Макулатура...

          Жара  июля,  как  всегда,  ворвалась... неожиданно. Предварительные прогнозы  Сергей  Иванович никогда   всерьёз  не  воспринимал, поскольку за  многие годы  смог  убедиться  в  том,  что  часто  всё в  погоде  развивалось  вопреки  этим  самым  прогнозам  синоптиков.

          Но  на  этот  раз,  худшее  из    объявленного  произошло:  душные  ночи,парной  день  при  хмуром мглистом  небе,через  которое  иногда  проглядывало  тусклое...  нездоровое  солнце, конечно,  изматывали.По  ночам  да  и  весь  день  от многочисленных кондиционеров,  развешанным  по  стенам  многоэтажек  его  двора  разносилась дробь  капели, от  ударов  по  скатам  крыш над  ступеньками,  бегущими  в  подвальные  помещения,а  иногда  и...  по  подоконникам  окон. Сергея  Ивановича  эта  трескотня  не  раздражала,  а  даже,  наоборот,   успокаивала. Раздражала его  массовая бесконтрольная  установка кондиционеров,  как  правило  начинавшаяся  с  приходом  волн... жары. Огромные  блоки  известняка, из  которого  собирались  в  основном  все  дома  его  двора  да  и  всего  квартала  посёлка,  содрогались  от звонкого эха   перфораторов,  долбящих  почти  метровые  стены  домов. А  зная,  как  устанавливались  эти  несущие  блоки,  и  памятуя,  "что  капля и  камень  точит",  Сергей  Иванович  с  грустью  от своей  беспомощности  повлиять  на эту  "массовость", урезонить человеческий эгоизм, недальновидность да   и  глупость  в  конце  концов,только  и  мог,  что  изредка  бросать  в  редких  беседах  с  теми,  кто  ещё  мог  слушать  и... слышать,  своё,  что  "терпение  стен... не  бесконечное..."

          Но  стены  эти... продолжали  пока,  слава  Богу,  выдерживать  натиск дыхания  "цивилизации",  ворвавшейся  в  наш  быт  с  "просвещённого"  запада,  после  известных  трагических  событий,  связанных  с  распадом  СССР. Сергей  Иванович,  прожив  в  своей  долгой  жизни  уже  "несколько  эпох", как он  любил  выражаться,видел,  как  менялись  люди  за  последние  40-50  лет. И  менялись,  по  его  мнению,  не  в  лучшую  сторону: умер  социализм,  вихрем  ворвался  в  сознание людей   дикий  капитализм, обесценивший  нормальные  человеческие  ценности  и  породивший  чувство  безысходности  в  душах простых  людей,  пробудивший  дремавшие,  до  поры  до  времени,  в  человеке  алчность,  жестокость, эгоизм.Это  сразу  отразилось  во  всём... Но  самым грустным  для  Сергея  Ивановича,  проработавшего  десятки  лет  школьным  учителем, было  осознание  деградации  школы,  уровня  нравственности  учащихся  и  их  родителей... Но,  случилось... чудо:пришла  эпоха  Путина,подарившая  хоть  какой-то  луч  надежды  на  то,что  пелена самости с  душ  человеческих... спадёт  и  Сергей  Иванович  ещё... успеет  до  своего  ухода  увидеть  истинный  возврат  к    человеческим  ценностям  наших  предков...

          Свою  бывшую  коллегу Т.М.  он  сразу  же  заметил,  войдя  после  очередной вечерней  прогулки   во  двор! Она  сидела  на  скамейке  напротив  своего  дома.Не  заметить  её  было  просто  нельзя: яркая,  броская  женщина, всё  ещё     красивая и в свои...  шестьдесят  лет, уже  приветливо  ему  улыбалась,  радушно  предлагая "приземлиться"  на  скамейку  подле  неё.

          Как  и  водится  в  таких  случаях,  после  взаимных  приветствий  с  шутками  и  комплиментами  старых  проверенных  друзей-пенсионеров, а  они  были  именно  такими,как  могло  показаться  со  стороны,  последовали расспросы и  рассказы  о  здоровье, о   совместных учениках,  о новостях из  их  школы,  которой  они  отдали  не  один  десяток  лет и  о  многом  другом,  что  ещё  волновало  и  трогало их, не  безразличных  людей  к  происходящему  в  мире,но  в  котором   они  уже  не  могли   быть непосредственными  его участниками,  как  это  было  в  годы  их активной  работы  в  школе.

