Строительство Цимлянской ГЭС. Бочарская яма

Экономист совхоза рисового гиганта Рябичёвский, прибыл
 в станицу Цимлянскую для того, чтобы провести ревизию в колхозе
имени Ленина.
Он переночевал в гостинице, дальше его путь лежал в колхоз.
В гостинице он встретился с пожилым человеком, который
в молодости  строил Цимлянскую ГЭС (гидроэлектростанцию).
Они разговорились.
Экономист рассказал о задачах, которые выполняет ГЭС:
1.Гидроэлектростанция решила проблему электричества
Ростовской области.
2.Цимлянское водохранилище решила проблему орошения
области, дополнительно было введено в строй триста тысяч
гектаров орошаемых земель.
3.Водохранилище стало самым крупным водным объектом, самым
рыбным морем на земле.
4.Транспортная водная система позволила транспортировку грузов.
5.Это была самая крупная стройка после войны.
Старый строитель внимательно послушал рассказ молодого
экономиста, и стал рассказывать, как строилась Цимлянская ГЭС.
Возведение её началось с того, что здесь были сосредоточены
громадные людские резервы, и масса техники экскаваторов,
бульдозеров, автомашин.
Главным транспортным средством были грабари: люди, которые
управляли пароконными телегами, к ним были прикреплены
бригады землекопов, которые загружали и разгружали грунт
и всевозможные грузы.
Плотина строилась на песке и из песка, единственная в мире, такой
плотины больше не было.
Здесь были построены бетонные заводы, ведь для сооружения
плотины нужны миллионы кубометров бетона.
Строительство плотины подходило к концу, уже на правом берегу
Дона, на самом высоком месте города Цимлянска была построена
большая ротонда, вид из которой открывался на грандиозное
водохранилище, и величественную панораму бетонной громады
плотины.
Особенно эффективно смотрелись двадцать шандор
(водовыпусков), для сброса переполненного водохранилища.
Ниже плотины начались работы по уборке бетонных заводов,
подсобных строек, бараков, вывоз людей со стройки.
По дну будущего ложа плотины пошли мощные бульдозеры
Т – 100, которые срезали деревья, кусты, бугры, ровняли ямы,
балки.
Неожиданно бульдозеры исчезли, утонули в болоте, которого здесь
ещё недавно не было.
Неожиданно здесь образовалась так называемая  впоследствии,
«Бочарская яма».
Это был настоящий зыбун.
Стройку пришлось срочно остановить.
Всех топографов, геодезистов, всех специалистов, которые
участвовали  в обследовании земли от верховьев Дона до устья,
всех картографов, немедленно арестовали, и начались допросы.
Был один вопрос: как же так, что при исследовании не было даже
намёка на эту топь, это болото, эту «Бочарскую яму»?
Сразу со всей страны были вызваны специалисты, которые начали
повторное обследование грунтов, почвы.
Ведь это была первая послевоенная крупнейшая стройка страны, и
вдруг такая беда.
Стал вопрос, что же теперь делать, как найти выход из этого
положения, ведь в этой «Бочарской яме» могла рухнуть и исчезнуть
в болоте громадная плотина, труд миллионов людей.
Срочно к месту этой топи была подведена железная дорога, день и
ночь шли эшелоны, гружённые всем, что только могло тонуть, это
были кирпичи, камни, щебёнка, бетонные надолбы,
противотанковые ежи, сгоревшие немецкие и наши танки.
Но «Бочарская яма» всё глотала и глотала, всё, что ей швыряли в
бездонную пасть, и всё это подталкивали бульдозерами.
Только через два месяца начали появляться из этого болота  всё то,
что уже не тонуло.
Тогда началась заливка бетона в эту «арматуру», и наконец, плывун
был побеждён.
Начались выяснения причин  появления «Бочарской ямы».
Остановились на том, что строители сами создали этот плывун.
Рядом с плотиной стояли мощные американские насосы, они
качали воду для  стройки, вот они и вымыли из почвы глинистую
фракцию, получилось движение песка, ведь плотина строилась
на песке и из песка.
Наконец наступило время пуска плотины,ожидали приезда Сталина,
но Сталин так и не приехал на пуск, ротонда так и осталась
на многие года знаменитостью, на которую любуются теперь многие
поколения строителей и гостей города Цимлы.
Утром пожилой строитель поехал смотреть плотину, не забыл он
осмотреть и ротонду, поехали они вместе с экономистом.
Молодой экономист, спросил его, как он смог выжить на этой
стройке, ведь вы тоже работали в бригаде топогеодезистов.
На что тот ответил, что он только носил топографическую рейку,
и рабивал колышки – репера, и иногда заглядывал в глазки
нивелиров, теодолитов, а в основном таскал мерную ленту.
Это потом уже, он окончил Гидромелиоративный институт,
и после этого всю жизнь работал по этой специальности.
Теперь он решил посетить эти места, где прошла его молодость,
ведь он тоже был причастен к этой грандиозной, громаднейшей
стройке, и он был очень горд, что и его труд вложен в эту
уникальную стройку.






,


Рецензии