Макаренко против всепропальства

Волнует ли меня будущее наших детей? Смею думать, что да. Я, как и многие соотечественники, очень хочу, чтобы каждый российский ребёнок рос настоящим человеком и гражданином.

Вопрос в том, как к этому идти.

За себя я могу сказать точно – я ничего не смогу сделать, если буду подпитываться исключительно или преимущественно проблемной информацией о том, как сейчас живётся детям в нашей стране.

Я не люблю алармизма и предпочитаю держаться подальше от его носителей. Я совершенно сознательно не читаю постов о «деградации образования», о «потерянном поколении» и т.п. Во-первых, потому, что если это и правда, то далеко не полная. В нашей жизни ничуть не меньше хороших тенденций и явлений, но мы их не видим, не замечаем, не проживаем, не освещаем. И получается, что не поддерживаем хороших начинаний.

Во-вторых, я не накачиваюсь такой проблемной информацией по той причине, которую уже озвучил: чтобы не сбивало и не лишало сил. Которых и так бывает немного. Силы мне нужны для дела. И вообще, чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что люди делятся на две категории: одни говорят о том, что плохо; другие делают, чтобы было хорошо. Я хочу относиться ко второй категории.

И мне есть на кого равняться. В частности – на человека, который сделал для детей нашей страны колоссально много. Человека, который, на минуточку, начинал свою работу в условиях гораздо худших, чем сейчас.

Я говорю об Антоне Семёновиче Макаренко.

«Хорошо было то, что я всегда ощущал себя накануне победы, для этого нужно было быть неисправимым оптимистом» (А. С. Макаренко)

Напомню, если не все знают. В 1920 году, когда в самой стране ещё шла гражданская война, при этом Советское государство ещё и с Польшей вело боевые действия, – в этом году Антону Семёновичу было поручено возглавить колонию для перевоспитания правонарушителей. Условия: обеспечения со стороны государства – практически ноль. Персонала – раз-два и обчёлся. Вокруг образовательного учреждения – голод, разруха и война. Контигент воспитуемых – старшие подростки с ярко выраженными уголовными замашками.

Я уверен, что если бы Антон Семёнович обладал техническими возможностями нашего времени, он бы не стал писать и выкладывать на всеобщее прочтение заметки под общими лозунгами: «куда мы катимся» и «всё пропало». Он делал всё, что от него в той ситуации зависело. А ещё он… мечтал. Мечтал о лучшей доле и не только о материальном благополучии колонии и воспитанников, но и о прекрасных, светлых перспективах для каждого пацана, который был под его началом – голодного, грязного и оборванного. Антон Семёнович это умел – быть одновременно хорошим практиком, возвышенным мечтателем и оптимистом. И он победил. И материальную нищету одолел, и душевную нищету своих воспитанников развеял, подняв каждого из них до большой человеческой высоты.

«Педагогическую поэму» я впервые прочитал в 1998 году. И с тех пор, в течение более чем двадцати лет, я слышал массу «всепропальщиков». И сотни, если не тысячи раз я слышал их мантры о том, что «всё плохо» и «всё рухнет».  А ещё они очень любят клеймить позором тех, кто осмеливается жить не так, как они. По их мнению, быть счастливым и благополучным как внутренне, так и внешне – преступно; они свято уверены, что быть неравнодушным и сострадательным – это значит быть дёрганным, злым и видеть вокруг себя исключительно плохое. Ну, что ж, Бог им всем судья (они так тоже любят говорить, - видимо, считают, что у них монополия на Бога). Я же постараюсь больше о них не писать и никаким образом на них не тратиться. Мой выбор – быть счастливым и делать дело. Дело, от которого станут счастливыми многие.  Именно так жил и нам завещал жить Антон Семёнович Макаренко.


Рецензии