          С  Т.М.  проработали  они, пожалуй,  лет  двадцать  в той  последней  в  их  жизни школе,  откуда  оба  уходили  на  пенсию.По  возрасту  Сергей  Иванович был  старше  лет  на  десять.А о ней  он  слышал  много  хорошего  ещё  до перевода  её  в школу,где он  уже  трудился к  тому  времени  с  добрый  с  десяток  лет  и посему,  естественно,бывшим коллегам  было  о  чём  говорить,  что  вспомнить.Конечно,  в  их  маленьком  посёлке все  важные  новости  всегда были  на  слуху и  при  редких  теперь  уже  встречах  со  своими  бывшими  коллегами  приходилось  по  нескольку  раз  выслушивать  одну  и  ту  же  новость  "из  разных  рук",  как  говорится! Из  тактичности  Сергей  Иванович  выслушивал  своих  собеседников,не  перебивая и  часто  уже  будучи  в  курсе  "событий"... Понятно,  что  и  в  этот  раз  он  приготовился  покорно  выслушать  "очередной  пакет  информации",  приняв  приглашение  "приземлиться".

          Но  всё  получилось  по  другому:  вместо задушевной  беседы  и  "свежих  новостей"  Сергею  Ивановичу  пришлось  прослушать   монолог  учителя,взахлёб  говорившего  о  своём  интенсивно  продолжающемся общении с  учениками  уже  после  выхода  на  пенсию  на... поприще  "репетиторства" и  о  её  большом  авторитете  среди  родителей  да  и  самих  учащихся.  О  том,  что  она  сейчас  в  прекрасной  форме,  как никогда,  ибо   историю (её  предмет)  она знает  в... "совершенстве".  Что  от   учащихся,  при  подготовке к сдаче  ЕГЭ  по  истории  у  неё  сейчас  просто  нет  отбоя, поэтому  она  по  праву  своей  востребованности... выбирает,  кого  из  детей допускать  к... своей дорогой  "персоне".  При  этом  она  не  мелочится: за  час  занятий устанавливает... очень "высокую  цену"!А  когда  она  с  восторгом  начала  говорить,  как  любят  и  восторгаются  её  "умом  и  знаниями" ученики,  с  которыми  она  занимается... "репетиторством", Сергей  Иванович  попытался  заметить,  что  не  надо... обольщаться  и...  Но  коллега,  не  слыша  его,  продолжала  своё  говорение...

          Периодически  Сергей  Иванович  пытался  вставить  свои  робкие  замечания  по  поводу  "аморальности",  с  его  точки  зрения,  самого  факта  "репетиторства"  в  современной  школе,  что  он  отказался  от  этой  "практики"  по  своему  предмету  физике,  что  так  называемый  наплыв  учащихся  к  ней  может  быть  связан  и  с  тем,  что  ребята  идут... на  "историю" от  безысходности,  поскольку  после  его  ухода  со  школы,  физику  стали  преподавать  случайные  люди - дилетанты (лаборант, учитель  информатики  и  др.  публика) ибо у оставшегося единственного  по  образованию физика  очень  серьёзные  проблемы со  здоровьем,требующие...  пересадки  почек (плановая  затянулась  и-за  проблем  с  донором,  а  на... быструю  платную  у... бедного  учителя  не  было  достаточных  средств!). Поэтому  по состоянию  здоровья  он, как  инвалид,  больше  двух  дней  в  неделю    не  мог  выходить  на  работу... А недремлющая  администрация  школы,  быстро  закрыла  проблему:  при  формировании  10-х  классов  в  новом  учебном  году,  учащихся  убедили  не "выбирать"  физику  в  наборе  изучаемых  далее  предметов. И  что  самое  интересное,  это  же  было  и  в  ещё  одной  школе  посёлка!  Так хорошо    поработали  функционеры  от  образования  и  школы,  и  района.Ну, а в  министерстве  "утвердили"  это  безобразие!

