Андерсен. Зеркала

Андерсен. Зеркала.

/По мотивам сказок Г.Х.Андерсена./

Действующие лица:
Кристиан
Тролль
Тень
Девочка Ида
Герда
Кай
Маленькая Разбойница
Ангел
Снежная Королева

Музыка.

Девочка Ида. Кристиан, Кристиан! Долго ли тебя ещё ждать? Невыносимая жара! Хочется поскорее в тень. Кристиан!

Кристиан. Перестань меня торопить, Ида! Пока я не вырежу деревянную фигурку тролля, я не выйду из дома. А когда этот господин будет готов, я возьмусь за сердечко с Пастушкой и Трубочистом внутри. Затем сделаю дворец с дверями и окнами, которые можно будет открывать...

Девочка Ида.... и чудесные цветы?

Кристиан. Да, и чудесные цветы, если ты не будешь досаждать меня своими громкими криками, мешающими мне работать.
 
Девочка Ида. Хорошо, я буду вести тебя тихо, тихо...

Кристиан. Моя работа займёт слишком много времени...возможно, мне придётся трудиться над сказками всю жизнь, потому что мои фантазии бесконечны,как ночное небо, сюжеты непредсказуемы, как будущее...

Тень. Зато прошлое очень хорошо прослеживается. Твой дед был сумасшедшим. Его странные деревянные фигурки были похожи на полулюдей, полуживотных. Ты тоже просиживаешь над своими странными куклами дни и ночи напролёт.

Девочка Ида. А помнишь, Кристиан, как отец без конца читал тебе волшебные истории? А потом ты рассказывал их мне.

Кристиан. Даже если мы жили в бедности,  мы ходили с отцом в театр.

Девочка Ида. А на следующий день мы  играли с тобой спектакль в маленькой комнате.
 
Тень. Ваша семья, Ханс Кристиан Андерсен,  происходит из низшего сословия: отец – сапожник, мать – прачка. Вы жили очень бедно и едва сводили концы с концами.

Девочка Ида. Как же так... ведь говорил, что ты – королевского происхождения.

Тень. ...  и что его другом был принц. Это он тебе рассказывал? Сказочник! Жалкий актёришко!

Девочка Ида. Как же так, а я верила тебе, верила твоим сказкам.

Кристиан. Замолчите немедленно! Молчи, маленькая Ида! Ни слова больше, Тень. Что понимаете вы в сказках, театре, что вам до предметов и окружающих вещах, которые живут своей тайной жизнью.

Тень. Довольно лжи, Кристиан!

Кристиан. Это не ложь, это сказки! Вы можете сию минуту покинуть меня. Значит, мне суждено быть одному всю жизнь.

Музыка.

/Выходят Кай, Герда, Тролль, Маленькая Разбойница, Снежная Королева. Вместе с ними этюд исполняют Тень и Ида.//

Тролль.Хорошее настроение, чуть-чуть фантазии и о-ля-ля! Зеркало с удивительным свойством готово! Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, исчезает.Всё ничтожное и отвратительное особенно бросается в глаза и становится еще безобразнее. Чудесные пейзажи кажутся в этом зеркале вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами.

Снежная Королева. Чудится мне, будто люди стоят вверх ногами, без животов, их лица так искажены, что их нельзя узнать. И все эти жалкие людишки начинают верить, что родились такими уродами.

Тролль.Да, да, да! Это невероятно забавно! А добрые мысли людей просто исчезают. Мои ученики позаботились о том, чтобы исказить истинный свет добра.

Снежная Королева.Вижу, что они добрались и до неба. Поделом будет этим ангелам – пусть забудут о доброте.

 Тролль. Что-то слишком шумно там, в небесах. Эй, там, поосторожнее, кривляки! Зеркало перекосилось от ваших  гримас.

Снежная Королева. Ах, какая яркая вспышка на солнце! Я слепну, я ничего не вижу...
               
