Истоки ностальгии

   Почему многие уехавшие через некоторое время начинают тосковать по берёзкам? Вопрос не праздный, ибо размышления об этом не допускают встречи со страданием.

   Психологи из Южно-Калифорнийского университета опровергли результаты предыдущих исследований ностальгии. Оказалось, что предаваться приятным воспоминаниям не так уж безопасно.
   Трава была зеленее, мороженое вкуснее, а люди добрее — в светлом и ярком прошлом. Песня, услышанная по радио, или знакомый, но забытый аромат или вкус пробуждают соблазнительное переживание, включают ментальную машину времени. «Ностальгия — смешанная эмоция. И негативная, — поясняет автор исследования Дэвид Ньюман, докторант колледжа Даны и Дэвида Дорнсайф, изданию Medical Xpress. — Мы выяснили, что люди думают о былых хороших временах в моменты, когда что-то идет не так в настоящем».

   Иной раз человек вполне прилично обустраивается в стране прибытия и даже обрастает социальными связями с аборигенами. Однако внутри чувствует оторванность от корней и что «не с кем русским словом перемолвиться».  При современных средствах связи и смартфонах это представляется надуманным.  А выражение «корни» надо рассмотреть внимательней.

   «Личность» вырастает из понятий, наложенных на сознание в ходе жизненного процесса. Понятия вырастают из Логоса (Закона, Языка), в свою очередь возникающего из протосмыслов – подобно тому как «электрон» состоит из вибраций. Какая почва – таков и корень. На осинке не родятся апельсинки – и наоборот.
Для того чтоб пересадить себя в иную почву, надо
 
   А) либо отрастить себе новый корень (выучить язык и говорить на нём свободно, даже во сне и принять соответствующий образ мыслей без критики), вытянуть этот корешок, укоренить в новом месте и постепенно перетянуть туда всё дерево своего Ума,
   Б) либо (не все могут себе это позволить) от Ума вообще освободиться. Это автоматом освобождает от необходимости ассимиляции.
И в первом и во втором случае проблема в привязанностях: к памяти и образу мыслей , то есть к собственным ограничениям. Рассмотрим и их истоки.
А) Что такое память? Как она образуется и накапливается? Откуда берётся образ мыслей и мыслеобразы?

   «Индивидуальное сознание подумало "я атом по природе и в размерах", и стало атомом. Но оно только "как бы" стало таким, в своем искаженном воображении. Как человеку может присниться, что он мертв и что у него другое тело, так и это индивидуальное сознание, которое на самом деле имеет тончайшее тело чистого сознания, теперь начало идентифицировать себя с плотностью и стало плотным.
Как гора отражена в зеркале и видится внутри зеркала, индивидуальное сознание отражает внешние объекты и действия, и скоро начинает думать, что все они внутри него и что оно тот, кто выполняет эти действия и ощущает эти ощущения.
Когда индивидуальное сознание желает видеть, на плотном теле формируются глаза. Также формируются кожа (тактильное ощущение), уши, язык, нос и органы действия, – они формируются как результат соответствующего желания, возникающего в индивидуальном сознании. Так индивидуальное сознание, с тонким телом сознания, существует в теле, воображая различные внешние физические ощущения и разнообразные внутренние психологические ощущения. Так, обратившись к нереальному, которое кажется реальным, вездесущее сознание, теперь кажущееся ограниченным индивидуальным сознанием, запутывается в собственных сетях.»  (библия адвайты, Йога Васиштха)
   Это самое сознание, которое начало считать себя ограниченным и имеющим физическое тело, постигает внешний мир, который из-за завесы непонимания кажется материальным. Кто-то думает, что он русский, кто-то еще думает что он кто-то еще, – таким образом индивидуальное сознание воображает то или иное, и привязывает себя к иллюзии кажущегося мира.

   Таким образом, память являет собой отпечаток внутренних реакций на собственные ощущения, которые недостоверны. Воистину, лучше б её не было.
   Потому как все страдания в стране прибытия происходят от беспокойства ума в рамках «раньше – теперь», «было – стало», "мы - они". Это третий вид описанного Буддой страдания – страдание перемен. Когда и на месте не сидится, и перемены не приносят ожидаемого наслаждения. Это камень преткновения, о который вновь и вновь разбиваются волны эмиграции. Однако если дать себе возможность проанализировать всё вышеописанным способом, становится ясно – ничего не было. Всё «былое» и все думы – пардон, лишь высер мозга. Бесконечные вариации стенаний Васисуалия Лоханкина на тему своего места в мировом процессе, «Кто виноват» и «Что делать?»..

   То есть никакой ностальгии для мыслящего индивида, проникающего вглубь процесов, быть не может так же, как и его собственной «Личности». Как и никаких страданий. Так что самое мудрое - просто найти подходящий климат и позволить себе быть тем негром под бананом из старого анекдота.
    Итак, любое понятие (об "идентичности") является самоограничением. Беседа с себе подобным - наслаждением. А безмолвие - блаженством. Почувствуйте разницу.

  Есть притча. Один ученик пришел к Учителю и начал жаловаться, что до сих пор не постиг дзен. Тот велел принести таз воды и попросил ученика наклониться над тазом. И тут же мгновенно схватил его за шею и засунул голову под воду. Подержал его, пока тот не стал захлёбываться и только тогда отпустил
- Что ты почувствовал, друг мой? - поинтересовался он у хватающего воздух юноши.
- Желание дышать, - был ответ.
- Если бы ты ежедневно вставал и ложился с таким же сильным желанием постичь дзен - ты бы не болтал всякую ахинею и давно просветлел.
   


Рецензии