          Конечно,  его  коллега  знала, что оставил  школу Сергей  Иванович,  проработав  десяток  лет  уже  после  выхода  на  пенсию. И  что,  конечно, уже  пошаливало у  него здоровье,  но  ради  престижа  школы,как  патриот её, старой советской  закалки,  ещё  бы  мог  поработать  пяток  лет.  Но,  пришедшее  на  волне  возвращения  Крыма  в  состав  РФ,  бестолковые  функционеры  на  всех  уровнях  народного  образования,  создавшие просто невыносимые  условия  для  нормальной  работы,  для  передачи  знаний  ребятам именно  на  уроке,  а  не  через аморальное "репетиторство",  расплодив  океан  инструкций,  указов,  постановлений  и  прочей  "очень  важной  регламентирующей  документации",  просто  отбили  всякое  желание  работать,  отдавать детям  знания  физики! А  бороться  со  всем  уже  не  было  сил,  да  и  чиновничий  аппарат,  прекрываясь самыми "благими  намерениями  и  заботой" о  здоровье  детей  и... "уровне"  современной  школы  был,  как  и  всегда  непобедим  и  непреклонен:   "эверест" навороченной "документации"  отнимал  основное  время  учителя,  поскольку   им надлежало  руководствоваться  при  подготовке  к  тем  же  урокам  или  в  других  видах  работы  с  учащимися. При  этом  создавалось  ощущение,  что  в  органах  просвещения  разных  уровней  сидят  люди,  не  имеющие вообще  представления,  что  такое...  урок, школа,  коллектив  школы  и  пр.. Естественно,  что  в  таких  условиях  нормальный  учитель  никогда  не  пойдёт  на  должность  завуча  или  директора  школы.  Вот  и  получалось,  что  на  этих  должностях  часто  приживались  и  приживаются,  по  сути,  бездарности,  не  способные  вести  урок,  но  умеющие  "командовать",  "управлять"  учительским  коллективом," умеющие... "требовать",  пускать  пыль  в  глаза  и  пр..  Из-за такой  вот  "администрации"  его  школы  и  ушёл  Сергей  Иванович,  последний  из  учителей  района,  дети  которого  занимали  призовые  места по  олимпиадам  по  физике  и  на  уровне  района,  и даже  на  уровне  республики. Да  и  сама  Т.М.,  входившая  как историк  с  многочисленными  регалиями  в  состав  комиссии  по  профессиональной  аттестации  учителей,  неожиданно  для  всех  подала  заявление  об  уходе  после  того,  как  один  из  членов  комиссии  при  обсуждении  достижений    молодого  историка, который  проработал всего  несколько  лет  после  ВУЗа по  специальности,  заявил,  характеризуя  работу  этого  учителя, что  лучшего  учителя  истории  нет  не  только  в  школе  но  и... во  всём  районе. Этого  Т.М.,проработавшая  историком  более  30  лет,  как  оказалось  не  смогла  пережить. Обидным  для  неё  осталось  то,  что  никто  из  членов  комиссии  не... "оборвал"  этого  участника  комиссии.  Тогда  Сергей  Иванович  очень  удивился  решению  Т.М.  об  уходе... Но  сегодня,  вникая  в  монолог  коллеги,  он,  сопоставляя  сказанное  ею,  с  прошлым,  уже  не  удивлялся... 
   
          Расстались  они,  пожалуй,  через  час, когда  Т.М.,  увидев  мужа,  вышедшего  на  балкон  третьего  этажа дома напротив, и  принявшая  это  как  факт,  что  "пора  заканчивать",быстро  поднялась,  поблагодарила  Сергея  Ивановича  за  приятную... "беседу"  и,  бросив "рада  была  тебя  видеть",  направилась  к  подъезду.Вечерняя,  редкая  теперь,  прохлада  располагала  Сергея  Ивановича  к  продолжению  прогулки  и  он  решился  пройти  ещё  несколько  кругов  вокруг  их  жилого  квартала,  уютно  расположенного  на  окраине  посёлка.

