О Триумфальных воротах

«А как изволила приехать в триумфальные ворота, тогда играли трубачи на трубах и били на литаврах. А генерал Бибиков поднес Ея Величеству план оным воротам. Потом изволила прибыть в собор, где у святых ворот с духовенством встретил Архиерей»(Зузин Р.Г. Журнал о Высочайшем путешествии Ея Императорского Величества Императрицы Екатерины II-й от Ярославля до Костромы 1767 года // Костромские губернские ведомости.- Кострома, 1838.- № 9.- Часть неофициальная.- С. 30), - свидетельствовал очевидец.
«В 1773-м город Кострома выгорел… так же и триумфальные ворота, которые были воздвигнуты к пришествию Ея Императорскаго Величества с превосходными картинами от пожирающего пламени не уцелели»(РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. Д. 107. Л. 88 об.-89), - сообщалось о триумфальных в «Истории о первоначалии и произшедствиях города Костромы до учреждения наместничества, сочиненной тогда костромскаго дворянства предводителем секунд-маиором Николаем Сумороковым».
 Разницу между триумфальными и святыми воротами видел и автор «Взгляда на историю Костромы» князь Александр Дмитриевич Козловский: «По прибытии к триумфальным воротам, нарочно для сего воздвигнутым, где играли трубачи и литаврщики, Генерал Бибиков поднес Ея Величеству план сих ворот. Прибыв в собор, где у св. ворот Преосвященный, встретив Ея Величество с Чудотворной иконой Божьей Матери, говорил приветственную речь»(Козловский А.Д. Взгляд на историю Костромы, составлен трудами кн. Александра Козловского.- М., 1840.- С. 109)
И автор «Исторического описания Костромского Успенского кафедрального собора» и ключарь Павел Федорович Островский: «В настоящее время существуют в ограде двое ворот: одни служат входом с площади от Гостиного двора, а другие от Ильинской и Нижне-Дебринской улиц служат и для въезда экипажей к самым храмам собора. И те и другие, с небольшими по обеим сторонам дверными входами для пешеходов, имеют железные решетчатые затворы. Первые из врат с давнего времени (вероятно, с самого построения) слывут под именем «Святых», конечно потому, что чрез них следуют из собора все крестные (генеральные) ходы. Вследствие благочестивого народного почтения к ним входят чрез них только пешие, так что и высочайшие особы при посещении ими Успенского собора бывают встречаемы с Животворящим Крестом вне святых врат. Независимо от преимущества народного к ним почтения, они замечательны и по самому устройству своему. Врата на ширине 5 аршин образует арка вышиной 7 ; аршин. Восемь колонн коринфского ордера, поставленные на пьедесталах нераздельно от здания, 4 на лице и 4 внутрь (на каждом пьедестале две рядом), придают величественный характер зданию. На архитравах колонн, окружающих арку, лежит массивный карниз, служа цоколем для парапета византийского стиля (вышиной 7 ; аршин), украшенного рельефными орнаментами из стука. Парапет, в средине которого с обеих сторон помещены в рамах за стеклами живописные картины – с внешней Господа Вседержителя, а с внутренней явления Феодоровской иконы Богоматери великому князю, под рельефным символическим изображением Святого Духа, – довершается куполом, накрытым главой с золочеными по голубому грунту галтелями, которая венчается ярко (чрез огонь) вызолоченным яблоком с четвероконечным крестом в сиянии. Концы того же массивного карниза служат верхними пьедесталами для 4 гипсовых (в 3 аршина вышиной) бронзированных изображений евангелистов, а углы врат над аркой – для их символических образов, сделанных из стука рельефом; верхние концы парапета, подле купола, украшены двумя гипсовыми бронзированными вазами. Самые затворы украшены живописными, на вырезанных из листового железа фигурах,  изображениями ангелов: таких изображений с обеих сторон восемь по два в ряд – одни над другими, нижние большей, а верхние меньшей величины. По обе стороны святых врат меньшие дверные входы, в сообразность с первыми, имеют над собой также парапеты, над которыми на четырех из белого камня вытесанных шарах красуются такие же из белого камня пирамиды (вышиной 5 ; аршин) с ярко-вызолоченными на малых яблоках крестами»(Островский П.Ф., прот. Историческое описание Костромского Успенского кафедрального собора.- М., 1855.- С. 55).
Однако стоило одному из последних исследователей кремлевского соборного ансамбля, как и другу Аркадию, сказать красиво, что «также известно, что на проезд императрицы от волжской пристани до Успенского собора были в кремле воздвигнуты триумфальные ворота… В ограде, устроенной с триумфальными и въезжими воротами»(Баженов И.В. Костромской кремль // Костромская старина: издание Костромской Ученой Архивной Комиссии.- Кострома, 1905 (обл. 1906).- Вып. VI.- С. 109, 115), как пошла писать губерния.
«На месте нынешних триумфальных ворот ограды, стояла упоминаемая ранее разваливающаяся каменная церковь другого собора (посадского) Живоначальной Троицы»(Лебедев Д.И., прот. История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. Кострома, 2010.- С. 132).
«Как только стало известно о путешествии Государыни, город стал приготовляться к принятию Высокой Путешественницы. Отделан был воеводский дом, находившийся в кремле, сделаны приспособления к иллюминации и воздвигнута была при въезде в город триумфальная арка. Сохранилось довольно подробное описание этой интересной арки, заслуживающей внимания по идее, какой старались достигнуть устроители ея…»(Скворцов Л.П. Материалы для истории г. Костромы. Ч. 1.- Кострома, 1913.- С. 196)
«Лучшие ворота – «Триумфальные», построенные ко времени приезда императрицы Екатерины II; они чрезвычайно фантастической архитектуры. Хотя эти «Триумфальные ворота» построены были и по случаю посещения Костромы Екатериной Великой в 1767 году – но, по-видимому, они были воздвигнуты на 2-3 года позже. Ко времени же пребывания Императрицы были сделаны только (такие же) деревянныя, а модель нынешних показана Государыне генерал-адъютантом Бибиковым. Ворота эти блестящий пример фантастической архитектуры…»(Лукомский В.К., Лукомский Г.К. Кострома: Исторический очерк и описание памятников художественной старины.- СПб., 1913.- С. 139-140)
 «В 1776-91 гг. по проекту талантливого каменных дел мастера Степана Воротилова в Старом городе рядом с Успенским каменным собором возводятся Богоявленский собор и колокольня. Тогда же для соборов строится новая ограда с воротами в виде триумфальной арки»(Иванов В.Н. Кострома: Художественные памятники.- Изд. 2-е, доп.- М., 1978.- С. 43).
«В число кремлевских достопримечательностей входило еще одно сооружение – так называемые Святые ворота в ограде Успенского собора. Считается, что они выстроены около 1767 года к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, то есть именовались иногда «триумфальными» не случайно»(Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы.- Ярославль, 1992.- С. 12).
«Своеобразной красотою из них выделялись так называемые Триумфальные, или Святые, ворота, обращенные на аванплощадь (1780-е годы)… Главные, так называемые Триумфальные, с северной стороны обращенные к городу – к рядам. Пышные, необычной композиции, построенные одновременно с Богоявленским собором, они заслуживают особого разговора»(Васильев Л.С. Об архитектурном наследии Костромского края.- Кострома, 2014.- С. 15, 19).
Переплюнем Париж?


Рецензии