Хлеб насущный и душа...

Не смотря на свой зрелый возраст, именуемый "средним", Антонина в глубине души оставалась все той же стеснительной девочкой - подростком. Только сейчас эта болезненная стеснительность пряталась за маской преуспевающей, респектабельной дамы... То, что было внутри, самое сокровенное и тайное, наружу не выпускалось. Иногда, крайне редко, оно угадывалось в неловких, сбивчивых движениях, смущенном взгляде... Но Антонина делала над собой неимоверные усилия, чтобы скрыть свою уязвимость, чтобы сохранить свой "статус - кво".
Все эти чрезмерные потуги, физические и душевные, державшие ее в постоянном напряжении, убивали ее живую плоть, превращая во что - то чуждое, фальшивое...
Ее мир делился на две противоположные части, одна из которых заключалась в ее прирожденной чувствительности, тонкости и богатстве испытываемых чувств, другая - в желании скрыть по возможности эти чувства, иногда - в нарочитой философской настроенности на все происходящее. Эти два противоречия существовали в Антонине одновременно и мучили ее своей абсолютной несовместимостью.
Каждый человек, чтобы ни происходило в его жизни, несет в себе НЕЧТО ПОСТОЯННОЕ, не меняющееся... Но как определить это НЕЧТО? Как не спутать его с чем - то другим?
Антонина задумалась...А что в ней было такого, что не менялось в течение всей ее жизни? Она перебирала в уме черты своего характера и ничего не находила... Вот они, превалирующие черты ее  характера, браво марширующие перед ее проницательным взглядом, но ни одна не выдает себя...
Антонина загибала пальцы, считая:
обидчивость, ранимость, вспыльчивость...
Но они не были постоянными чертами ее характера и проявлялись только в соответствующих обстоятельствах.
В одной книге по психологии Антонина прочла, что "личность становится "трудной", когда определенные черты характера слишком сильно выражены или "застыли", мешают приспособиться к меняющейся ситуации и заставляют страдать самого человека или окружающих (иногда и то и другое). Это страдание и служит критерием для определения трудной личности".
Антонина думала, что в таком случае "трудных" людей гораздо больше, чем "не трудных". У каждого найдется НЕЧТО такое, что будет превалировать в его характере... Или слишком выделяться...
Как же все сложно, думала Антонина. Живет себе человек да живет... ни сном, ни духом не знает, что он "трудный"... Даже не догадывается об этом... Догадываются только его самые близкие, да еще те, с которыми он "пересекается" на работе, в подъезде, в общественных местах...
Получается, что мы все "трудные" и взаимно страдаем от этого... Антонина думала, для чего существует такое разнообразие характеров и такое огромное количество "трудных" людей? Человечество - как один большой муравейник. Неужели только для того, чтобы выжили сильнейшие? Какие цели преследовала природа, создавая нас?
Конечно, можно жить, не задавая себе этих вопросов. Жить да и все... Но в этом "жить да и все" для Антонины была не меньшая загадка, чем в замыслах самой природы.
Но в том - то и дело, что жить, ни о чем не думая, она не могла и поэтому частенько страдала от того, что не находила ответов на мучающие ее вопросы. Антонина догадывалась, что отношение к миру и людям определяется в основном теми убеждениями, которые были приобретены нами еще в раннем детстве. Просто люди не осознают эти убеждения. Вывести их на "чистую воду" может только психоанализ. Но люди не часто обращаются к психоаналитикам. Им не до этого. Нужно зарабатывать на "хлеб насущный", растить детей, решать бытовые вопросы... Ну а душевные проблемы, что - то вроде внутренней неудовлетворенности, плохого настроения, депрессии... можно "поплакаться" друзьям, получить временное  облегчение и... в общем - то жить дальше. Как говорится, от этого еще никто не умирал...