          Долго  ещё  звучал  в  его  ушах уверенный,  спокойный голос  Т.М. с  поразительно  грамотно  построенной  речью,  в  смыслах  и  мотивах  которой  хотелось, теперь  уже  спокойно, разобраться. Тогда,  на  скамейке,  он  пытался  что-то  комментировать  из произносимого  Т.М.,порой  даже  не  соглашаться  с  чем-то,  но  это  не  останавливало  поток "говорения"  его  собеседницы,  так  что  в  конце  концов он... сдался,поняв,  что  здесь  для  неё  сейчас  нужны... только  "уши",  а  не  мнения  этих  самых  "ушей"!

         Вообще,  на  душе,  после  их  встречи,  вновь  зашевелилась  тревога  с  чувством  какой-то  безвозвратной   потери  чего-то  очень  важного. Нет,  не  в  его  личной  жизни,  конечно.  С  Этим  он  давно  смирился, понимая,  что  старость с  её  немощностью,  как  и  сам "финиш", -  неизбежны  и  что  через  это  проходят  все, к кому  жизнь  оказалась  благосклонной,  как  это  не  парадоксально  звучит.За  что  он  был  ей  благодарен.Дело  было  в  другом:в самом человеке  в  мотивах,  которые  руководили  им  в  той  же  работе  с  учениками, их  родителями  и  коллегами  по  школе. При  этом  неизбежно  в  памяти  роились  параллели  из  жизни  школы  разных лет:  его  ученичества  пятидесятых и  шестидесятых,первых  робких  учительских  проб  семидесятых, профессионального становления  конца  девяностых  и  начала  нулевых  и  завершения  карьеры  десятых.

        Наверное,  поддаваясь  "словоблудию"  на  всех  уровнях  о  том,  что  современное  школьное образование  "деградировало"  в  той  же   РФ  в  сравнении  с  образованием  в  СССР,  он,  до  сегодняшнего  разговора  с  коллегой,  внутренне   почти  соглашался.  Но, -  почти,  ибо  мучительно  часто  пытался  разобраться,  для   себя,    в  том,  что,  собственно,  происходит  со  школой  вообще. Да,  безусловно,  переход  к  российскому  образованию  после  украинского  последних  лет  перед  возвращением  Крыма  в  состав  России  был  шагом  вперёд,  ибо  практически  все  украинские  учебники  по  физике,  которые  штамповали  по  заказу "ничего - Советского,  ничего - Российского"... были  по  сути  не  учебникам,  а  компиляцией  книг  и  знаний  из  СССР. Но, не  столь  многочисленные,  как в  РФ,   проверочные  материалы  выигрывали в  качестве  и  полезности  для  учителей по  сравнении  с  увиденным  в  России.Да  и  в  России  сразу  бросилось  в  глаза,  что  в  тех  учебниках  и  дидактических  материалах,  где  основа  была  Советской,присутствовала  ясность,  конкретность  и  доступность  как  для  учащихся,  так  и  для их  родителей.  Т.е.  авторы  здесь  соблюдали  приемственность поколений...

        Но  Крыму  утвердили  вначале,  без  альтернатив,  учебники  для 7-9  классов  одного  автора,  а  для  10-11  классов - другого.  Если  второй  был  достойным  лучших  традиций СССР,  то  второй  оказался  не по  силам  даже  учителям чисто  с  психологической  точки  зрения.Началась... ломка - люди  не   успевали  учить  решать  задачи  на  уроках  и  многое другое. Родители,  взявшие в  руки  такой  учебник  не  могли... помочь  ребёнку,  в  случае  срочной  текущей  помощи.  Поразил  формализм  в требованиях организации  и  проведения  тех  же  олимпиад  по  физике  разных  уровней.Да  и  задачи,  предлагаемые  в  централизованном  порядке,  были  не  интересными.  В  результате  район  "просел"  настолько,  что  на  последней  республиканской  олимпиаде  по  физике  и  математике  по  всем  возрастным  категориям  получил  одни... "нули"!  Тут  огорчал  Сергея  Ивановича  и  ещё  один  факт,  когда  для... жюри,  например  на  районном  уровне,  присылались  по  электронке    к  моменту    истечения  времени,  отпущенному  учащимся  на  решение  заданий,  готовые  варианты  решения  и  ответы.  Это  очень  сильно  развращало  учителей,  которые  часто  не  могли  сами  решить  эти  задачи,  а  потом,  при  проверке, по  шаблону "вылавли"  баллы  в  решениях  ребят  по  отдельным  логическим  шагам  решения.  Сергей  Иванович  на  своей  такой  последней  олимпиаде  за  пару  часов  перерешал  все  задания  во  всех  классах,  а  молодые,  да  и  пожилые,  коллеги  ждали  готовых  решений  и  предварительно,  взглянув  на  его  решения,не  соглашались.  Но  после,  "изучив"  присланные  решения,с  недоумением  восклицали: "А  решение  как  у  ... Сергея  Ивановича!".  А  ведь  среди  них  были  и  учителя-методисты, и  заслуженные,  и  учителя  высших  категорий...

