Рейд Дулиттла

После выхода на экраны блокбастера «Перл-Харбор» в 2001 году, который посмотрели многие россияне, они поняли, что в отместку на нападение японцев на военно-морскую базу на Гавайских островах, американцы совершили дерзкий налет на японские острова и на столицу Японии – Токио. Но это был далеко не первый налет авиации с пропагандистской целью.  Первыми в этом списке были советские летчики дальней морской авиации.

В ответ на начало массированных воздушных налетов немецко-фашистской авиации на Москву Ставка Верховного Командования приняла решение приступить к бомбардировке столицы фашистской Германии – г. Берлина. Инициаторами этой идеи выступили Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов и генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков. Ставка согласилась с их мнением, и в результате детальной проработки вопроса выбор пал на 1-й минно-торпедный авиационный полк (мтап) 8-й авиабригады ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) под командованием полковника Е.Н. Преображенского. Он лично возглавил особую группу, собранную из всех пяти авиационных эскадрилий первого полка, которая в начале августа 1941 г. перебазировалась на один из четырех самых больших островов Моонзундского архипелага – о. Саарему (Эзель, Моонзундский архипелаг).

С аэродрома Кагул (о. Эзель), который к тому времени располагался в тылу противника, тактический радиус дальних бомбардировщиков ДБ-3ф обеспечивал возможность нанесения ударов с воздуха по Берлину. Но столицу фашистской Германии можно было достичь не только с учетом предельного радиуса действия самолетов 1-го мтап, но и при условии выполнения полета только в ночное время суток и в основном над водной поверхностью.

После первого пробного разведывательного полета с острова по маршруту группы из пяти ДБ-3ф под командованием капитана А.Я. Ефремова было принято окончательное решение на бомбардировку столицы Третьего рейха.

Вечером 7 августа один за другим взлетели тринадцать максимально груженных крылатых машин. Флагманом шел Е.Н. Преображенский, вторую группу вел В.А. Гречишников, третью возглавлял А.Я. Ефремов. По маршруту шли на высоте 7 км, температура за бортом была отрицательная, стекла кабин и очки шлемофонов членов летных экипажей обмерзали, периодически пользовались аварийными кислородными приборами.

В историческом вылете над Берлином побывало пять самолетов полка, остальные экипажи отбомбились по Штеттину. О неожиданности действий морских авиаторов говорит тот факт, что наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150-ти самолетов Великобритании прорваться к Берлину.

И бомбардировка японских островов самолетами, взлетающими с авианосцев, тоже была не первой.  Первую совершили англичане 11 ноября 1940 года, напав самолетами с авианосца на базу итальянского флота в Таранто.

Контр-адмирал Листер подвел эскадру на расстояние 170 миль к цели и отдал приказ на взлёт. В 20:40 стартовала первая волна «Суордфишей»: 6 – оснащённых торпедами, 4 – бомбами и 2 – бомбами и осветительными ракетами. Атака планировалась под прикрытием темноты, так что осветительные ракеты были важной частью плана. В 21:10 поднялась следующая волна из 9 торпедоносцев, 4 из которых несли бомбы и 2 – ракеты. При этом один из самолётов потерял подвесной бак с топливом и вынужден был вернуться на борт авианосца. Первой волной командовал капитан-лейтенант К. Вильямсон, второй – Дж. Хейл.
Оставалось выяснить на практике: что сможет сделать горстка из 20 бипланов против 6 дредноутов, более полутора десятков крейсеров и эсминцев, прикрытых береговой зенитной артиллерией?

Выйдя на цель, торпедоносцы первой волны разделились. Часть пролетела севернее над мысом Сан-Паоло, прорвалась через аэростаты, дав залп осветительными ракетами, которые высветили местоположение кораблей в большой гавани Маре-Гранде. «Суордфиши» пролетели над крейсерами «Фиуме», «Гориция» и «Зара», атаковав корабли в малой гавани – Маре-Пикколо. В это время другая часть самолётов зашла южнее через насыпную косу Дига-ди-Торонтола, атаковав с перекатом линкоры «Конте ди Кавур», «Андреа Дориа» и «Витторио Венето». «Конте ди Кавур» получил попадание 730-кг торпеды и затонул, а крейсеры в Маре-Пикколо были повреждены.