Не всегда легко установить связь между временным состоянием и сформировавшейся чертой характера. Да и кто это будет делать, кроме профессионалов: психологов, психоаналитиков и т.д.? Человеку бы решить его насущные проблемы, а не лезть в "дебри" его душевной жизни... Но от того и появляются "насущные проблемы", думала Антонина, что игнорируется душевная жизнь... А она требует к себе не менее пристального  внимания, чем все остальное.
Вообще, Антонина была "прирожденным" психологом. Сколько себя помнит, она всегда интересовалась психологией. Больше всего ее интересовала именно душевная жизнь людей, а не их материальные достижения. Поэтому она в 35 лет получила второе высшее образование с подтверждением  соответствующей "корочкой", в которой "черным по белому" было написано: бакалавр гуманитарного консультирования. Это было ее гордостью и самым лучшим жизненным достижением.
Говорят, что в психологию идут самые "проблемные" люди. И с этим Антонина могла согласиться... На своем собственном примере. Она любила наблюдать за людьми. Делала это везде, но незаметно и ненавязчиво, так, чтобы человек не догадывался, что он является  "объектом" ее наблюдения и изучения... От этого Антонина получала ни с чем несравнимое удовольствие... Но это не являлось подсматриванием в "замочную скважину", а скорее, неотъемлемой чертой ее характера, врожденной наблюдательностью... Она умела направлять "фокус" внимания на человека так, что "схватывала" его внутреннюю суть... Это происходило на уровне интуитивных прозрений, догадок, ощущений...
Антонина думала, что самое интересное, притягательное и загадочное - это человеческая душа. С ее тонами и полутонами, с ее музыкальностью и "цветовыми" оттенками, а вернее, душевными оттенками... Человек настолько уникален, как живое существо, что не хватит и миллионы жизней, чтобы познать и изучить его. Эти мысли вдохновляли Антонину на интерес к психологии, нейробиологии, нейрофизиологии...к тем наукам, которые изучали мозговую деятельность человека.
 Антонина думала, что нас учат принимать людей такими, какие они есть. Но как это сложно! В этом кроется какое - то внутреннее противоречие, недаром существует  поговорка: насильно мил не будешь. Но "трудные" люди, к которым относимся, возможно, и мы сами, просто существуют, как бы мы не хотели это признавать. Как существует ветер, солнце, земля... Свою "трудность" они получили помимо своей воли и поэтому, наверное, не могут полностью нести за нее ответственность. Хотя бы потому, что она сформировалась под воздействием, как минимум, трех важных факторов: наследственности, воспитания и их собственного жизненного опыта. Кто  захотел бы по своей собственнной воле стать "трудным"?
Как сказал израильский историк Юваль Харари:" Если вы действительно хотите понять, кто вы, не стоит отождествлять себя с аккаунтом  в f или внутренней историей своего "я". Вам стоит присмотреться к реальному потоку чувств и сознания. И тогда вы увидите, как мысли, эмоции и желания появляются и исчезают без видимых причин и без вашей команды подобно тому, как ветер дует с разных сторон и ерошит ваши волосы. Вы, конечно, не ветер, но и не клубок мыслей, эмоций и желаний, существующих в вашем сознаниии, и не прилизанная история, которую вы рассказываете о них задним числом. Вы их чувствуете и переживаете, но не контролируете, и вы - не они".


Рецензии
А Вы никогда не задумывались о религии? Христианство учит, что у каждого человека есть ангел-хранитель и аггел- ангел тёмных сил. И многие наши мысли или от одного или от другого. Святые люди могли закрывать свой мозг от влияния злых сил и их мысли не блуждали от от одного к другому, не перескакивали с одного на другое, как у нас. Они хранили свои мысли в чистоте, а потому были веселы и счастливы. Всего хорошего!

Георгиевна   11.12.2020 22:41     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик! Вера - это сугубо личное дело каждого человека. С уважением - Татьяна

Татьяна Палховская   11.12.2020 22:59   Заявить о нарушении