         Летний  вечер постепенно вступал  в  свои  права.  Постепенно  даже  посвежело.  Сергею  Ивановичу  как-то  стало  легко  дышать.Всё  ясней  в  его  голове,  сознании  вызревала  мысль,  что  деградирует  ни  система  образования,  а  деградируют... сами  люди,  причастные  к  ней.  На  этой  волне  всегда  приходят  проходимцы,  стремящиеся  урвать  по  больше  славы,  авторитета,  материальных  благ.  Он  вспомнил  свой  последний  опыт  навязанного  ему  "репетиторства",  когда  пошёл  навстречу  слёзным  просьбам  одной  мамаши... за  оплату,  естественно,помочь  ребёнку.  Пришлось  изменить  своему  правилу  не  пачкать  свою  совесть  этим  "деньгами".  Ведь  эти  все  знания  он  давал  на  уроках  ребятам,  а  те... не  хотели  или...  не  могли  их  брать.  Он  бесплатно  назначал  консультации  после  уроков,  но  они  не  приходили...  И  эта же мамаша  при  их  знакомстве... поливала  грязью школьного учителя  физики  её  девочки.  Она  делила  учителей  на  "хороших"  и  "плохих",  льстиво  относя  Сергея  Ивановича  к... первым.Да,  он  помог  девочке,  оказавшейся  неглупой,  довольно  развитой.  Но  всегда  после  окончания  очередного занятия  он  испытывал  какое-то  унижение,  беря  от  неё  оплату  за  часы,  потому  что  в  глазах  этого  ребёнка...  светился почему-то  какой-то  бесёнок... презрения  к  нему,  как  к  учителю.  Что  это  и  почему  происходило,  понять  он  не  мог.Да  и  сама  девочка  оказалась  не  отзывчивой,  не  обязательной  и... без  явного  уважение  к  нему даже  не  как  к  учителю,  а  как  к... старому  человеку,  умудрённому  жизненным  опытом.  Он  нашёл  тактично  повод  для   прекращения  этого  "репетиторства".  И  при  расставании,  как  напутствие,  этой  девочке,  он  перефразировал  слова  её  мамаши,  что  нет  плохих  учителей,  а  есть  плохие  ученики. А слушая  Т.М.  о  "любви"  к  ней  учащихся,  имена  которых  она  даже  называла,он  вспоминал  случаи  из  своего  недалёкого  прошлого,огорчавшими  его  до  глубины  души,  когда  видел  хитрость,  изворотливость,  порой  даже  неуважение  и  потребительское  отношение    к  порядочности учителя  со  стороны  родителей  и,  что  самое  ужасное,  уже  от  почти  сформировавшихся  эгоистов-потребителей, их  чад...