Музыка.

Тролль. Что это было? Будто бесы устроили дикие пляски, отмечая солнечное затмение.

Снежная королева. Это ваше зеркало разлетелось на миллион маленьких осколков.
 
Тролль. О,да! И теперь если они попадут людям в глаза, там и останутся навсегда.
 Человек с таким осколком в глазу начнёт замечать только дурное, а каждый осколок сохраняет свойство зеркала.

Снежная Королева. Поделом этим весёлым и беззаботным людишкам.

Тролль. А страшнее всего, когда осколок попадёт в сердце. Оно станет просто куском льда.

Снежная Королева. И тогда мои ледяные чертоги откроют двери для людских душ. Им будет жутко холодно и страшно, они будут молить о помощи и пощаде, но никто не услышит их...

Музыка.

/Перестановка героев/

Кристиан. Ой, мои глаза! Ничего не вижу.

Герда. Что случилось, мой друг Андерсен?

Кристиан. Не могу понять. Наверное, стружка попала в глаз. Сейчас всё пройдёт. Ах, кольнуло в сердце. Холодно...

Герда. Так и должно быть. Осколков много летает по свету, а в тебя угодило целых два. Дела...

Кристиан. Не верю в чудесные превращения.Конечно,  если только не я сам их придумываю и сочиняю.

Герда. Придётся поверить. Выбора нет, если в деле замешана сама Снежная Королева.

Кристиан. Если дело только в Снежной Королеве, я перепишу сказку. Хотя… страдать и радоваться, что лучше? Надо подумать.Доброта и скромность  порой становится тягостной и мешает жить. Надо быть дерзким, наглым! Перепишу свои истории. В них должно побеждать зло!

Герда. Только не изменяйте сюжет сказки, Кристиан! Тогда я никогда не встречу своего Кая.

Музыка.

/Кристиан начинает писать пером на листах бумаги. Перестановка героев/

Герда. Вы не видели Кая? Не подскажете, где Кай? Пожалуйста! Секундочку, только секундочку! Ответит ли мне кто –нибудь, где Кай?

Маленькая Разбойница. Размечталась! Больно нужен мне твой Кай! Такой весь воспитанный, аккуратный, вежливый, добрый. Брррр, хочется перекрасить волосы в красный цвет и ограбить  ювелирный магазин.

Тень. Я давно забросил это дело – мечтать!

Тролль. Самое вредное занятие на свете, уж поверьте вы мне, старому Троллю. А искать свою любовь, дорожить дружбой, это вообще фу, фу, бе…мерзопакосное занятие!

Герда. Уважаемые господа Тень и Тролль, а так же Вы,  Маленькая Разбойница! Вы можете говорить мне всё, что угодно и сколько угодно, но у меня есть своё собственное мнение.

Маленькая Разбойница. А у меня есть зеркало!Во, во какое славненькое. Как гляну в него, как начну любоваться собой. И тебе советую, Герда. Сразу забудешь о своём Кае.

Герда. Я не могу забыть о нём. Он навсегда в моём сердце. А когда его нет рядом, мне очень плохо...

Маленькая Разбойница. А мне очень хорошо! Вон какая я красавица-раскрасавица! Бровки, реснички! Правда, зеркальце?

Тень. Богиня, Вы прекрасны!  Вы разбили мне сердце.

Маленькая Разбойница. А ещё я сказочно богата.

Тень. Вы дважды разбили моё сердце.

Маленькая Разбойница.Я могу убежать с Вами на край света.

Тень. Я согласен! Только богатство прихватите с собой, моя Принцесса.

Тролль. Зеркала, зеркала, зеркала там и тут.
Удивительным образом верят и ждут,
Что откроется дверь в царство холода, зла,
И исчезнет в чертогах зимы доброта.