Вторая волна самолётов выходила на цель с севера, со стороны суши. Её целью стали линкоры «Литторио», «Кайо Дуилио» и «Джулио Чезаре». Новейший «Литторио» получил три торпеды и вынужден был выброситься на берег, чтобы избежать затопления. «Кайо Дуилио» после одной торпеды также выбросился на берег, а «Джулио Чезаре» практически не пострадал.
Потери британцев составили 2 «Суордфиша», причём один экипаж погиб, а капитан-лейтенант Вильямсон попал в плен вместе со своим штурманом. Таким образом, англичане «разменяли» два биплана на один уничтоженный и два тяжело повреждённых линкора. Стоимость этих двух видов вооружения трудно сопоставить даже приблизительно. При этом заграждение итальянской ПВО было более чем внушительным: 22 поисковых прожектора, 13 станций аэрофонии, 101 зенитная пушка и 193 пулемёта. Они выпустили по атакующим самолётам 13 489 снарядов, добившись всего двух результативных попаданий. Таким образом, потери британских торпедоносцев от аварий оказались в два раза выше боевых.

В один момент главные линейные силы флота Италии уменьшились с 6 линкоров до 3. «Литторио» и «Кайо Дуилио» позднее удалось ввести в строй, но их ремонт растянулся на полгода. «Кавур» подняли со дна, но до конца войны так и не отремонтировали.

Смелый рейд одного авианосца позволил изменить всю расстановку сил на Средиземном море, практически устранив опасность больших потерь в эскадренном сражении и обезопасив коммуникации обеспечения британских войск в Африке. Оказалось, что внезапный налёт нескольких десятков самолётов, даже откровенно слабых и устаревших (какими и были «Суордфиш»), представляет смертельную угрозу весьма многочисленным силам линейного флота. При условии хорошего планирования и разведки самолёты могли сбросить груз бомб и торпед с замечательной точностью, уничтожение же одного линкора противника многократно перекрывало по стоимости потерю нескольких собственных самолётов. Средства ПВО того времени просто не могли обеспечить оперативного противодействия неожиданному налёту авиации, особенно в ночных условиях. Поэтому стало очевидным, что флот необходимо прикрывать истребительным «зонтиком» с постоянным ведением авиаразведки на дальних подступах. Опыт атаки на Таранто тщательно изучали планировщики другого, куда более масштабного рейда – на Пёрл-Харбор, где была поставлена жирная точка в господстве линкоров на море.

Но вот где были первыми американцы, так это в использовании не специальных  самолетов морской авиации, как правило, тихоходных и не обладающих большим радиусом действия, а самолетов армейской бомбардировочной авиации Б-25.  Вот об этой рейде и пойдет речь ниже.

Рейд Дулиттла, состоящий из 16 самолетов, нацеленных на шесть различных японских городов, позволил США восстановиться после разрушительных потерь в Перл-Харборе. 8 декабря 1941 года американский боевой флот в Перл-Харборе превратился в тлеющие руины. 4 линейных корабля были потоплены, 188 самолетов уничтожены, а 2403 человека погибли.

После атаки, американский боевой дух был чрезвычайно низким. Затемняющие шторы опустились на окна в городах западного побережья в страхе перед вражескими бомбардировщиками. Японцы одержали победу за победой, захватив Филиппины, Гуам и другие территории с необычайной легкостью.

Однако, после череды потерь США вспыхнул огонь мести. Американский сенатор Артур Ванденберг запечатлел настроение страны: «Врагам мы отвечаем: ты обнажил меч, и от этого ты умрешь». Эта месть пришла в виде небольшого, но мощного воздушного налета во главе с Джеймсом Гарольдом Дулиттлом, удачно названным "Рейдом Дулиттла".

