Ant tragedy

Муравьи трудились и суетились, не покладая ног. Их тропы непрерывным двусторонним движением проникали вглубь леса. Куча веточек дрожала и тихонько шевелилась. Два странника сидели на поваленном ветром дереве и наблюдали за процессом. Пожилой пилигрим и его юный ученик остановились передохнуть в пути.
— Премудрость говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя, но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою», — сказал пилигрим и, немного помолчав, продолжил: — Мне вспомнилась сказка, которую в детстве я услышал от моего дедушки, работавшего лесником. Когда-то мы так же, как сейчас с тобой, сидели и смотрели на муравьёв.
— Интересно послушать, — отвечал юноша.
И пилигрим начал свой рассказ:
— В большом лесу жило несколько колоний муравьёв. Они разделили лес между собой, никогда не ссорились, всегда трудились, жили лишь на своих территориях и были довольны и счастливы. Но как-то в их края прилетел сбежавший от людей одомашненный попугай. Он не был приспособлен к выживанию в лесу и, увидев муравьёв, очень обрадовался.
— Сейчас я этими букашками подкреплюсь! — тихо прощебетала птица.
Но муравьи оказались очень проворными: они разбегались и прятались в траве, заметив приближающуюся угрозу. На их беду, тот попугай оказался большим выдумщиком и замыслил одну хитрость. Облетев местность вокруг, он вернулся и начал говорить к муравьям:
— Посмотрите, какие у меня красивые перья! Я вообще-то король птиц, у меня всё есть и мне от вас ничего не нужно.
Я не желаю вам зла!
Я пришёл к вам с миром!
Я желаю вам счастья!
Послушайте, какой я мудрый и как я много знаю!
Я подарю вам лучшую жизнь!
И он много ещё говорил, прибавляя к своим речам разные красивые фразы, которые выучил, когда жил у людей. Муравьи дивились сказанному, а попугай красовался, выставив напоказ свои красивые разноцветные перья. Расхаживая перед мурашами, он продолжал так:
— Я был у реки и видел муравьёв, что живут там. У них вода под боком и куча сочной травы, они счастливее вас. Река часто сама приносит им то, что вам нужно искать и тащить издалека. Там много еды и больше тепла, чем у вас в глубине леса. Вам нужно пойти в эти райские земли, и тогда вы заживёте намного лучше. Но я знаю: они жадные и никогда не захотят с вами поделиться. Вы должны отвоевать то, что принадлежит и вам тоже, а не только им. Земля общая! Счастье для всех!
А в завершение он сказал:
— Я король птиц, и у меня куча врагов, ищущих власти и желающих меня свергнуть, поэтому я вынужден скрываться сейчас. Прошу каждого из вас нигде не упоминать обо мне, и тогда недоброжелатели не смогут меня выследить.
Когда муравьи получили новую пищу для размышления, он полетел к реке и рассказал живущим там, как прекрасно жить в лесу, какие там большие гусеницы и личинки жуков, как вкусно их мясо, как там много веток и щепок и что из них можно построить дом хоть до самых небес.
К вечеру попугай облетел все муравейники в лесу. В тот день он устроился на ночлег в ветвях огромного дуба, оставшись голодным. А уже на следующий день началась война. Муравьи бились за новое счастье насмерть, разрушая постройки соседей, калеча и истребляя друг друга. После каждой стычки оставалось много убитых и раненых. Попугай, находя покинутые воинами поля боёв, без особого труда склёвывал всех, кто остался. А потом возвращался к муравейникам и как ни в чём не бывало дальше рассказывал небылицы и повторял услышанное у людей, а также провозглашал новые призывы, обретая себе новых поклонников.
Чуть позже он убедил мурашей соорудить ему гнездо в ветвях огромного дуба. Хитрец продолжал поедать раненых и мёртвых, а также учить живых, на ночь же улетал в своё новое гнездо.
Но потом пришёл человек — это был хозяин попугая, который понимал, что скоро наступит осень, за ней зима, и тогда попугай погибнет. Он желал спасти его. Найдя птицу, человек раскинув сети, заманил её, поймал и унёс с собой.
Муравьи, немного погрустив об утрате вдохновителя, с ещё большим рвением продолжили свою борьбу за новое счастье. Вскоре их осталось так мало и они были так обессилены, что больше не могли обеспечить муравейники должными запасами на зиму. Поэтому зимой все оставшиеся в живых погибли. А на следующее лето, когда муравьёв в лесу не стало, расплодились древесные жуки, короеды, гусеницы и прочие вредители. Прошло несколько лет, и они погубили лес. Остались там лишь бурьян и кустарник. Такая вот сказка с грустным концом, — подытожил повествование пилигрим... и вдруг с восторгом негромко воскликнул, глядя в сторону муравейника:

— О-о-о, ты посмотри, какая прекрасная иллюстрация!
Ученик повернул голову и увидел: муравьи тащили в муравейник личинку короеда.
— Чудо! — зачарованным голосом тихо произнёс юноша.
— Согласен, — отвечал улыбавшийся пилигрим.


Рецензии