. - Но это неважно. Всё неважно. Рагас погиб. Аэнганцы погибнут. А скоро и нас уничтожит какой-нибудь шальной кусок сферы-колыбели...
- Ангуан, перестань раскисать, у нас ещё много работы, - нахмурился капитан. - Главная задача - сорвать Экзамен - решена. Следующая задача - наблюдение за Артефактом.
- Вы думаете, что Артефакт поможет вам победить Представителей? - задумчиво спросил ЛланРрук.
- Конечно, - подтвердил Ниглео. - А, справившись с Представителями, мы договоримся с Ядром о помощи Кадмону.

ЛланРрук аж булькнул и схватился щупальцами за голову. Эти существа, похоже, жили в своих безумных мечтах - притом ещё и поддерживали друг друга эмоциями, создавая вокруг себя поле неадекватной уверенности в своих силах.
- О какой ещё помощи?! Если вы хотите помощи со стороны Ядра, а не кары за провал Экзамена, вам нужно, прежде всего, спасти вжзыжгиков. Причём это нужно сделать срочно, пока ещё работает Полугалактический Коридор на Вжзыжг. Эта планета находится на противоположном радиусе Галактики, и добираться по ней обычными путями, без Ровного Коридора - слишком долго. Пока доберёмся, будет уже поздно.
- Если бы мы даже вдруг захотели, пресмыкаясь перед Ядром, бросить все силы на спасение насекомых - что мы можем сделать для них без Иглы? - нахмурился Ниглео. - Я думал, это безнадёжно.
- Я напишу в Совет, - медленно заговорил ЛланРрук, лихорадочно пытаясь придумать выход. - Меня, конечно, не послушают. Я ручался за вас, а вы провалили Экзамен. Это крах моей карьеры как Советника. Но я буду писать снова и снова - о, заваливать Совет письмами я умею! Я предложу им способ спасения вжзыжгиков.
- Какой способ? Послать им ещё одну Иглу? Войти в неанонимный контакт?
- Первое невозможно - в Галактике было всего три Иглы, две уже заняты, одну мы израсходовали. Создание новой Иглы - долгое дело, и пока не нашлось ни одной цивилизации III уровня, которая бы предложила нам свою помощь. Второе - слишком рискованно. Ядро, скорее, пойдёт на гибель половины населения Вжзыжга, чем решится на неанонимный контакт. Мы слишком хорошо помним Этианею...
- Ну, значит, без вариантов: проблема неразрешима, вопрос закрыт, - развёл руками Ниглео.
- Нет, есть ещё выход... единственный выход. Частично анонимный контакт.
- Частично анонимный - это как?
- Это значит - почти без участия Ядра, на свой страх и риск. Я правильно понял, что отсюда на Кадмон открыт Четвертьгалактический Коридор?
- Да, верно.
- А отсюда на Вжзыжг - Полугалактический Коридор. Пока червоточины этих двух коридоров не ушли слишком далеко от планет назначения, нужно организовать переправку достаточного количества бурмасян на Вжзыжг для организации контакта. После этого Коридор будет закрыт.
- Значит... когда эти бурмасяне смогут вернуться на Кадмон? - невольно задумался Ниглео. ЛланРрук попытался скрыть ликование: капитан сначала категорически отрицал возможность помощи вжзыжгикам, но теперь уже перешёл к стадии размышлений.
- По стандартным транспортным коридорам - очень нескоро. К этому времени их дети на Кадмоне успеют состариться. Если возможность возвращения вообще будет.
- Возможность возвращения... - прошептал Ниглео и добавил совсем тихо непонятное:
- Она умрёт, а Таллиа останется такой же...
- Что за ерунда? - вмешался Ангуан. - Если мы даже переправимся на Вжзыжг, как мы сможем уговорить тамошних жителей? Боюсь, наши способности к эмпатии не работают при таких сильных биологических различиях. И как мы вообще поймём, что делать?
- Для этого с вами буду я - профессиональный контактёр и единственный представитель Ядра на планете. Но никаких контактов со мной Совет поддерживать не будет. Равно как и с другими бурмасянами. Вжзыжгики поймут, что не одиноки во Вселенной, и узнают о существовании бурмасян - но это будет грозить неприятностями лишь вам, но не другим разумным цивилизациям.
- Но возможность возвращения...
- Может возникнуть лишь через тератики. Впрочем, пока не вырастим из Вжзыжга цивилизацию I уровня, о возвращении лучше не думать.

В рубке воцарилось молчание. ЛланРрук хорошо ощущал эмоции Ниглео и Ангуана: они оба были растеряны и не знали, что делать. Аллеворец испытывал похожие чувства - то ли под влиянием эмпатов, то ли сам по себе.