Через несколько дней после нападения на Перл-Харбор президент Франклин Рузвельт призвал нанести воздушный удар по японской земле. Генерал Генри Арнольд выбрал Джимми Дулиттла - известного летчика и авиационного инженера со степенью доктора наук из Массачусетского технологического института - для планирования, подготовки и личного руководства ответным ударом, который официально назывался «Специальный авиационный проект № 1». Целями США были промышленные и военные комплексы, прежде всего в Токио, а также в Кобе, Нагое, Осака, Йокогама и Йокосука.

«Была надежда, что нанесенный ущерб будет как материальным, так и психологическим», - сказал Дулиттл в интервью в июле 1942 года. «Материальным ущербом должно было стать уничтожение конкретных целей с последующей неразберихой и замедлением производства». Американцы также надеялись, что японцы будут бояться «отзывать… боевую технику из других театров войны для обороны дома», тем самым расчищая путь для захвата островов и территорий в Тихом океане. Он также выразил надежду, что этот рейд подстегнет «развитие комплекса страха в Японии, улучшение отношений с нашими союзниками и благоприятную реакцию на американский народ».

Чтобы выполнить эту работу, Дулиттлу понадобились самолеты-бомбардировщики, которые могли бы взлететь с авианосца, поскольку американские взлетно-посадочные полосы на Гавайях были слишком далеко от Японии. Он остановился на B-25 Митчелл, бомбардировщике без излишеств, для которого требовалось всего пять человек. Это был отличный самолет с большой дальностью полета, но Дулиттл и его команда должны были модернизировать его, чтобы перевозить более 1100 галлонов топлива.

Самолеты B-25 могли хорошо взлетать с авианосца, но надежно приземлиться было проблемой. Таким образом, планы Дулиттла изменились: вместо того, чтобы вернуться на USS "Hornet" после сбрасывания бомб на японскую землю, американские B-25 продолжат полет на восток до Китая, что позволило США использовать свои прибрежные взлетно-посадочные полосы.

80 человек, относительно неопытных в полетах в военное время, вызвались добровольцами на 16 самолетов рейда «Дулиттл», включая самого Дулиттла. Летчики прошли подготовку в Эглин Филд, штат Флорида. Одной из самых важных вещей, которые они узнали, было то, как поднять бомбардировщик в воздух, используя только 91 метр взлетной полосы USS "Hornet".

Летчики также практиковали ночные полеты и навигацию с минимальными рекомендациями. Дулиттл обучал своих людей навыкам атак, исключительно по военным целям, во избежание обвинений Японии в неизбирательной бомбардировке. У пилотов была возможность дать своим бомбардировщикам такие имена, как "Перст судьбы", " Месть" и другие.

Чтобы максимизировать эффективную дальность полета бомбардировщиков, USS "Hornet" проплыл как можно дальше в западную часть Тихого океана, отправившись из Сан-Франциско  2 апреля 1942 года.

Спустя 2 недели, 18 апреля 1942 года - раньше, чем ожидалось, поскольку японцы обнаружили присутствие американцев в Тихом океане, - началась подготовка, и к 9:19 утра все самолеты направлялись в Токио. Примерно через 6 часов или в полдень по местному японскому времени бомбардировщики достигли воздушного пространства Японии.

Единственным сопротивлением был плохо организованный зенитный огонь и нескольких истребителей,  ни одному из которых не удалось уничтожить даже один из  16 самолетов B-25.

Рейдеры нацелились на 10 военных целей в Токио, две в Иокогаме и по одной в каждом из оставшихся городов, по ошибке поражая школы и дома. 87 человек погибли - некоторые от смертельных ожогов в своих собственных домах - и еще 151 человек получили серьезные ранения, включая гражданских лиц и детей. В результате рейда было разрушено 112 зданий и повреждено еще 53.

В дополнение к некоторым домам и школам, рейдеры разрушили трансформаторную станцию в Токио, крайне важную для коммуникаций Японии, а также десятки заводов. «Совершенно невозможно бомбить военный объект, рядом с которым находятся жилые дома, не опасаясь причинить вред и гражданским домам», - сказал Дулиттл.

