О русской классике

Русская классика знает толк в трёх вещах: в любви к природе, к Отечеству, к страданию.

В целом, о любви русского человека к природе и не скажешь многого нового, ведь в сердцах творцов всего мира красота природы находила отклик.
Природа есть творец, природа есть воплощение искусства, ибо чем яснее созерцаешь природу, тем более вдохновенно она отзывается в душе. Природа совершенна и естественна, ее пейзажи взывают к мечтаниям и наслаждению, а каждое ее настроение различными образами откликается в сердцах поэтов и прозаиков.
Русская же природа неповторима и удивительна, свободна и широка, каждый ее уголок, каждый кусочек пейзажа для себя приметит созерцатель, как это сделал И.С Тургенев, природу в своих произведениях он наполняет живыми красками, поэтичностью, образностью.

Но русская классика не была бы русской классикой, если бы не славилась любовью к Отечеству, русский народ прошедший страшные войны как никто другой понимает ценность жизни, семьи и безопасности, для него истинный патриотизм не слава и награды, а скромное служение родному краю и огромное желание его процветания; при этом любовь к Отечеству выражается не только в военном патриотизме, но и в любви к природе родного края: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», говорил С.А. Есенин; но также эта любовь бывает противоречива, любовь несмотря ни на что, выражающаяся в тоске по Родине.
Более точно передать отношение русского человека к Отечеству можно словами Н.М. Карамзина: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его.» Многие авторы, будь то М.Ю. Лермонтов или А. Блок освещали существующие проблемы в своей стране, но это ни чуть не умаляло их любви к родным краям. Любовь к Отечеству есть патриотизм вопреки всему, любовь к Отечеству есть безусловная любовь к Родине.

Но о чем более подробно хочется рассказать, так это о феномене страдания в русской литературе, а именно о культуре страдания.

Страдание занимает центральное место, если не во всех, то во многих мировых религиях, оно есть искупление, наказание за грехи, за познание великого, запретного, наказание за интеллектуальную исключительность.
«… страдание есть сомнение, есть отрицание. Страдание — да ведь это единственная причина сознания.», говорил Ф.М. Достоевский, которого вполне можно назвать отцом русской трагедии, его герои, не знающие своих начал, но застающие себя в свободной неопределённости, в разладе разума и сердца, жалеющие найти и познать свою сущность неизбежно находят ее в катастрофе не извне, а изнутри, в гибели личности, где в то же время герои возрождаются и постигают свою судьбу, как сущность себя.

Осознание существования неидеального мира, невозможность его изменить и внутренний разлад порождают страдание.
Именно этот неидеальный мир есть многовековая история русского народа, которая, стоит вспомнить, прошла через резкие темпы развития, постоянные колоссальные изменения и волнения. В сознании русского человека за столько времени выработалось представление о страдании, что отложилось в свойствах национального характера, который закалился историческими и духовными испытаниями.

Но это страдание отнюдь не бессознательно, скорее наоборот, путём самобичевания, самоосуждения, терпения, готовности к ещё большим страданиям человек крепко-накрепко связывается с состраданием, а значит с умением к сочувственному переживанию.
Русская классика даёт понять, что жизненный путь, стремление к жизненным истинам происходит через акт страдания, что обогащает духовно, взывает к воздержанности, сочувственному переживанию, формирует и закаляет личность.

Таким образом истинно русский человек, воспитанный на отечественной классике человек вмещает в себе качества, на первый взгляд несовместимые, зато идеально гармонирующие в себе: твердость, силу духа и самоотверженность, выращенные на почве любви к Отечеству, благоговение, эмпатию и воздержанность, вскормленные на феномене многовекового страдания и чувства эстетизма, умиротворенности и вдохновенности, вызванные созерцанием русской природы.
Все это есть сущность многогранной души русского человекa.


Рецензии