            Август  подкрался  совсем  неожиданно...  Вспомнились  старые  тревоги  всегда  охватывавшие  его  по  окончанию  длинного  летнего  учительского  отпуска,  когда  осознаёшь,  что... "завтра  на  работу"  и  что  надо  "впрягаться  на  целый  год". Просматривая  вечерние  федеральные  новости,  он  оторопел  от  показов  того,  как  в  новом  учебном  году  дети  будут  входить в  школу,  выходить  на  перемене  в  столовую. В  каких классных  комнатах комнатах  будут  проводиться  уроки (т.е.  никаких  кабинетов!). Ну,  и... учитель  все  уроки  будет  в... маске. Т.е.,всё  равно  чиновничество,  получив  запрет  на  переход  к  обязательному  дистанционному  обучению,  нашло  лазейку  по опусканию  учебного  процесса  до  уровня...  "плинтуса"  и  фактически  толкающего  школу  на  дистанционное  обучение.Работа  в  таких  ограничениях  неизбежно  приведёт  к  халтуре  в  преподавании  и...  понятно,  к  каким  последствиям  в  уровне  знаний  учащихся.Неужели  же  эти  "деятели"  не  видят  и  не  знают,  что  после  школы  детвора  собирается  во  дворах,  парках  в  своих  излюбленных  местах тусовок  без  всяких  масок  и  пр.  в  этом  роде? Это  Сергей  Иванович  наблюдал  постоянно,  особенно  по  вечерам,  прогуливаясь  в  том  же  парке. Да,  старая  добрая школа,  где  было  столько  света, тепла,  искренности,  доброты...  уже  никогда  не  возродится,  не  вернётся...  Другой бездушный,  тупой  "цифровой  мир"  вступает  в  свои  права... Люди  всё  больше  становятся  похожими  на... роботов,  бездушных  роботов.

      
            Утром  Сергей  Иванович    осматривал   свой  школьный домашний  архив:  многочисленные  учебники, задачники,  дидактические  наработки,  статьи и  публикации  по  методике,  награды,  грамоты  и  многое  другое,включая  и  злополучное  ЕГЭ,  накопленное  за  более чем  сорок   лет  работы  в  школе.  Всё  это  лежало  мёртвым  грузом  уже  более  6  лет... после  ухода  со  школы.  Он  знал,  что  домашним  это  не  понадобится,  внуки  уже  выросли  и  живут  в... другом  измерении  ценностей.  А  после  его... смерти  не  хотелось  бы, чтобы всё  это выбрасывалось  в  мусорные  контейнеры,  чему  он  был  неоднократным  свидетелем  после  ухода  приятелей,  старших  его  по  возрасту.  Ведь  ни  в  какие  библиотеки,  музеи  согласно  соответствующим  бюрократическим  законам  и  препонам  и  брезгливым  иногда  отношением  к  прошлому...  ничего  передать  не  представляется  возможным...

              ***

          В  пункте  по  приёму  макулатуры  Сергей  Иванович неожиданно  для  себя  встретил,  принимающим,  своего  ученика,  который  был  безмерно  рад  видеть  в  качестве  клиента  своего  Учителя... Во  время   оживлённых  воспоминаний   бывший ученик помогал Сергею  Ивановичу  укладывать   на  весы  завязанные  мешки  с  макулатурой,  привезенную  Сергеем  Ивановичем  и...  машинально  подсчитав, вручил  Учителю вырученную  сумму, даже   не  открывая  мешки  для  сортировки  содержимого  и  ещё  долго  говорил до  того,  как  они  уже  расстались  у  порога  его "фирмы",  как     шутливо было  замечено.

           Сергей  Иванович  с ощущением  не  бывалой  свободы  и  лёгкости,  которой  он  уже    много лет  не  испытывал,  усаживался  в  свой  старенький,  но  ещё  надёжный "Москвич". А  когда   переступал  порог  дома,  раздался телефонный звонок  от  его... ученика:

    - Сергей  Иванович!  Вы... это  серьёзно?..  Да  разве  ж  это... "макулатура" ?  У  меня  рука  не  поднимется,  чтобы  это...богатство... уничтожить...

    -  Мой,  Друг!  Пусть  это  будет  моим  скромным  вкладом  в  твой...   "бизнес"  и, может,  с  твоей  лёгкой  руки...  страна,  наконец,  начнёт  избавляться  от  макулатуры  бюрократизма,  формализма  и... дурости  в  образовании  да  и  не только  в нём...

      




               


Рецензии
Глубокий философский рассказ о нашем времени, школе, учителях, учениках и их родителях... Всё психологически точно, актуально и глубоко, Володя!!! Я Вас понимаю с полуслова, и домысливаю между строк... Чувствую Ваши переживания и боль за судьбу школы... Мне было интересно... Спасибо!!!

Елена Жукова-Желенина   13.03.2021 21:57     Заявить о нарушении