- А ведь неплохой выход, - пробормотал Ангуан.
- Ангуан, ты что? - изумлённо воззрился на него Ниглео. - Какой ещё неплохой выход? Кадмон должен строить Ожерелье Дружбы, а не отвлекать свои и без того скромные силы на спасение насекомых.
- Капитан Ниглео, извините, - проворчал Ангуан. - Я только что хотел убить миллиарды человек, но... дождь меня унеси, меня волнует судьба этих насекомых. Ожерелье Дружбы... ценой гибели цивилизации? Это странная дружба, не находите, капитан?
- Я всегда думал, что бурмасяне - превыше всего. Да, я читал в библиотеке Аэннара много книг, говоривших о других цивилизациях, об Ожерелье Дружбы для всей Галактики... Но мне кажется, это просто красивые мечты, а мы должны твёрдо стоять на земле и думать о своём народе. Так считают мои соратники.
- Аэннар... - скривился Ангуан, - мне плевать на мечты глупца Аэннара, тщетно боровшегося с проектам моего прадеда, и на Ядро тем более плевать. Просто этих жужжиков жалко.
- Капитан Ниглео, вы уже видели столько удивительного, - вкрадчиво сказал ЛланРрук. - Сферу-колыбель и её гибель, Скоростную Иглу, червоточины... Всё это творение рук единственной разумной цивилизации. И это лишь малая доля чудес, которые таит в себе Галактика и на которые способна цивилизация 3-го уровня. А ведь вжзыжгики могут тоже со временем дорасти до 3-го уровня... если их спасти.
- Вы требуете от меня слишком многого, - вздохнул Ниглео. - Бурмасяне отказались от развития много тысячелетий назад, это наша судьба. Аэннар пытался вновь указать нам путь в космос, но его идеи нам слишком дорого обошлись. Так что мы теперь опытные и боязливые и стараемся не рисковать попусту. А вы предлагаете мне сделать выбор не только за бурмасян, но и ещё за одну цивилизацию, о которой я почти ничего не знаю.
- Решаете не вы, а Иэлли Андарен, - напомнил ЛланРрук.
- Она стара... Боюсь, она может не дожить до прихода информации об Артефакте и нашего возвращения на Кадмон. И тогда решать будет Эллеро Линда, а он хочет победить Представителей с помощью Артефакта и строить Ожерелье Дружбы. Как-то так, - пожал плечами капитан.
- Но вы как второй Приятель тоже имеете право действовать от имени бурмасян. Вы-то хоть понимаете, что вам надо становиться контактёрами? - жалобно сказал ЛланРрук.
- Я послушаю, что скажут Иэлли Андарен и Эллеро Линда, и решу судьбу нашего народа на основе их слов.
- В таком случае, вам нужно разблокировать передачу данных и отправить информацию на Кадмон - и поскорее! Ядро скоро обнаружит, что Игла ушла по неправильному маршруту, и нагрянет сюда с инспекцией. Вас может спасти лишь конвенция, согласно которой мы находимся на территории а-пеленгаторов-синих. Если эта сверхцивилизация вдруг окажется к нам добра (а предсказать её мотивы даже я не в силах), апельсины, быть может, позволят нам дождаться  ответа с Бурмаса прежде, чем передать нас в руки Совета по Контактам.
- Если они окажутся к нам добры, они, в первую очередь, не дадут обломкам собственной сферы-колыбели уничтожить нашу станцию, - проворчал Ниглео.
- Если учесть, что мы постепенно приближаемся к сфере, обломков будет становиться всё больше... Кстати, а станция вообще расчитана на долгое ожидание?
- Смотришь в корень, слизняк. Мы набрали запасы еды - только сможешь ли ты их употребить или у тебя заворот кишок случится? Я рассчитывал отправить команду на Кадмон, сесть в спасательную шлюпку и дрейфовать в ней шесть месяцев, пока зонд-связной не вынырнет из червоточины с фотографиями с Бурмаса. Шлюпка будет следовать за червоточиной, поскольку та постепенно удаляется от сферы-колыбели.
- За меня не беспокойтесь, - подпрыгнул ЛланРрук. - Я сгоняю на "ЛланРрукПрыг" за едой и запасами воздуха. Вам-то в "ЛланРрукПрыг" будет слегка неудобно, он для вас... маловат, скажем так. Чтобы вас туда поместить, придётся сложить пополам и отрезать торчащие конечности. Поэтому лучше мы все вместе разместимся в шлюпке, а корабль может дрейфовать параллельно нам - мы будем брать оттуда необходимые запчасти для систем жизнеобеспечения.
- Что?! Я должен провести шесть месяцев с гадёнышем-контактёром? - зарычал Ангуан.
- В чём проблема, Ангуан? Ты можешь вернуться на Кадмон.
- Нет уж, я хочу первым увидеть фотографии с планеты предков и узнать, как Игла унитожила проклятый Аэнган.
- Тогда тебе придётся смириться с присутствием гадёныша-контактёра.


Рецензии