Первые шаги, глава 5. Станок

5. СТАНОК.

- Будем знакомы, крестник, - протянул широкую ладонь Думов, робко стоящему в кабинете начальника, Сашке, - Пётр Алексеевич Думов, твой    наставник.
- Саня, Александр,- поправился парнишка.
- А по батюшке как?
- Анатольевич.
- Так вот, Александр Анатольевич, ты наверно смотрел спектакль, недавно по телевизору показывали, “Саня, Саша, Александра”.
- Да, это по которому, фильм снят “Член правительства”.
- Вот, вот именно.  Я тебе прямо скажу, какой из тебя “Александр выйдет, время покажет, а пока для меня ты, Сашка, не в обиду сказано,- и хлопнув по плечу, добавил,- пошли в цех, станок покажу.
    Они спустились по железной лестнице со второго этажа, где                располагались: конторка начальника участка, инструменталка и  заводская библиотека.
    Сашка с трудом приноравливался к неторопливому, но широкому шагу Думова.  Механический участок находился внизу, вход, как раз под лестницей, но  громоздкие контейнеры с различными деталями, заготовками, металлической стружкой, мешали пройти на прямую. Приходилось обходить это “сконтейнеротворение”, как обозвал Думов место перед цехом.
- Сколько раз ругался с водилой погрузчика. Нет, всё бестолку,- ворчал Думов,- поставь ты их аккуратней, и удобно, и красиво. Пузанов тоже, хорош.  Видите ли, не до эстетики ему, а сам каждый раз запинается за эти ...  Нет, не понимает человек.
Так они подошли к дверям участка.
- Здорово, ребята,— крикнул с порога Думов.
В первой комнате человека три, стояли  у сверлилок, обернулись,
кивнули наладчику и продолжили свою работу, не обращая внимания на вошедших.
- Ну вот, Санёк, твой цех,  а это - твой станок.
Санька разочарованно хмыкнул. Станок оказался небольшим,
всего с метр шириной, узкой станиной с каким-то приспособлением, укреплённым на ней, но высокий, выше длинного Думова.
- Что загрустил?- почувствовав перемену в Санькином настроении, улыбнулся Пётр,- станок не поглянулся. Да ты не смотри, что мал, зато удал. Работать на таком - одно удовольствие. Смотри сюда.
    Думов наполнил железную коробку бонками из контейнера, поставил её на тумбочку.
- Вот это - двадцать четвёртая бонка,- Санька узнал работу станков-автоматов,- а эта — шестьдесят первая, - на ладонь Думов положил бонку чуть поменьше.
- А почему они под номерами, нельзя, что ли проще - большая бонка - маленькая бонка.
- Да потому,- улыбнулся Думов,- что в радиаторе около ста деталей, и каждой присвоен свой номер. Если ты деталь будешь наименовать по внешним признакам - определений не хватит, техническая документация в беллетристику превратится. А тут номер и чертёж детали, коротко и ясно. Понятно?                - Да.                - Так вот,- продолжал Думов.- Твоя задача нарезать резьбу в этих бонках, станок специально для этого и предназначен.
- И всё?- опять хмыкнул Санька.
- А ты не смейся,- вдруг рассердился Думов,- помню, когда только  начинали осваивать радиаторы, мы их тогда штук сто в месяц выпускали, так у этих бонок резьбу вручную нарезали, потом на токарном станке. А сейчас, красота.  В месяц десять тысяч радиаторов, как хош, но сделай, такой план. - Пётр разгорячился,- а на один радиатор двадцать  четвёртой идёт четыре штуки, шестьдесят первой - две. Вот и посчитай. Сорок тысяч одной и двадцать тысяч другой сделаешь, и завод план сделает, а не сделаешь, сварщики встанут, сборщики встанут, и план к черту. Так что нос не вороти в сторону, не смотри, что станок маленький и детальки неприметные. Здесь все друг с другом завязаны, все необходимы.  Второстепенных людей нет, каждый цену имеет, а цена человека и от его работы зависит и от качества. Потому здесь и завод, а не кустарная мастерская. Понял!— жестким голосом закончил Думов.
- Дядя Петя, не надо меня агитировать. Я раз пришёл работать, буду работать. Вы покажите, что делать?
- Ладно, Санёк,— смягчился Думов,- зря на тебя набросился, да твои ухмылочки  возмутили, дери тебя коза,- наставник дружески толкнул Сашку в плечо. - Смотри сюда. Вот рубильником включаешь станок. Здесь открываешь сжатый воздух, подаешь на пневматику. Эта кнопка пуска станка, эта - остановки. Вот кнопка подачи масла. Кнопка пуска станка запараллелина с педалью, так чтоб включать можно и ногой - что б руки освободить. Вот эта рукоятка привода  пневматического зажима.  Так, что ещё. Вроде всё.- Думов увлеченно стал объяснять дальше. - Теперь смотри внимательно. Ставишь бонки в направляющий жёлоб. Ручку пневматики тянешь на себя, подталкиваешь бонку в зажим, ручку от себя, пневматика срабатывает, и губки зажимают бонку. Нажимаешь педаль. Метчик опускается, нарезает резьбу, поднимается. Опять ручку на себя, толкаешь следующую бонку, ручку от себя, на педаль. Снова на себя, толкаешь, от себя, нажимаешь. Опять на себя. Толкаешь. От себя. Нажимаешь. На себя. Бонку вперёд. От себя. Ногой давишь. На себя. Толкаешь. От себя. Нажимаешь. Понял?
-  Чего не понять.
-  Тогда становись, пробуй.
Сашка не без волнения занял место Петра Алексеевича, взялся рукой за рычаг.
- Поехали, дери тебя коза,- подбодрил Дымов.
Александр почувствовал, как легко подалась ручка вперёд. Зажим резко, с сердитым шипением, освободил деталь. Сашка взял из корзины бонку, подтолкнул ряд по направляющей канавке, так, что очередная бонка оказалась между зажимами. Рычаг на себя. Железные челюсти с чмоком зажали её. Правая нога нажала педаль, и станок ожил. Ровно гудя, патрон с метчиком завращался, спустился, и врезался в отверстие бонки. Коричневая струя масла тяжелым веером разлетелась в стороны. Чуть заметная напряженная дрожь пробежала по станку. Нарезав резьбу, станок переключился , и, вращаясь в обратную сторону, патрон свободно, без всякой натуги поднялся и остановился. Сашка освободил деталь. Взял в руки бонку. Тёплая, масляная и, от этого, какая-то по-особенному нежная, она лежала на Сашкиной ладони с аккуратно нарезанной, поблескивающей внутри, резьбой.
- Вот калибр, проверь им резьбу,- улыбнулся Пётр Алексеевич. Сашка почувствовал, как послушно бонка навёртывалась на калибр.
- Ну, как?— отдавая деталь, спросил он у Думова, левой рукой вытирая пот со лба.
- Что, резьба хорошая,— выворачивая бонку и кидая её в приёмное корыто, произнёс наставник,- давай следующую.

Продолжение
http://proza.ru/2020/07/09/1785


Рецензии