Японцы были так же удивлены нападением, как американцы в Перл-Харборе. Однако там, где японцам удалось нанести серьезный военный удар на Гавайях, «Токийский рейд» Дулиттла почти не повредил военно-промышленному комплексу Японии.

Все 16 бомбардировщиков и их экипаж вылетели из Японии и ушли через море в сторону Китая. 75 летчиков достигли Китая, но каждый из них потерпел крушение при посадке на необорудованные аэродромы или вообще на подходящие поляны на территории Китая, при этом погибло три члена экипажей. 8 других были захвачены японцами, четверо из которых погибли в плену. 1 умер от болезни, а остальные 3 были казнены. Китайцам удалось эвакуировать оставшуюся част летчиков ь из страны и они окольными путями вернулись  на территорию США.

Сам Дулиттл выжил и вернулся в США, где его повысили до бригадного генерала и наградили Почетной медалью за лидерство в рейде. Награду ему вручил лично президент Рузвельт в Белом доме.

Рейд Дулиттла, хотя и был успешным, но был небольшой тактической победой; Инфраструктура и войска Японии остались практически невредимыми.

Однако это был стратегический триумф американской морали. Япония была уверена, что их собственная земля не может быть затронута; теперь они оказались потрясены. Этот рейд вынудил японцев расширить свой стратегический периметр, пытаясь отобрать Мидуэй-Айленд у США. Это привело к крупному стратегическому поражению японцев и стало поворотным моментом на Тихоокеанском театре Второй мировой войны.

В отместку за помощь США, японцы увеличили свое военное присутствие в оккупированном Китае, нацелившись на города, которые помогали американским рейдерам. Начиная с июня они разорили около 20 000 квадратных миль в Китае, разграбляя города и деревни, поджигая урожай и пытая тех, кто помогал американцам.

«Они стреляли в любого мужчину, женщину, ребенка, корову, свинью или что-нибудь, что двигалось», - писал в своих мемуарах отец Венделин Дункер из Иванга. «Они насиловали любую женщину в возрасте от 10 до 65 лет, и, прежде чем сжечь город, они тщательно разграбили его». Согласно одной китайской газете, город Наньчэн, в котором когда-то жили 50 000 человек, «стал обугленной землей» после трех дней атак.
За помощь США в небольшом рейде Дулиттла китайцы заплатили максимальную цену.

После  рейда, который получил широкую огласку в СМИ,  через 2 года был выпущен фильм об этом полете американцев под названием «Тридцать секунд над Токио»,  который я смотрел пару раз, появилось много различных мифов, которые не соответствовали истине.  Ниже речь пойдет о них.

- Автором идеи был подполковник армейской авиации Джеймс Дулиттл.
Ни одному лётчику настолько бредовая мысль просто не могла прийти в голову. Предложить запихнуть на авианосец армейские средние бомбардировщики мог лишь человек, слабо разбирающийся в авиации. Им был сотрудник Генштаба ВМС, капитан 1-го ранга Фрэнсис Лоу. Подводник. Когда данный креатив начальства спустили на проработку специалистам, те первым делом покрутили пальцем у виска. Потом прикинули лётно-технические характеристики и габариты самолётов. Затем почесали репу и озадаченно сообщили: «А ведь может и получиться!».

- Сталин отказал в посадке самолётов под Владивостоком.
 Расстояние от Токио до советского Приморья вдвое меньше, чем до не контролируемой японцами территории Китая. Поэтому Дулиттл действительно предлагал вариант с Владивостоком. Но начальство сразу велело ему забыть об этом, и никаких переговоров на эту тему с советским руководством не велось. Во-первых, отрицательный ответ был известен заранее. И американцы тоже были совершенно не заинтересованы в том, чтобы у СССР возникли осложнения ещё и на Дальнем Востоке. Во-вторых, из соображений секретности. Так что в Москве о рейде Дулиттла узнали из сообщений токийского радио.

