Конфликт интересов
* * *
Представить последовательность событий цепью, в которой звенья умножаются предопределением, волей бога и волей человека. От подавляющей роли предопределения надо всем детальным я отказываться не хочу, хотя сегодня патриарх вещал о совсем другом раскладе. То, в чём бездействует человек, участвует бог? То, в чём бог предоставляет свободу, вырабатывается человеком? Возможно и неучастие и того, и другого в делах земных и иных? Возможно ли участие обоих и неизбежен ли в этом случае конфликт интересов, подходов и постановок целей? Анархия в первом случае, война во втором. Это неразбериха, сумятица, каша. Это коллапс, где не действуют никакие законы, этого не следует допускать. И в этом случае главная роль остаётся за фатализмом, предопределением, а воля бога и воля человека — лишь две его составляющие. Предопределение. В данный момент, в данном месте — величина известная. Таким образом, и сумма воли бога и воли человека — величина постоянная, подконтрольная и зависящая от неизбежного хода событий. Тогда получается, что предопределение сильнее, могущественнее бога (если, конечно, оно самим богом не является). И почему меня в последнее время словно что-то отталкивает от христианства? Я не собираюсь участвовать в европейской ультралиберальной революции, не хочу ставить себя во главу угла и ставить своё «я» в центр мироздания, у меня одна цель — сдохнуть поскорее и безболезненно.
* * *
Маркес говорил: «Я не верю в бога, но я боюсь его». Я говорю: «Я верю в бога, но я не люблю его». Наверное, мне следует его бояться, тем более если я признаюсь в нелюбви к нему. Возможно, я и побаиваюсь, и боюсь, но чаще всё-таки испытываю горькое недоумение: всё происходит по его произволу, я его часть, и в эту часть после нескольких десятков прожитых лет, после того, как я верила, признавала мудрость, склонялась, почему-то ныне, в последние месяцы, вложилось это неприятие. Всё делается по твоей воле — зачем же ты довёл свою часть до того, что она тебя не любит? Ты мог остановить меня за месяц, за год до этого — и я была бы тебе благодарна, с радостью бы приняла свою смерть. Почему ты этого не сделал? Да, согласна, ладно: всё происходит по твоей воле — и моя любовь была заложена в неизбежный ход событий, и этот ход в конечном счёте перемелет это чувство. Сколько мне ещё болтаться по миру, если для меня всё это бесцельно, а смыслы ведомы только тебе? Ведь я должна иметь своё право, хотя бы и по глупости, хотя бы и по незнанию, на акт перехода — но я его не имею, зная, что и этот акт ничего не поменяет и ни на йоту не уменьшит моих мучений. Свободная воля! Что за бред, что за адский вымысел! Ни у кого из нас нет свободной воли — есть порывы, большей частью животные. Мы начинаем двигаться в их сторону, мня, что действительно что-то можем, но тут… Опять то же прозрение, ясное осознание: эти порывы, эти векторочки, которые мы гордо именуем свободной волей, правом, желанием, действием, могут совпадать с неизбежным ходом событий — и тогда ложатся в общую картину на счастье и благо их имеющему. А как быть с остальной частью, в частности, со мной, когда мои векторочки почему-то не вписываются в эту предопределённость? Конечно, я не представляю, что бог мог учитывать меня в своём произволе, но отсюда вопрос: зачем же я тогда появилась на свет? Ладно, пусть я что-то сделала, на какую-то копейку, пусть в этом была моя миссия, но теперь-то она закончена! Почему ты не лишаешь меня жизни? Может быть, это — наказание за мою нерешительность? Сделать ещё одну попытку самоубийства — а вдруг в переходе быстрее с богом рассчитаюсь, чем здесь, на земле, до своего естественного конца? И опять: к чему, что же спрашивать, всё равно ответа не будет. Это же бог, это не человек, это стена глухая, непробиваемая и тупая в своём молчании. Тупая — для меня, с моей позиции. Себе-то ты сам прекрасно на уме. Что же ты за дрянь после этого! Пусть тебя любят те, кому хорошо.
Свидетельство о публикации №220070901428