Герда. Стоп! Ни слова больше не произносить! Мне знакомы ваши уловки, злобные персонажи. Тень, Вы отнимаете у людей души. Тролль, для вас Ангелы – злейшие враги. Маленькая Разбойница ли ты или Принцесса на горошине, мне всё равно! Говорите немедленно, где Кай!
 
Тень. Понятия не имеем.

Тролль. Больно надо. 
 
Снежная Королева. Льдинки, льдинки, много льда, в сердцах, в душах...холод, вечная мерзлота  на Земле – вот идеальное состояние всего живого...нет любви, нет взаимопонимания...нет сказочника Андерсена.

Тень. Загадочно Вы говорите, Снежная Королева, а  нам с Принцессой куда прикажете деваться? Мы мечтаем о жизни в стране с жарким климатом, на берегу моря-океана, кормить диких обезьян и заниматься сёрфингом. И никаких сказок!
 
Маленькая Разбойница. Да, да, да, я согласна! Надо скорее бежать от этой злой холодной ледяной глыбы.

Тролль. Тоже придумали. Это невозможно. Все пути закрыты.

Принцесса. Ну, Троллик, ну, миленький, выпусти нас с этим господином.

Тень. Тень Андерсена, можно просто Тень.

Музыка.

Ангел. Ночь была тихая, светлая. Весь город спал. Они пролетали над одной из самых узких улиц. На мостовой валялись солома, зола и всякий хлам. Вдруг среди этого хлама я увидела разбитый цветочный горшок, из которого вывалился ком земли.

Кай. Он был оплетён корнями большого полевого цветка.

Ангел. Цветок завял и никуда больше не годился. Его и выбросили.В этой узкой улице, низком подвале, жил бедный больной мальчик, который никогда не выходил из дома.
 
Кай.Он вечно лежал в постели. Только иногда, когда чувствовал себя хорошо, проходил на костылях по своей каморке раза два взад и вперёд, вот и всё.

Ангел. Иногда летом солнышко заглядывало к нему в подвал  на полчаса. Тогда он мог  любоваться первой распустившейся зелёной веточкой, которую ему приносил сосед каждую весну.

Кай. Один раз сын соседа принёс ему полевых цветов, между ними был один с корнем.
 
Ангел. Мальчик посадил его в цветочный горшок и поставил на окно близ своей кровати.
 
Кай. Он принялся, стал расти, пускать новые отростки, каждый год цвёл и был для мальчика целым садом.

Ангел.Цветок был для мальчика маленьким земным сокровищем.

Кай. Он поливал цветок, заботился о том, чтобы его не миновал ни один солнечный луч.

Ангел.Мальчик жил и дышал своим любимцем, ведь тот цвёл, благоухал и хорошел для него одного...но однажды...

Герда. Это будет печальная часть истории. Я придумаю счастливый конец сказки.

Ангел, позволь мне рассказать...

Ангел. Как знаешь, Герда, только хочу попросить тебя об одном.
Никогда не забывай о людях, которые тебя любят, никогда не предавай свою любовь.

Герда. Кай, Кай, я здесь, рядом, я пришла за тобой! Тебя заколдовали.

Кай. Ты хочешь сказать, что моя душа в плену у Снежной Королевы? Не думаю, что это так.

Герда. Кай! Кай, очнись!

Ангел. Возьмём этот цветок с собой! Отнесём его Каю. Когда выглянет маленький лучик солнышка, цветок оживёт, а вместе с этим оттает и сердце мальчика.
 
Кристиан. Моя Тень – единственное видимое существо в этом доме. Ишь, как славно уселась между цветами. А дверь-то полуотворена. Вот бы тени догадаться войти туда, высмотреть всё, вернуться и рассказать обо всём мне. Ну, идёшь? Ну и ступай...Только смотри не пропади там...

Музыка.

Финал.


Это сценический вариант пьесы в исполнении юных актёров детской театральной студии "Сказочники"  https://www.youtube.com/watch?v=mp5xxNTDpj8&t=11s


Рецензии