- Операция была согласована с китайским руководством.
 Китайцам тоже ничего не сказали. Во-первых, по тем же соображениям секретности — ничего не сообщили даже командующему силами США в Китае, который отвечал за подготовку аэродромов. Во-вторых, опять же, знали, что ответ будет отрицательным — из-за опасения ответных карательных акций японцев. Но Чан Кайши, в отличие от Сталина, можно было тупо поставить перед фактом.

- Для облегчения хвостовые пулемёты были заменены деревянными макетами.
 А в фильме «Пёрл-Харбор» 2001 года это были вообще бортовые, причём замена производилась в последний момент, уже на палубе авианосца. Но на B-25 модели «B» не было ни хвостовых, ни бортовых пулемётов, так что «заменить» несуществующее было достаточно сложно. В реальности с самолётов убрали неактуальные в данной миссии нижние турели, а для отпугивания японских истребителей в хвостовые блистеры воткнули по паре деревяшек. И сделано это было, конечно, ещё на берегу.

- Целью рейда Дулиттла был Токио.
Большинство целей действительно находились в японской столице и примыкающих к ней Йокосуке и Йокогаме. Однако были и дополнительные в 250-400 км западней — в городах Нагоя, Осака и Кобе. Что любопытно, выбор целей осуществлялся на основании данных советской разведки. Они были получены ещё до войны в ходе «ты мне — я тебе» между военно-морскими атташе СССР и США в Токио.

- Эффект от рейда был чисто пропагандистским, так как результаты бомбардировки и близко не оправдывали потерю 16 самолётов.
 Даже для пропагандистского эффекта требовалось, чтобы налёт восприняли серьёзно. Поэтому американские самолёты не просто помахали крылышками над Японией, а сбросили на свои цели почти 15 тонн фугасных и кассетных зажигательных бомб. Результатом были разрушения и пожары на семи промышленных объектах, плюс «сопутствующий ущерб» в виде жилой застройки и военного госпиталя. Дополнительным бонусом стала пробоина в корпусе лёгкого авианосца «Рюхо», из-за чего корабль ввели в строй на четыре месяца позже запланированного. Можно спорить, стоило ли это всё 16 самолётов. Однако в истории Второй мировой есть слишком много примеров, когда такие же эскадрильи бомбардировщиков гробились с гораздо более скромными, а то и вовсе нулевыми результатами.

- Самолет B-25, севший около Владивостока, был конфискован, экипаж — интернирован.
 Так было положено по международному праву. Но эта посадка стала крайне неприятным сюрпризом не только для Москвы, но и для Вашингтона. Поэтому в первой же инструкции, отправленной американскому послу в СССР, ему поручалось «отдать самолёт русским». В качестве маленького подарка, чтобы загладить данный косяк. Так что конфисковывать ничего не пришлось. Скрыть факт посадки не удалось, и Япония потребовала выдачи «военных преступников». Наши сослались на международное право, и заявили об интернировании пилотов. На самом же деле ни в какой лагерь для интернированных они, конечно, не попали. Почти год они содержались на различных ведомственных дачах, пока не утих шум. После чего их перевезли в Ашхабад, где кровавая гэбня организовала им «побег» в Иран, до ближайшего британского консульства. Заодно слупив с лётчиков все имевшиеся у тех деньги — аж 350 долларов — на оплату услуг «контрабандиста-проводника» в штатском.

- Рейд заставил японское командование согласиться на Мидуэйскую операцию.
 Генштаб ВМС Японии дал на неё согласие ещё 5 апреля 1942 года, за две недели до рейда. Но сделал это, мягко говоря, без энтузиазма, под давлением адмирала Ямамото. Однако после авиаудара по метрополии отношение радикально изменилось. Операция, одной из целей которой было предотвратить подобное в будущем, получила зелёный свет. Генштаб сухопутных сил до этого и слышать не хотел об участии в каких-либо флотских авантюрах. Но уже 20 апреля согласился выделить десантные и инженерные части для Мидуэйской и Алеутской операций. Более того, он заявил о готовности предоставить гораздо более серьёзные контингенты для захвата, ни больше ни меньше, Гавайских островов. Эхо от взрывов бомб подполковника Дулиттла оказалось очень громким.


Рецензии