Красное и черное

Ереванцы с дисциплиной не ладят. В разгар эпидемии правительство призывает по возможности сидеть дома, в общественных местах надевать маски и перчатки и вообще затаиться, а народец-то привык к вольной жизни. Молодежь - к бесконечным тусовкам в кафе и барах, детишки - к качелям-каруселям, старички - к посиделкам в сквере напротив, где можно перекинуться партией в шахматы или карты или рассказать братве свое, сокровенное, выстребованное из закоулков памяти на суд и потеху компании праздных пенсионеров.
       Пенсионеры сидели в беседке, в тени. За большим железным столом, в количестве не менее восьми штук. Лысый, гладко выбритый, худенький старичок, откашлявшись (вызвав хмурые взгляды соплеменников), начал свою историю.
- Да, так вот, кто не знает. Ведь не все же здесь коренные ереванцы. (тут старичок с иронией посмотрел на тучного собрата напротив). Раньше, братцы, до зоопарка надо было добираться чуть ли не два часа по длинной, извилистой дороге. А потом, когда стали строить Массив, то дорогу проложили аккурат мимо зоопарка. Десять минут на троллейбусе - и ты на месте. Заплатил четыре копейки - и пожалста, вот он, зоопарк. А тогда хорошей дороги не было. Была пыльная грунтовая дорога. И, поскольку развлечений было мало, то что делать, люди набивались, как сельди в бочке, и тряслись в стареньком автобусе до искомого места. А мне, помню, было десять лет. Всего десять лет...
Старичок вздохнул, общество старичка в этом почине поддержало.
- Да, десять лет... И вот, я с отцом и младшей сестричкой, ранним воскресным утром отправились к этому заветному месту. Боже, как мы с сестрой ждали этого дня! Считай, целый год нас кормили обещаниями, типа, вот будешь хорошо учиться, вот будешь себя хорошо вести, тогда... И так получалось, что всякий раз то я накосячу, то сеструха получит двойку, то дождь, то не сезон. В общем, помню, были каникулы. Летние каникулы. И было жарко. Особенно, в автобусе. Я уж думал, не доедем, но нет, доехали. Взяли билеты, зашли. Ясно, кто не помнит, сначала был высокий парапет, а внизу загон, огороженными железными прутьями. И там, в загоне, содержались два-три бурых медведя. И смотритель стращал ребят, что, мол, однажды ребенок влез на этот самый парапет и сорвался туда, вниз и медведи его тотчас же сожрали, а мать того ребенка тут же, около парапета сошла с ума. До сих пор помню, как после этих слов я наотрез отказался от предложения отца подняться на парапет, чтобы получше рассмотреть медведей. Но это так, к слову.
Старичку удалось завладет вниманием, отчего лысина у него вспотела, а глаза заблестели.
- А потом мы подошли к клеткам с обезьянами. Вот не помню, какие они там были, только отчетливо помню, как я остановился у клетки с павианами. Сколько из там было - неважно, может штук пять. Важно то, что меня старшно поразил ее яркокрасный зад. За месяц до этого я залез в соседский сад за сливами, был пойман, отведен к отцу и жестоко наказан. Отец спустил с меня штаны и отодрал солдатским ремнем, на котором правил опасную бритву. И после этого моя соответствующая часть тела находилась в плачевном состоянии и приобрела как раз такой цвет...
Старичок нахмурился и снова вздохнул, собираясь с мыслями.
- Да, отец и сестра отошли, а я все никак не мог на павианов наглядеться. И тут к клетке подошла какая-то делегация. И я - не поверите! - первый раз в жизни увидел негра. Живого негра! Черного и блестящего, как антрацит, который мы в ту зиму жгли в чугунной печке. В делегации было человек двадцать, но вот негр был всего один.
Общество от такого сравнения заулыбалось, а старичок продолжал.
- И вот, стоят они, на клетку пялятся, и тут...
Общество изобразило живейший интерес, а старичок победоносно, широко улыбнулся.
- Главный павиан, увидев негра, оттолкнул самку, меланхолично выдергивающую из его спины вшей и подошел к месту аккурат напротив негра. С минуту обезьяна пристально его разглядывала, а потом ухватилась за прутья, заревела и давай трясти эти прутья. Я обомлел. Члены делегации тоже. Негр как-то стушевался, а остальная обезьянья братия немедленно присоединилась к предводителю. Казалось, эти твари чем-то возмущаются..
Однако, руководитель делегации был парень не промах. Зычным голосом, перекрывающим рев павиана, комсомольский активист завопил.
- Внимание! Идем налево, к слонам. Прошу не опаздывать. Побыстрее, товарищи, побыстрее.
 Отец с сестрой вернулись ко мне и батька, указывая на павианов, шепнул мне на ухо.
- Они удивляются, почему негр не в клетке, ха-ха,ха...
Конечно, мне было ужас, как смешно. Но сейчас не смешно, нет, тем более, что из-за этого случая я не женился на девушке, которую любил. Или думал, что люблю. Она была из довольно богатой семьи, папаша был если не шишкой, то шишечкой, а она сама училась на филологическом факультете университета и изучала французский язык. Собственно, эта особа была помешана на всем французском и единственной ее мечтой было побывать в Париже и познакомиться с Аленом Делоном. Плохо же было то, что красотой моя пассия не отличалась, но ведь не зря поговорка утверждает, что два добра вместе не уживаются. Гуляли как-то вечером мы с ней у Оперы, и она мне начала рассказывать, как она любит слушать музыку, как любит читать и что ее самая любимая книга - роман Стендаля "Красное и черное". И вот неожиданное сочетание этих двух цветов в тот же миг вызвало у меня четкие ассоциации. И я сразу же вспомнил эту сцену. Черный негр и красный павианий зад. Ох, как я начал смеяться, ну, совсем как заведенный. До икоты. Натурально, мадемуазель моя презрительно на меня взглянула и навсегда удалилась из моей жизни со словами: "Дурак и идиот". Может, оно и хорошо, что так с ней получилось. А насчет негров... Сейчас, братцы, я думаю, что черные такие же люди, как мы. Так же любят жен и детей, радуются жизни и грустят об утратах. А то, что отец мне шепнул, так что ж, тогда времена были такие. Вот сейчас. Увидишь ты на улице черного и не обратишь внимание. Привык их видеть, вот и все. А вот если заметишь синего человечка, то что? Разве не удивишься?
На этот риторический вопрос откликнулся сидящий напротив жизнерадостный джентльмен.
- А чему дивиться-то? Что я, Геру-алкаша не видел, что ли? Да сегодня утром и видел. Все видели.
Общество заулыбалось, а очередной старичок начал.
- А вот мы как-то раз поехали в Калинино...


Рецензии